Приложение МААМ

Занятие по профилактике суицидального поведения и намерений у детей и подростков в возрасте 12–15 лет

Майорова Анастасия Михайловна
Занятие по профилактике суицидального поведения и намерений у детей и подростков в возрасте 12–15 лет
▼ Скачать + Заказать документы

Занятие «Океан человеческих чувств»

Цель: осознание положительных моментов, информирование других членов группы о своей реакции на те или иные события показать; как можно вести себя в сложной жизненной ситуации.

1. Приветствие:

Упражнение «Знакомство»

Психолог

Добрый день дорогие дети. Рада вас видеть на нашей встречи. Каждый участник нашего занятия представиться всем назвав свое имя и чем он увлекается.

Каждый участник называет одно положительное и одно отрицательное событие, которое произошло с ним за день.

Публикация «Занятие по профилактике суицидального поведения и намерений у детей и подростков в возрасте 12–15 лет» размещена в разделах

Психолог: молодцы, очень хорошо. Теперь мы познакомились и можем проводить нашу встречу. Всех приглашаю встать в круг и будем по очереди заводить машину со звуком «тр-тр», и звук, с которым она тормозит «стоп». Первый начинает, а стоящий с право продолжает заводить машину. Будьте внимательными, когда я скажу стоп, то движение начнется в противоположном направлении.

2. Основная часть

Психолог: сегодня мы будем говорить о жизненных трудностях и способах их решения. А ещё о том, как помочь другу, если он оказался в трудной жизненной ситуации.

Я не случайно посадила вас таким образом. Представьте себе, что это «жизненный коридор», по которому должен пройти человек определённый отрезок своей жизни. Например, период школьной жизни с 1 по 11 классы, т.  е. с 7 до 18 лет.

Упражнение «Коридор безопасности»

Учащиеся садятся напротив друг друга в два ряда, образуя посередине подобие «коридора».

Психолог: Я не случайно посадила вас таким образом. Представьте себе, что это «жизненный коридор», по которому должен пройти человек определённый отрезок своей жизни.

Какие трудности могут встретиться на этом отрезке жизненного пути?

(Участники записывают трудности на стикерах и приклеивают их на пол по всему «коридору»).

Мне нужен помощник.

(Из желающих выбирается один участник; он становится в начале «коридора»).

Психолог: (зачитывает вслух). Ну, что, (имя учащегося, страшно? Как ты будешь преодолевать эти препятствия? (ребёнок пытается найти решение каждой трудности).

- Какие проблемы могут привести к суициду?

- Легко ли было идти, какие способы использовали, чтобы преодолеть препятствие?

- Как бы себя повели, если бы ситуация оказалась реальной?

- Какое качество нужно проявить для преодоления препятствия?

Психолог: Итак, мы видим, что все эти проблемы вполне решаемы. Тогда почему же некоторые ваши сверстники-мальчики и девочки - не видят выхода из трудной ситуации и решаются на самоубийство? Как вы думаете?

(Учащиеся высказываются).

Психолог: «Человеку может показаться, что в его жизни сложилась безвыходная ситуация. И тогда он проявляет слабость – подчиняется обстоятельствам. Но жизнь требует мужества! И единственная альтернатива слабости – мужество бытия и поиск выхода из ситуации».

Сказка «Коряга»

Задание: с закрытыми глазами прослушать сказку и придумать свой конец.

Давным-давно в одном прекрасном лесу среди красивых деревьев с густыми кронами и стройными стволами жила странная Коряга. Своим причудливым видом она вызывала всеобщие насмешки соседей. Долго лежала коряга среди этих деревьев, горько размышляя, почему она не такая, как все. Все деревья как деревья, красавцы как на подбор, а она скрюченная, ободранная, кривая - ни красоты, ни проку… Как ей было обидно!

Однажды в лес приехали лесорубы. Они срубали деревья одно за другим, укладывали их в грузовик и увозили на мебельную фабрику. «Счастливчики…», - думала Коряга, завидуя этим деревьям, - «Из них изготовят красивую мебель, которая будет радовать людей и приносить им пользу, а я такая никому не нужна. Так и сгнию в этом лесу, и никто даже не узнает о моем существовании.».

Как-то утром в лес забрел один старичок. Он долго ходил по лесу и набирал хворост для обогрева своего жилища. Коряга, уже отчаявшись быть когда-то кому-то полезной, лежала среди зарослей травы и думала о чем-то своем. Для нее было крайне неожиданным, что старик обратил на нее внимание. Он поднял Корягу с земли, попробовал на прочность, слегка согнув ее, и положил в свою телегу. Ей предстояло сгореть без следа, если не считать золы, да и ту выметут, выкинут и позабудут. Но, несмотря на это, она была счастлива!

