Татьяна Медведева
«На зимней поляне». Конспект интегрированного занятия по развитию речи в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание:
1. Воспитывать у детей любовь к животным, природе. художественному слову;
2. Закрепить представления детей о диких животных (дикие животные живут в лесу, расширить представления детей о жизни диких животных в природных условиях: как передвигаются, чем питаются, как спасаются от врагов, приспосабливаются к жизни в зимних условиях;
3. Продолжать учить детей поддерживать беседу: правильно задавать вопросы и отвечать на них;
4. Совершенствовать интонационную выразительность речи детей;
5. Упражнять в употреблении существительных с обобщающим значением - животные;
Публикация «„На зимней поляне“, Конспект интегрированного занятия по развитию речи в средней группе» размещена в разделах
- Зима. Конспекты занятий по развитию речи
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Средняя группа
- Темочки
6. Продолжать учить составлять небольшие рассказы.
Предшествующая работа
1. Рассматривание картин дикие и домашние животные;
2. Дидактические игры "Зоологическое лото", "Составные картинки";
3. Чтение художественной литературы о диких и домашних животных;
4. Беседы: "Дикие животные", "Домашние животные", "Времена года".
Предметная среда:
"Зимняя полянка" - пеньки, елочки (игрушки)
Ход занятия
В группе оборудована зимняя полянка, звучит музыка (Песенка снежинок)
Вос-ль: Какая чудесная музыка. Это танец снежинок. А вот и зимняя полянка. Давайте, дети, и мы с вами потанцуем как снежинки, покружимся.
Посмотрите, посмотрите!Много видите чудес. Повнимательней глядите! Что мы видим?
Дети: Зимний лес!
Вос-ль: Посмотрите, посмотрите!Все бело, вокруг снежок!Вы подумайте, скажите,легкий снег?
Дети: Да! Снег, как пушок!
Вос-ль: Чьи метели, снег и санки?
Дети: Зимы!
Вос-ль: Молодцы! Верно сказали! Конечно же зимы!
А какая погода бывает зимой?
Дети:Морозная, холодная, снежная!
Вос-ль: Дети, вспомните!А что происходит с деревьями зимой?
Дети:Деревья зимой "спят".
Вос-ль:А какой сейчас зимний месяц?
Дети:Январь!
Вос-ль:Что можно сказать о зимних месяцах?
Дети:Зимние месяцы холодные, морозные.
Вос-ль:А вы знаете, ребята, в народе январь называют "стужало". В природе жизни почти незаметно спит в берлоге медведица. В своей глубокой норе спит барсук. Волк, лисица и куница бродят в поисках пищи. Зайцы обгладывают молодые осинки. Лоси начинают терять рога. А февраль называют "лютень" - лютуют морозы. В природе деревья стоят еще голые, медведица в своей берлоге родила медвежат. Прилетают свирестели. Про февраль есть строки:
"Дуют ветры в феврале
Воют в трубах громко
Змейкой мчится по земле
Легкая поземка"
Скажите, ребята, это все бывает только зимой?
Дети:Да!
Вос-ль:А какие зимние забавы вы знаете и любите?
Дети:снежки, катание на коньках, лыжах, лепка снеговиков, катание с горки на санках.
Вос-ль:Молодцы! а давайте представим, что мы с вами на лыжах. Давайте покатаемся (Имитируем движения под музыку)Молодцы! А вот и пенечки! Садитесь отдохните!
Дети, послушайте какая тишина в лесу!Даже шороха не слышно. А кто же живет в лесу?
Дети:Заяц, медведь, лиса, волк, лось.
Вос-ль:А как мы называем зайца, лису, медведя одним словом?
Дети:Животные.
Вос-ль:Правильно! Дикие животные. Мы знаем, что дикие животные живут в лесу. А теперь давайте попробуем вспомнить, о ком эта загадка!
"Хвост пушистою дугой
Вам знаком зверек такой?
Острозубый,темноглазый,
По деревьям может лазать.
Строит свой он дом в дупле,
Чтоб зимою жить в тепле!"
Кто это?
Дети:Белка!
Вос-ль:Ты, Маша, загадку отгадай!Принеси ее, узнай!Посмотри, под какой елочкой она спряталась? Скажи, Антоша, правильно Маша отгадала загадку? Почему ты так думаешь?
Дети:Потому что шустрая, рыжая, по деревьям лазает.
Вос-ль:А как ты, Маша, догадалась?
Дети:Хвост пушистый.
Вос-ль:Молодцы, правильно! Расскажи, Маша, как зимует белка? (Ребенок рассказывает небольшой рассказ - 2-3 предложения)
Вос-ль: Маша, давай угостим белочку! А ты, Антоша, принеси угощение для белочки! (Ребенок приносит поднос с грибами и орехами)
Вос-ль:Вот сколько угощения!Егор, покажи орешек всем детям, и скажи какого цвета орех?
