Ольга Ниязова
Занятие. «Лоскутное шитьё России»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: расширять и уточнять представления детей о предметном мире: познакомить с историей лоскутного шитья;
учить мозаичному способу изображения с предварительным легким обозначением карандашом формы частей и деталей картинки;
развивать чувство цвета, колорита, композиции, поощрять проявления творчества, развивать художественный вкус и умение, обогащающие нашу внутреннюю жизнь и приносящее истинное удовольствие от выполненной работы, развивать интерес к данному виду искусства; познавательную активность;
воспитывать терпение, приучающее к аккуратности
Публикация «Занятие, „Лоскутное шитьё России“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Моя Родина Россия
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Пэчворк. Лоскутное шитье
- Родина, Россия. Конспекты занятий
- Темочки
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций о мозаике, беседа о мозаике, составление мозаики из кубиков, рассматривание мозаики в калейдоскопе
Словарная работа: лоскут, мозаика, многоцветье, изба, гармоничное сочетание
Развивающая среда: атрибуты к сказке : изба, куклы – три дочери, купец, ярмарка (матрёшки, бусы, кольца, декоративная посуда- деревянные ложки, тарелки, скатерть, вышитая узорами; шапочка для ребёнка для игры – хоровода;
Готовое лоскутное одеяло (для кукол);
презентация «Лоскутная мозаика России»;
организация мастерской: клей, кисточки для клея, альбомные обложки для аппликации, ножницы, простые карандаши, салфетки, трафареты квадратов разных размеров (10*10, 7*7, 5*5), ватман, разделённый на квадраты;
Музыкальный ряд: фонограмма русской народной песни «Ах, вы, сени, мои сени»
Звучит спокойная музыка и воспитатель приглашает детей в сказку.
Воспитатель: Сядьте рядышком, ребятки.
Вам сегодня расскажу, без утайки
по порядку сказку. Все вам доложу.
Жил – был купец. У купца три дочки (показываю) Очень любил купец своих дочерей, но свою младшенькую, Марьюшку, любил больше всех.
Собрался раз купец в город за подарками. Вот и спрашивает он дочерей своих:
«Дочери, мои милые, что в подарок им привезти?»
Старшая говорит: «Привези мне, батюшка, бусы янтарные»,
Средняя говорит: «А мне, батюшка, кольцо серебряное».
А младшая Марьюшка говорит: «А мне, батюшка, привези одеяло лоскутное.»
Поехал купец в город, да скоро назад вернулся. Накупил подарков для двух дочерей: для старшей дочери- бусы янтарные, для средней – кольцо серебряное. А младшенькой не нашёл одеяла лоскутного. Очень опечалился купец, сел и думает:
«Что же делать? Где же взять мастеров да мастериц таких, чтоб одеяло сшили лоскутное?»
Воспитатель: (обращается к детям) Что же делать? Как помочь купцу? (дети высказывают своё мнение и приходят к выводу, что одеяло надо сшить)
Воспитатель:(обращаясь к купцу) Не печалься, мы поможем тебе. Сошьём одеяло лоскутное.
Воспитатель: (обращаясь к детям)
Чтобы сшить такое одеяло надо быть настоящими мастерами и мастерицами. Хотите ими стать?
Дети: Да, хотим!
Воспитатель: Встанем в хоровод, поиграем в игру «Иголка и нитка».
Хоровод: «Иголка и нитка» (девочка с шапочкой на голове «иголочка», за ней идут девочки «ниточка», под русскую народную мелодию изображают «змейку»)
Воспитатель: Вот мы и стали мастерицами, да мастерами. Все умеют мастерицы: шить, вязать и песни петь. Строчка за строчкой, все лоскуточки ловкие руки собирают в цепочки – а потом сшивают, одеяло получают.
Показ готового изделия.
Воспитатель: Почему оно называется лоскутное одеяло? Наливное яблочко на серебряном блюдечке расскажет нам об этом.
(показывает яблоко на серебряном блюдечке и говорит волшебные слова)
Воспитатель: Катись, катись, яблочко, по серебряному блюдечку, расскажи да покажи «Сказочку лоскутную».
