Татьяна Кудинова
Занятие «Пернатые обитатели осеннего леса»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели: воспитывать доброе и заботливое отношение к птицам, желание охранять пернатых друзей, помогать им;
закреплять знания о перелётных и зимующих птицах, познакомить с особенностями их жизни, питания, поведения;
развивать творческие способности, речь, мышление;
учить понимать образный смысл загадок;
активизировать словарь (юг, перелётные, зимующие, пернатые птицы, тёплые края, кормушка).
Подготовительная работа: наблюдение на прогулке за птицами; чтение художественной литературы о зимующих и перелётных птицах.
Публикация «Занятие „Пернатые обитатели осеннего леса“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Осенний лес. Конспекты занятий
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Птицы, пернатые. Все материалы о птицах
- Птицы. Конспекты занятий
- Темочки
Оборудование: иллюстрации с изображением птиц; атлас «Пернатые», мяч,панно кормушки, бумажные пакеты, ножницы.
Непосредственно образовательная деятельность
Воспитатель. Послушайте стихотворение.
Если на деревьях листья пожелтели,
Если в край далёкий птицы улетели,
Если небо хмурое, если дождик льётся,
Это время года как зовётся? М. Ходякова
Воспитатель выставляет на панно картинку с изображением поздней осени.
Сейчас стоит поздняя осень. Какое настроение у вас вызывает осенний пейзаж?
Дети. Грустное. Печальное.
В. - Назовите, пожалуйста, приметы поздней осени.
Ответы детей (день стал короче, а ночь длиннее, часто идут дожди, с деревьев облетела листва, стало холодно, иногда идёт снег, многие птицы уже улетели в тёплые края).
В. – ребята, отгадайте загадки
По мере отгадывания воспитатель выставляет на панно картинку отгадку.
По весне к нам с юга мчится
Чёрная как ворон, птица.
Для деревьев наших врач –
Насекомых ест всех (грач).
Эту птицу знает всякий:
На шесте его дворец,
Червяков птенцам таскает
Да трещит весь день (скворец).
Жить другим птенцам мешает,
А своих они бросают,
Счёт годам ведут … (кукушки).
Ребята, о каких птицах эти загадки?
Дети: о перелётных птицах.
В. - назовите еще перелетных птиц каких вы знаете?
Дети: ласточки, соловьи, трясогуски, цапли, журавли, утки.
Выставление иллюстраций птиц, названных детьми на панно.
В. - давайте вспомним, почему эти птицы улетают от нас осенью?
Дети: птицы которые улетают от нас на зиму едят разных насекомых мух, жуков, червяков, мошек, кузнечиков, гусениц. Когда становится холодно, насекомые прячутся в щели, залезают глубоко под кору деревьев и птицы не могут их достать. Поэтому они улетают от нас в тёплые края.
В. - скажите, ребята, что птицам страшнее: голод или холод?
Дети: голод страшнее птицам.
Дидактическая игра «Зимующие и перелётные птицы
Каждому ребёнку воспитатель дает карточку с изображением перелётных или зимующих птиц. Ребёнок должен назвать свою птицу и поставить на панно с иллюстрацией «летний пейзаж» или «зимний пейзаж».
В. - Сейчас мы продолжим отгадывать загадки про птиц. Отгадки выставляются на панно.
1. Каждый год я вам лечу, зимовать у вас хочу.
И, ещё красней зимой ярко-красный галстук мой. (Снегирь)
2. Спинкою зеленовата, животиком желтовата,
Чёрная шапочка и полоска шарфика. (Синица)
3. Эта птица у природы, как живой прогноз погоды,
Громче всех она орёт, если скоро дождь пойдёт. (Ворона)
Ребята, каких ещё вы знаете зимующих птиц?
Дети называют, воспитатель выставляет иллюстрации птиц, названных детьми.
В. - скажите чем питаются птицы зимой?
Дети: шишками, ягодами рябины, семенами деревьев, крошками, отыскивают корм около мусорных ящиков.
Игра с мячом «Кого, чем угостим?»
Воробья – крошками, синицу – салом, снегиря – рябиной, голубя – пшеном, свиристеля – семечками.
В. - ребята, а что можно сделать, чтобы корм всегда был у пернатых?
Дети: Развесить кормушки.
В. - Из чего можно сделать кормушки?
Дети – из фанеры, бумажных пакетов, пластиковых бутылок.
В. - ребята, почему лучше сделать кормушку, а не сыпать корм на землю?
Дети: чтобы корм не заносило снегом, и птицы знали место, где есть корм.
В. - Ещё кормушки нужны, чтобы корм доставался всем птицам.
Воспитатель вносит готовую кормушку. Кормушка сделана из фанеры. Она очень красивая, внутри много места, куда можно положить корм. Такие кормушки могут сделать только взрослые. Ребята, а мы с вами сделаем кормушки из бумажных пакетов.
Воспитатель раздаёт каждому ребёнку бумажный пакет из-под напитков и ножницы. Дети вместе с воспитателем прорезают в них «окошки».
Ребята, посмотрите какие кормушки у нас получились. Мы с вами повесим их на нашем участке, принесём корм, и птички, которые прилетят зимой и сейчас поздней осенью, будут очень благодарны за нашу заботу и внимание.