В телеге Коряга оказалась в большой компании различных палок и поленьев и, как всегда, тут же нашлись и добрые и завистники. Вредных оказалось большинство, и они стали злословить и хихикать по поводу ее внешности. И так ей стало больно за все эти годы страданий и издевательств.

В довершение всех унижений телегу неожиданно тряхнуло. Коряга вылетела, закувыркалась по дороге и начала скатываться по склону горы. Для чего жить, если даже в костер не сгодилась! О, как же тяжело достался ей этот спуск! От страха перед тем, что же с ней произойдет в конце, она судорожно пыталась зацепиться за небольшие деревца, за камни, за траву, за землю., но ничего не получалось. В конце концов, бедная Коряга поняла, что летит с обрыва. Внутри все сжалось и казалось, перед ней промелькнули все картинки из ее жизни (Долгая пауза).

Она упала в море. «Что это? Куда я попала? Что со мной будет?» - думала Коряга. Эта стихия пугала своей неизведанностью, непонятностью, нереальностью. Через некоторое время на море начался шторм. Все вокруг потемнело, завыл ветер, над морем угрожающе стянулись огромные тучи. Корягу кидало из стороны в сторону, било холодными волнами. Она, то погружалась в морскую пучину, то всплывала на поверхность, и думала, что этот кошмар никогда не закончится, что вот сейчас точно ей придет конец. Но вот шторм начал потихоньку стихать… на небе показалось солнышко. Оглянувшись вокруг, она увидела много интересного: стаи проплывающих рыб, коралловые рифы, пеликана, реющего над водой в поисках пищи, приятно и ласково шелестящие волны. Теплые морские волны, словно любимое дитя, убаюкивали Корягу… Она по-другому увидела этот мир: вокруг не было никого, с кем можно было бы ее сравнивать. Здесь она была одна такая., единственная. И на душе у нее стало радостно и спокойно (Пауза)

Так она плавала по волнам, пока ее не выбросило на берег. Опять безнадежность - так и придется лежать здесь, пока не сгниешь и не превратишься в труху. До чего же бессмысленной оказалась моя жизнь! Прогревшись на солнышке, коряга как-то незаметно уснула под равномерный шорох волн. На поверхность ее ствола вышла морская соль, и постепенно образовались, сверкающие в лучах солнца, кристаллики…

Пробудилась она от прикосновения чьих-то ласковых рук, которые ее подняли. Коряга увидела улыбающееся лицо человека, который с восторгом повторял: «Это просто чудо! Настоящее чудо!». На нее никто не смотрел с такой любовью., (Пауза). и никогда она не слыхала такой похвалы в свой адрес., (Пауза) и никто не держал ее в руках так осторожно и заботливо (Долгая пауза). Человек поднял Корягу, отряхнул песок со ствола, принес ее домой, отшлифовал и покрыл лаком.

Коряга была в полной растерянности, но ее ловко подхватили и доставили туда, где было много народа и все восхищались ее формой, ее неповторимостью, ее художественной ценностью. (Долгая пауза). Корягу поместили на стенд с надписью: «Дар моря» и относились к ней с большим почтением. Ее неоднократно представляли на различные конкурсы, и она завоевала огромное количество наград. Во всем мире отмечали ее изысканность и теплоту, и массу других удивительных качеств. Для Коряги была сделана специальная подставка, на которой она счастливо покоилась, наблюдая радостно улыбающиеся лица и вслушиваясь в восторженные похвалы посетителей, которые старались невзначай прикоснуться к ней, просто потрогать это чудное творение природы.

«Сколько бедствий я перенесла, - думала Коряга, - и все же в конце пути моя жизнь обрела смысл. До чего же мне хорошо и спокойно». ( Метафора: торжество)

Анализ впечатлений подростков : Комментарии психолога относительно метафоричного смысла сказки.

Обсуждение в круге: Какой сюжет вызвал наибольший отклик в вашей душе? Какую вы придумали концовку? Почему именно такую?

Психолог: «Это история про открытие уникальности Коряги. Она учит нас самопринятию. А, что такое самопринятие, по вашему мнению? (Ответы подростков с последующим обобщением психолога).

