Анна Гвоздицкая
Занятие-открытие «Почему березку называют белоствольной»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Раскрыть тайну березки, почему ее называют белоствольной. Воспитывать любовь к родной природе, бережного отношения к ней.
Задачи: познакомить детей с порошкообразным веществом бетулином, придающим бересте белый цвет; поддерживать у детей познавательный интерес к открытию тайн живой природы; воспитывать чувство любви к русской березке; способствовать непринужденности общения детей друг с другом и с взрослым.
Интеграция образовательных областей: Познание, Коммуникация, Социализация.
Активизация слова: бетулин, береста.
Публикация «Занятие-открытие „Почему березку называют белоствольной“» размещена в разделах
- Береза, березка. Конспекты занятий
- Береза. Все на тему березок для детей
- Деревья и кустарники
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2014
Материал: коробочка с берестой, несколько кусочков черной ткани, лупы, альбомные листы, карандаши, аудио магнитофон с записью русской народной песни «Во поле береза стояла».
Примечание: занятие проводится на прогулке, на участке детского сада.
Ход занятия:
На участке детского сада воспитатель показывает детям знакомую им «волшебную» коробочку.
Воспитатель: Ребята, посмотрите -
В волшебной коробочке тайна сокрыта,
Вам предлагаю ее угадать.
Руку в коробочку ты протяни-ка
И сразу попробуй ты тайну назвать.
Дети пытаются на ощупь угадать в коробочке бересту.
Воспитатель: Ребята, а что вы знаете о верхней «одежде» березы?
Дети: ответы
Воспитатель: А теперь послушайте, пожалуйста, прекрасное стихотворение:
Люблю тебя я – стройную, березку белоствольную!
Весною в нежной зелени, с кудрявой головой,
Ты самая красивая, березка моя милая,
В любое время года любуюсь я тобою!
С душевно теплотой в голосе произносит воспитатель, а потом вместе с детьми.
Воспитатель: Помните, дети, как мы с вами приходили сюда? И я вам обещала рассказать какую-то тайну из жизни берез. Кто помнит, какую именно?
Дети: Тайну, о том, почему ствол у березы белого цвета.
Воспитатель: Верно, я обещала вам рассказать, почему березу зовут белоствольной, отчего у нее ствол белого цвета. Но сначала попытайтесь сами ответить на этот вопрос.
(Выслушав предложения детей)
Воспитатель: Я предлагаю с помощью луп внимательно рассмотреть бересту. Затем черными кусочками ткани несколько раз осторожно провести по коре берез.
Ребята выполняют задание.
Воспитатель: На что же похоже то, что вы увидели на пальцах рук, кусочках ткани? Вот мы и откроем тайну, отчего же у берез кора белая. В клетках бересты находится белое вещество, похожее на зубной порошок. У этого порошка красивое название – бетулин. Давайте повторим новое для нас слово громко, тихо, шепотом. Бетулин покрывает кору берез тоненьким слоем”. Дети еще раз невооруженным глазом и при помощи луп рассматривают кору берез и приходят вместе с педагогом к выводу, что верхняя пленка бересты постоянно отшелушивается, как старые клетки кожи человека. Порошок – бетулин обсыпается, и становится видна молоденькая, нежная береста, которая, в свою очередь, тоже покрывается бетулином.
Воспитатель: А сейчас давайте поиграем с березовым листочком будем называть, какая березка, например – белоствольная и т. д.
Дети придумывают определения к слову березка и передают листочек своему соседу.
Воспитатель: Молодцы ребята, сколько красивых слов о березке вы назвали.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что в старину юноши и девушки водили хороводы вокруг березы. Вот и я приглашаю всех на танец «Во поле береза стояла».
Дети, с помощью музыкального сопровождения русской народной песни «Во поле береза стояла» водят хоровод вокруг березки.
Воспитатель: Ребятки, а еще я хотела вам рассказать, береста неразрывно связана с русскими народными промыслами. Из бересты в старину изготовляли туески, короба, которые использовались для хранения продуктов и жидкости. Кружки, хлебницы, лапти и другие предметы быта. Вот посмотрите, я вам принесла лапти, изготовленные из бересты.
Воспитатель: А знаете ли вы, ребята, как называются деревья, которые растут у нас на участке, и чем они отличаются друг от друга? Мы узнаем об этом, когда поиграем в игру “К дереву беги!” Я буду описывать какое-то дерево затем по команде «Раз, два, три! К дереву беги! Вы должны бежать к тому дереву, которое я описывала».
Воспитатель: Какие же тайны белоствольной красавицы мы сегодня с вами открыли?
Дети: Мы узнали, что в коре березы – бересте – находится белое вещество, которое называется – бетулин.
Воспитатель: А мне сегодня понравилось наше занятие. Ребята, заканчивая наше занятие, давайте с вами нарисуем березку.
После рисования ребята обмениваются впечатлениями о своих рисунках.