Лоскутная мозаика появилась давно.
В переводе с английского лоскут – заплатка, кусочек материала, пятно неправильной формы. Почему с английского? Потому что лоскутное шитьё впервые появилась в стране, которая называется Англия (слайд 1)
А в России лоскутным шитьём стали заниматься позднее. Лоскутными одеялами украшали как крестьянские избы, но и избы богатых людей. (слайд 2)
Женщины брали сильно поношенные вещи, уже отслужившие свой срок. Такие вещи уже нельзя было носить. Резали их на кусочки - лоскутки. А лоскутки сортировались. Всё, что годилось для шитья, шло на лоскутные одеяла, В шитье такого одеяла обязательно участвовали все женщины семьи. (слайд 3)
Лоскутные работы, выполненные в русском стиле, отличаются особой яркостью, «весельем» красок. Для них характерно многоцветье, гармоничное сочетание пестрого с пестрым, а также умелое использование в одном изделии из тканей разных видов. (Слайды 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10)
Во многих городах России образуются клубы любителей лоскутного шитья, проводятся встречи, фестивали. Фестиваль – это праздник. 21 марта 2012 года в залах муниципального Краеведческого музея села Исетское Исетского района Тюменской области открылась выставка «Лоскутная сказка». (слайд 11)
В некоторых странах одеяла дарятся новорождённым детям, как оберег, передаётся по наследству, шьют выпускникам школ, как память о детстве.
Воспитатель: Вот какая интересная сказка о лоскутной мозаике. А мы с вами будем продолжать народные традиции и сошьём вот такое лоскутное одеяло, называется оно «Цветные квадраты».
Воспитатель: Я приглашаю вас в творческую мастерскую.
Обратите внимание на это лоскутное одеяло «Цветные квадраты». Какие геометрические фигуры вы видите на одеяле?
Дети: Это квадраты.
Воспитатель: Сколько их?
Дети: Три.
Воспитатель: Какие квадраты по величине?
Дети: Один большой, второй поменьше, третий ещё меньше.
Воспитатель: Правильно. А по цвету квадраты, какие?
Дети: Они разноцветные.
Воспитатель: Проходим к столам, где приготовлен материал для работы.
Воспитатель: Для работы вам понадобятся клей, кисточки, салфетки и квадраты. Посмотрите, как вы будете выполнять работу:
Беру большой квадрат. Обвожу его по трафарету.
Вырезаю.
Смазываю клеем.
Приклеиваю на «одеяло»!
Воспитатель: Обратите внимание, дети, как будете «пришивать» средний по величине квадрат. Вы «пришиваете» его ромбиком. А самый маленький квадрат, располагаете так же как большой. Если нет вопросов, то можно приступить к выполнению работы.
Самостоятельная работа детей сопровождается под русскую народную песню.
Воспитатель: Ребята, скажите, что мы шили?
Дети: Мы шили одеяло.
Воспитатель: А из чего состоит одеяло?
Дети: Одеяло состоит из лоскутков. Оно лоскутное.
Воспитатель: В какой стране впервые стали заниматься лоскутным шитьём?
Дети: Лоскутным шитьём стали впервые заниматься в Англии.
Воспитатель: Что обозначает это слово в переводе с английского языка?
Дети: В переводе с английского языка это слово обозначает заплатка, кусочек, пятно неправильной формы.
Воспитатель: А в России, когда стали шить разные вещи из лоскутков?
Дети: В Росси стали шить вещи из лоскутков позже.
Воспитатель: Кто шил лоскутные одеяла?
Дети: Этим занимались женщины.
Воспитатель: Где мы сейчас можем увидеть лоскутное шитьё?
Дети: В настоящее время организуются настоящие выставки, праздники лоскутного шитья.
Воспитатель: Молодцы, ребята, как много интересного вы сегодня узнали о лоскутном шитье, о лоскутной мозаике. И сами были настоящими мастерами и мастерицами лоскутного шитья. Посмотрите, ребята, какое замечательное одеяло из лоскутков мы «сшили». Я думаю, что оно очень понравиться младшенькой дочери купца. Мы его ей подарим.