Фания Ибряева
Занятие «Оренбургский пуховый платок»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Знакомство с Оренбургским пуховым платком.
Интеграция образовательных областей: социализация, коммуникация, музыка, художественное творчество.
Цель: Познакомить детей с одним из народных промыслов- Оренбургским пуховым платком.
Задачи: Показать и рассказать, как много труда надо вложить, чтобы связать его. Воспитывать уважительное отношение к художественному национальному наследию, стремление сохранять и обогащать его. Развивать интерес, наблюдательность. Содействовать обогащению словарного запаса детей.
Публикация «Занятие „Оренбургский пуховый платок“» размещена в разделах
Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций «Оренбургский пуховый платок», «Образцы узоров пухового платка». Рассматривание картины «Коза с козлятами».
Оборудование: Оренбургские пуховые платки, паутинки, пряха, пух, спицы, гребёнка, пряжа, веретено, картина «Коза с козлятами».
Ход мероприятия.
Воспитатель: Сегодня мы с вами совершим экскурсию в один из зала музея и не просто музея, а музея - мастерскую, где вспомним и закрепим то, что нам известно, узнаём что-то новое.
Вижу чудное приволье
Вижу реки и поля
Это русское раздолье
Это- Родина моя.
Как называется наша Родина?
Дети: Наша Родина- Россия.
Воспитатель: А как называется край, в котором мы живём?
Дети: Мы живём в Оренбургской области (в Оренбуржье)
Воспитатель: Чем богат наш Оренбургский край?
Дети: Хлебом, металлом, нефтью, газом, яшмой, солью, пуховыми платками.
Воспитатель: Да, действительно очень богат наш родной край, а гости приезжающие из разных концов земли хотят купить в подарок паутинки и Оренбургские пуховые платки. Во многих селениях Оренбуржья, чуть ли не в каждом сельском доме вяжут платки. Секреты мастерства передаются от матери к дочери, от бабушки к внучке. (Воспитатель берёт в руки паутинку). От чего каждый раз светлеет и радуется душа, отчего охватывает трепет нежности и удивления, когда берёшь в руки Оренбургский, ажурный пуховый платок - свой узор.
Сейчас девочки исполнят танец, а мальчики и гости полюбуются причудливыми узорами морозных окон, которые отражаются в ажурных платках мастериц. (Танец).
Воспитатель: Да, оренбургский пуховый платок навсегда поселился в музеях нашей страны, на выставках за границей, завоёвывая любовь и популярность. Многими медалями и почётными дипломами были награждены мастерицы за свои чудесные платки. Очень давно, еще до революции впервые об Оренбургских пуховых платках узнали в Англии на всемирной выставке. Это были платки искусной вязальщицы Марии Николаевны Усковой. Она была награждена дипломом, серебряной медалью, 125 рублями серебром «За шали из козьего пуха» (1861г.)
Воспитатель: Из чего же вяжут такие платки?
Дети: Из козьего пуа.
Воспитатель: Да пуховый платок начинается с козы. Вот она красавица.
Дети: Стоит, вытянув шею и прикрыв глаза. На голове небольшие рога, чуть загнутые, маленькая бородка и чёлка, спина прямая немного приподнятая сзади, туловище удлинённое, ровно обросшее густой мягкой шерстью, ноги короткие и крепкие.
Воспитатель: кто хочет рассказать о козе?
Дети: коза домашнее животное, ласковое и очень привязчивое. Коза была самым первым животным дающим молоко. Молоко козы полезней коровьего. Кроме молока коза дает мясо, шерсть, кожу, пух.
Воспитатель: действительно пуховый платок начинается с козы. В феврале –марте её чешут в ручную, и пух поступает к вязальщице. Давайте пройдем в мастерскую и познакомимся с нашими мастерицами, которые вам расскажут от пуховых паутинках. Знакомимся это Ирина Николаевна, Любовь Ивановна и Раиса Дмитриевна.
1 мастерица: вот пух, которой начесали от коз ы. Вот этот весь пух пойдет на одну пуховую паутинку. Рассмотрите его. В нем есть перхоть, пыль, соломинки, травинки, мусоринки, репьи, волосы, колючки. Все это необходимо выбрать, а затем растеребить, разрыхлить. Убедитесь сами – как это трудно выбрать все волоски. (Садятся выбирать волоски. Мастерица вместе с ними.)
Мастерица: за вязанием и работой с пухом приходится просиживать часы – без песен или разговора соскучишься. Мы и о Пугачёвой, и о Пушкине, и о Чапаеве, и о Гагарине можем рассказать. Все они на нашей земле Оренбургской бывали. Про каждого песни и истории сложены.