Упражнение «Интервью»

 Сегодня мы постараемся поближе узнать друг друга. Встаньте, пожалуйста, и выберите того участника, которого вы хуже всего знаете. Выберите себе место, где вы спокойно можете поговорить друг с другом. Один из вас начинает и проводит пятиминутное интервью. Постарайтесь выяснить, как живет ваш собеседник, сколько у него братьев или сестер, с кем он дружит, какой у него характер. Выслушайте очень внимательно все, что он расскажет о себе. Через пять минут я подам вам сигнал того, что время прошло. После этого вы поменяетесь ролями. (10 минут.)

А теперь все вернитесь и сядьте в один большой круг. Пусть каждый представит для нас своего партнера. Встаньте позади него, положите руки ему на плечи и расскажите все, что смогли запомнить.

В конце каждого рассказа спрашивайте у представляемого, достаточно ли корректен был рассказ, и хочет ли он что-нибудь добавить к сказанному.

Анализ упражнения:

- Понравились ли тебе вопросы твоего партнера?

- Твой партнер на самом деле испытывал любопытство и с интересом расспрашивал тебя?

- Что тебе было приятнее: спрашивать или отвечать?

- Кто из вас двоих сам выбирал себе партнера, а кто был выбран?

- О ком из остальных детей ты узнал что-то интересное для тебя?

- Как ты теперь чувствуешь себя в классе?

Игра «Вырвись из круга»

Все встают в круг. Один из участников располагается в центре. Задача «круга» – ни при каких условиях не выпускать этого участника. Задача участника – любым способом выбраться из него.

Вопросы для обсуждения:

Для участника в круге:

Какие чувства испытывал?

Какие использовал средства?

Почему удалось / не удалось выйти из круга?

Для «круга» :

Какие чувства испытывали?

Почему использованные средства на вас не подействовали / подействовали?

3. Заключительная часть

Обсуждение темы. Психолог подводит участников группы к тому, что чувствуют дети в кризисной ситуации, как себя ведут взрослые, окружающие его.

Публикации по теме:

Ознакомительное занятие «Космос» для детей в возрасте 2–3 летОзнакомительное занятие «Космос» для детей в возрасте 2–3 лет Конспект совместной деятельности взрослого и ребенка по окружающиму миру в первой младшей группе: «Ознакомление детей в возрасте 2 – 3 года.

Фотоотчет о проведении беседы «Недозволенные границы» по профилактике преступлений и правонарушений для подростковФотоотчет о проведении беседы «Недозволенные границы» по профилактике преступлений и правонарушений для подростков Беседа: «Недозволенные границы» Цель: Профилактика преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних, воспитание правового сознания.

Фотоотчет о проведении познавательно-развлекательного мероприятия для подростков по профилактике ПАВ «Белая смерть»Фотоотчет о проведении познавательно-развлекательного мероприятия для подростков по профилактике ПАВ «Белая смерть» Познавательно-развлекательное мероприятие по профилактике ПАВ "Белая смерть" Дети в любом возрасте с большой охотой и интересом разгадывают.

Фотоотчет о проведении выставки рисунков подростков по профилактике ПАВ «Дети против вредных привычек»Фотоотчет о проведении выставки рисунков подростков по профилактике ПАВ «Дети против вредных привычек» Конкурс рисунков по профилактике ПАВ «Дети против вредных привычек» В рамках реализации программы по профилактике ПАВ «Верный путь».

Фотоотчет о совместном мероприятии с библиотекой по профилактике ПАВ для подростков «Жизнь прекрасна — не теряй ее напрасно»Фотоотчет о совместном мероприятии с библиотекой по профилактике ПАВ для подростков «Жизнь прекрасна — не теряй ее напрасно» Совместное мероприятие с библиотекой по профилактике ПАВ «Жизнь прекрасна- не теряй ее напрасно!» Цель: дать представление о вредных привычках.

Опыт работы по профилактике суицидов среди подростков «Концептуализация профилактики суицида — шаг к системной деятельности» КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИЯ ПРОФИЛАКТИКИ СУИЦИДА – ШАГ К СИСТЕМНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Мотовилова Римма Рамилевна, педагог-психолог, ГБПОУ ЯНАО «Муравленковский.

Методические рекомендации для педагогов по планированию мероприятий по профилактике противоправного поведения учащихся В учреждениях общего среднего, дополнительного образования детей и молодёжи педагогам совместно с другими специалистами необходимо проводить.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Занятие по профилактике суицидального поведения и намерений у детей и подростков в возрасте 12–15 лет
Опубликовано: 24 июня 2024 в 06:50
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Занятие по профилактике суицидального поведения и намерений у детей и подростков в возрасте 12–15 лет» (включая файлы) размещена пользователем Майорова Анастасия Михайловна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


Получи документы
РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД