Евстолия Петрова
Занятие по художественно-эстетическому развитию (рисованию) для детей старшей, подготовительной группы «Русский сувенир»
▼ Скачать + Заказать документы
тема: «Русский сувенир»
автор: Петрова Евстолия Анатольевна
воспитатель 1 квалификационная категория
2014 г.
Программное содержание:
1. Приобщение детей к прекрасному через знакомство с народно-прикладным искусством, через познание красоты природы и эстетику среды, в которой живут и развиваются дети; - расширять представления о многообразии видов народного декоративно – прикладного искусства с учетом их индивидуальных возможностей;
Публикация «Занятие по художественно-эстетическому развитию (рисованию) для детей старшей, подготовительной группы „Русский сувенир“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Рисование. Все материалы
- Рисование. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2014
2. Формирование у детей эстетических интересов, художественных потребностей, творчества и способностей; учить выделять и замечать основные средства выразительности изделий различных народных промыслов
3. Воспитывать интерес к народно-прикладному искусству, развивать художественно - творческие способности детей. Их деятельность должна быть непринужденной, насыщенной радостным устремлением, творческим воображением, инициативой. Развивать такие качества как усидчивость, внимание, аккуратность при работе с красками.
Ход занятия:
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Скажите, а вы любите путешествовать? Расскажите, где вы уже побывали? Из любого путешествия люди что-то привозят, а вы что привезли? То, что люди привозят из путешествия, на память о нем называется – сувениры. Сувенир – это маленький символ того места где вы побывали. Наша Родина Россия очень большая, в разных ее уголках разная природа, разные народы и национальности населяют нашу Родину, у нас много деревень и городов где есть свои традиционные промыслы, которыми люди занимаются десятки, а иногда и сотни лет. Я вам сегодня принесла несколько таких сувениров привезенных из разных мест нашей страны, может быть, и вы какие-то из них узнаете (берёт в руки дымковскую игрушку). Вот эта игрушка приехала к нам из села Дымково, что находится недалеко от Вятки, с давних времен жители долгими зимними вечерами лепили из глины разные фигурки, обжигали их в печке и расписывали яркими красками, называется это – дымковская роспись.
А вот эти ложки приехали к нам из небольшого города Городец, что на Волге, народные мастера вырезают из дерева, досочки, шкатулки и конечно, ложки (деревянные резные, звонкие да расписные) а потом раскрашивают их яркими цветами, лошадками, птицами называется эта роспись – городецкая.
Посмотрите на эти яркие изделия! Это золотая хохлома, делают её народные умельцы нижегородской области из дерева, хохломская роспись известна во всем мире.
А вот эти сувениры я привезла из города Гжель Московской области. Эти фарфоровые статуэтки и посуду вот уже 195 лет выпускает один из старейших заводов нашей страны, а мастера вручную расписывают их синей кобальтовой краской.
Ещё много есть разных народных промыслов – это и вологодские кружева, жостовские подносы, Палех, изделия из меха и бисера наших северных народов, но в каждом изделии видна любовь к родной природе, мастера используют только местные материалы (глину, дерево, кость, природные красители и узоры родного края.
Дети садятся на стулья. Показ презентации:
1слайд Воспитатель: Вот Дымка – кружочки, блинчики, солнышки, травка, горошки, волны. Дарыни, ковалеры, коробейники, ребятишки и лошадки – все радостное, как на масленичном гулянии, когда зиму проважают, а весну встречают. Посмотришь, как будто весеннее солнышко пригрело.
2 слайд Воспитатель: А у Городецкой росписи яркие цветы, сочные травы. Да и фон какой, красный, желтый – узнали время года? Конечно это лето!
3 слайд Воспитатель: А Хохломскую роспись даже называют также как это время года – золотая (осень). Правильно, ведь у Хохломы только три основных цвета – черный, красный, золотой. Рисуют плоды (яблочки, ягодки, гроздья рябины).
4 слайд Воспитатель: Гжельскую роспись, ни с какой другой не спутаешь, только белый и все оттенки синего цвета. А узоры, завитки, полоски, веточки, волшебные цветы. Догадались, какого времени года эти узоры, правильно зимы.
Невидимкой осторожно
Он является ко мне
И рисует, как художник,
Он узоры на окне:
Это – клен, а это – ива,
Вот и роза предо мной,
Как рисует он красиво
Синей краскою одной!
Вы догадались, кто этот художник, конечно же это мороз, а он никому на месте стоять не велит, давайте и мы немножко погреемся, вставайте около своих стульчиков (физкультминутка)
С неба падают снежинки
Как на сказочной картинке
(плавные взмахи руками)
Будем их ловить руками
И покажем дома маме
(хлопки руками)
А вокруг лежат сугробы
Снегом замело дорогу
(круговые движения руками)
Мы с тобой метлу возьмем
И дорожки разметем
(движения вправо и лево руками)
Хоть мороз и невелик
Стоять на месте не велит
(прыжки на месте)
Мы подышим на ладошки
Отогреем мы окошки
(потирают руки и дышат на ладошки)
Дети садятся. 5 слайд Воспитатель: Посмотрите на морозные узоры на стекле, по краю узор тонкий, кружевной, какая кисточка нужна для такого узора, правильно, тонкая, рисовать нужно самым кончиком, кисточку держать вертикально. А в центре, наоборот, узор крупный, мазки широкие, яркие, кисточка нужна широкая, большая. В детстве, чтобы выглянуть сквозь замерзшее окно на улицу, мы нагревали на печке монетку и прикладывали ее к окну, получалось небольшое оконце, сквозь которое была видна улица, словно гжельская тарелка с бело-синим узором. Я вам предлагаю на память о нашей встрече сделать сувенир по мотивам гжельской росписи.
Дети садятся за столы. У каждого картонная тарелочка белого цвета, краска синего цвета (гуашь, 1 тонкая, 1 толстая кисть.
Воспитатель: Чтобы приготовить наши руки, давайте сделаем гимнастику
В гости к пальчику большому
Приходили прямо в дом
Указательный и средний
Безымянный и последний,
Сам мизинчик-малышок,
Постучался о порог.
Вместе пальчики друзья,
Друг без друга им нельзя!
Воспитатель: Работу нужно начинать с центра, а в центре, мы говорили, находится крупный элемент, цветок. Какая кисть нужна? Дети рисуют центральный элемент. Воспитатель показывает на мольберте метод протягивания мазка от центра к краю по кругу (круг нанесен на тарелку карандашом).Дети могут попробовать мазки на дополнительном листочке.
Воспитатель: а теперь нужно оформить край. Какая кисточка нам понадобится? Вы можете нарисовать точки, капельки, завитки (показ).
У каждого художника есть свой узор любимый,
И в каждом отражается сторонушка родимая.
По окончанию рисования. Воспитатель:
У нас красота на весь мир
У всех вас русский сувенир!
Быстро время пробежало расставаться нам пора, но я надеюсь, что сувенир, который вы сегодня сделали своими руками, будет вам напоминать о нашей встрече. До свидания, ребята!