А я вам сейчас расскажу сейчас об одной старой мастерице: Богунчихе, равной которой во всей округе не было, тоньше никто не спрядет, никто не свяжет. Людям бы только радоваться ее мастерству. Но была Богунчиха корыстной, скрывала секреты своего мастерства, никого не пускала в свой дом и сама редко хаживала в гости. Боялась старая, что кто-нибудь подглядит, как она вяжет. Так и жила надеждой, что навсегда останется непревзойденной мастерицей. Но однажды ей сказали, что в соседней деревне объявилась молодая вязальщица и что платки е не хуже, а даже лучше чем Богунчихи. Ей бы старой порадоваться, как богата земля талантами, что нашлась преемница. Ах, нет! Помрачнела, закручинилась. А как поглядела – захворала. Вернулась домой, заболела от зависти, да померла. А красивые платки ее моль извела – пропали. Так ни от Богунчихи, ни от ее платков ничего доброго людям не осталось. Таких мастериц ждет всегда печальная участь, потому, что нельзя от людей отгораживаться. От потомства к потомству все лучшее передаваться должно. Таков уж у нас живой обычай: умеешь сам – пособи подружке.
А теперь посмотрю, как выполнили работу. (смотрит, оценивает) каким стал пух?
Дети: мягким, пушистым.
Мастерица: а ведь так по клочку нужно перебрать, распушить весь пух, а затем перечесать 2 раза на ческах и на гребнях. С виду легко, а на самом деле трудно. Не раз до крови наколешь пальцы, прежде чем научишься быстро перепускать пух.
Теперь наступает самая трудная и ответственная работа – спрясть пух на веретене, необходимо, чтобы нить получилась ровная, тонкая, без колючек. Надо и веретено крутить и за пухом следить. Дальше, что с ниткой делают, Любовь Ивановна расскажет.
2 мастерица: сама пуховая нить очень слабая, поэтому её соединяют с шелковой, затем сучат их- скручивая вместе на пряхе, чтобы крепкая и красивая получилась пряжа. Что получается?
Дети: пряжа.
Мастерица: и только потом начинают вязать на спицах, их ещё называют иголками. На чем вяжут?
Дети: на спицах.
Воспитатель: давайте немного понаблюдаем, как работают мастерицы.
Мастерица: беседа дорогу укорачивает, а песня работу. Нам без песни никак нельзя. Хоть и голоса нет, да душа поет. Только не всякие песни нам подходят.
Воспитатель: а какие? Добрые, сердечные?
Мастерица : не совсем так: вот скажем «Катюша» куда как хороша, а нам не к месту, нам нужна песня тихая, протяжная. Самая любимая песня: «Оренбургский пуховый платок». Написали её поэт Боков и композитор Пономаренко. Трогательная, ласковая, протяжная – эта песня полна сердечной теплоты и большой любви к самому дорогому человеку – к маме.
(исполняется песня).
Воспитатель: Ирина Николаевна, а как вы придумываете узоры для своих паутинок?
3 мастерица: у нас пуховниц в основе готовые узоры издавна из рук в руки передаются, многим они знакомы. Это- глушинки, змейки, елочки, кошачьи лапки, павлиний хвост и другие. А новые узоры нам природа подсказывает. Например, прилипнет к одежде снежинка мохнатенькая в лучиках вся, так и хочется ее связать или мороз подсказывает новый узор: нарисует на стеклах окон, только срисовывай, фантазируй, да вяжи: тут и елочки и веерочки и трилистники, и многое другое. Ну а построение у всех паутинок одинаковое. По краям зубчики, вокруг – кайма, а середина ажурная. Кайма от середины отделана дорожкой, а у меня ребята к вам большая просьба. В наш музей необходимо нарисовать образцы узоров Оренбургских пуховых платков. Помогите, пожалуйста (раздает листочки).
Дети идут выполнять работу. По окончании все работы выставляются на стенд. Дети рассказывают, какой у кого узор.
Мастерица: спасибо. Все работы достойны быть экспонатами нашего музея.
Воспитатель: сегодня наше занятие посвящено Оренбургскому пуховому платку. Века идут, а он нужен и сегодня, потому что он несет людям тепло, здоровье бережет, красотой веселит, он как хлеб – никогда не надоест. И кем бы вы ни были в жизни: учителями, крановщиками, лаборантами, врачами, почтальонами – вам будет всегда доставлять большую радость – умение творить красоту и дарить её своим близким и самым родным людям.
Мастерица: а для того, чтобы вы научились сами вязать, мы дарим вам в подарок спицы.
Воспитатель: давайте ребята поблагодарим мастериц за интересный рассказ, за подарок, за их золотые руки и нелегкую работу.
Дети: спасибо, до свидания.