Дети:Коричневый.
Вос-ль:Надави на орех. Какой он?
Дети:Твердый
Вос-ль:Молодец!Белочка очень любит орехи и ловко умеет их грызть. А вот еще лакомство белочки - грибы. Лиза, что это у гриба?
Дети:Ножка, шляпка.
Вос-ль:Когда белочка сушит грибы, она их подвешивает за ножку. Иди, Антоша, поставь угощение под елку. Послушайте, вам всем белочка говорит "спасибо". Я смотрю, Лиза хочет загадать нам загадку.
Дети:"Под соснами, под елками лежи мешок с иголками. " Кто это?
Вос-ль: Ты, Даша, загадку отгадай. Принеси отгадку. Верно!Это еж. Как ты думаешь, Даша, какие слова тебе подсказали отгадку?
Дети:Иголки.
Вос-ль: Правильно, у ежа много иголок. Давайте возьмем листочки и карандаши и нарисуем ежам иголки. (Рисунки подготовлены)А теперь расскажите о еже, как он зимует? (Ребенок рассказывает 2-3 предложения)
Вос-ль:Иди, Аня, посади ежа под елочку. Пусть он отдыхает. Ведь зимой еж спит. А Дима принесет угощение для ежа. Расскажи, Дима, что ты принес?
Дети: яблоко, грибы.
Вос-ль: покажи яблоко всем детям. Какое яблоко по форме?
Дети:Круглое
Вос-ль:Потрогай его руками. Какое оно?
Дети:Гладкое
Вос-ль:Какого цвета яблоко?
Дети: Красного цвета.
Вос-ль:Отнеси, Дима, угощение для ежа. Когда он проснется весной, все это съест. Карина, ты хочешь загадать загадку? Пожалуйста, мы слушаем тебя.
Дети:"Он хозяин леса строгий
Он поспать любит в берлоге
Страшно может он реветь.
Кто, скажите, он?"
Медведь!
Вос-ль: Ты, Рома, думаешь, что это медведь? Иди, принеси нам отгадку. Какие слова тебе подсказали отгадку?
Дети: Спит в берлоге, страшно ревет.
Вос-ль: Молодцы!А что еще можно сказать о медведе?
Дети:(Рассказывают о медведе 2-3 предложения)
Вос-ль:Долго медведь спит?
Дети:Всю зиму.
Вос-ль:Да, ребята! В конце февраля медведица рожает своих медвежат. А чем питается медведь?
Дети:Медом, малиной.
Вос-ль:Да, медведь много ест летом. А к зиме он жир копит. Много ест, много спит. Пусть он теперь отдыхает. А Рома принесет угощение для медведя. Чем ты его хочешь угостить?
Дети:Ягодами, медом.
Вос-ль:Отнеси ему угощение. Пусть он ест на здоровье. А теперь, ребята, я вам загадаю загадку.
"Комочек пуха
Длинное ухо.
Прыгает ловко,
Любит морковку"
Скажите, дети, кто это?
В группу к детям скачет зайка.
К этой загадке живая отгадка. Услыхал заяц, что мы о нем говорим, и скачет сюда.
Здравствуй, зайчик!
Заяц: Здравствуйте, дети! Я, заяц, расскажу, как живется мне в лесу. К зиме, ребята, побелел. Шубку новую надел. Под кусточком присяду. Спрячусь под сосной. Не увидит, не узнает зверь меня лесной. Я хотя и не трус, но всего боюсь. Вы уж зайчат не обижайте, вы нам лучше помогайте. Где еды приберегите, не ругайте, не гоните.
Вос-ль: Не бойся, зайчик! Наши дети любят животных. Они много знают о тебе. Садись, зайчик, отдохни! А Рита расскажет, что она знает про зайцев.
Дети:(Рассказ ребенка 2-3 предложения)
Вос-ль: Рита, а почему зайчик зимой белый, а летом серый?
Дети: Чтобы легче было прятаться.
Вос-ль: Видишь, зайчик, сколько о тебе наши дети знают? Наши дети умеют, как вы, зайцы, скакать. А ну-ка, скачите все как зайчики!
(Под музыку дети скачут)А музыка вам подскажет, кем вы станете:зайчиком или медведем, а может быть лисичкой.
Иди, Рита, принеси угощение для зайчика.
Дети, зайчику уже пора идти домой к маме-зайчихе. Она, конечно, беспокоится о зайчике. До свидания!
Зайчик уходит.
Заяц:А это мой вам подарок! До свидания, дети!
Вос-ль:Что это за подарок? Ой, смотрите! Да это же снежки! Вы любите играть в снежки? Давайте поиграем!
Дети:(играют)
Вос-ль:Вот как весело!А теперь пусть они летят в сугроб!А мы с вами пойдем еще и на улице поиграем.
Дети уходят на улицу.