Светлана Ашанина
Занятие кружка «Учимся быть читателями» с учащимися 1 класса «Русская народная сказка «Теремок»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №5 г. Ершова Саратовской области»
Занятие кружка
«Учимся быть читателями»
педагога-библиотекаря
МОУ «СОШ №5 г. Ершова»
Ашаниной Светланы Юрьевны
г. Ершов
2016
Кружок «Учимся быть читателями»
Класс – 1 «а»
Тема занятия : «Русская народная сказка «Теремок».
Публикация «Занятие кружка „Учимся быть читателями“ с учащимися 1 класса „Русская народная сказка „Теремок“» размещена в разделах
- Начальная школа. 1 класс
- Начальная школа. 1-4 классы
- Русский язык, 1 класс
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Сказки для детей. Все сказки по названиям
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- «Теремок». Все материалы на сказочную тему
- Темочки
Руководитель кружка : Ашанина С. Ю.
Дата занятия : 25.10.2016 г.
Тип занятия : Закрепление знаний, умений и навыков – постановка задачи и самостоятельная работа ребенка под руководством педагога;
Технология занятия : технология проблемного диалога.
Образовательная цель: Формирование представления у учащихся о русской народной сказке, как об одном из видов устного народного творчества.
Развивающая цель: Развивать у детей слуховое восприятие материала, мышление, память, внимание и воображение.
Воспитательная цель: воспитывать любовь к сказке, чувство коллективизма, уважение друг к другу и окружающим.
Формирование УУД: Личностные действия: Воспитывать доброжелательность, контактность в отношениях со сверстниками. Учить оценивать действия других детей, и сравнивать со своими действиями, знать основных моральные нормы (взаимопомощь, честность, ответственность).
Регулятивные действия: Оценивать правильность выполнения работы, вносить необходимые коррективы; уметь планировать работу и определять последовательность действий.
Познавательные действия: уметь извлекать информацию, представленную в виде текста или иллюстрации, уметь добывать информацию из дополнительных источников, ставить проблему и решать ее.
Коммуникативные действия: уметь работать в группе, договариваться друг с другом, участвовать в диалоге, в коллективном обсуждении, слушать и понимать других, аргументировать свое мнение.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация. Книжная выставка. Раздаточный материал: Конверты с карточками с изображением героев сказки "Теремок". Карточки для рефлексии.
Технологическая карта занятия
Этап занятия Действия учителя Деятельность обучающихся УУД
1. Мотивационный этап (1-2 минуты) Здравствуйте, дети! Меня зовут Светлана Юрьевна. Я проведу вместе с вами занятие кружока "Учимся быть читателями"
Сегодня на нашем занятии присутствуют гости, давайте их поприветствуем и покажем гостям,как мы умеем дружно, активно работать.
Приветствие:
К занятию готов наш класс?
Нет бездельников у нас!
Садитесь. Дети усаживаются на свои места.
Дети встают
Да
Нет Регулятивные УУД: самостоятельно организовывать свое рабочее место.
2. Подготовка к основному моменту занятия 1)Как вы думаете – чем сегодня мы будем заниматься на нашем занятии?
Сядем прямо, не согнемся,
За работу мы возьмемся
Развиваем мышление:
Ребята, угадайте, с героями какой сказки мы сегодня встретимся. Я буду загадывать загадки, а вы - отвечать.
1) Серенький шарик под полом шарит.
Мышка какого цвета? Где она живет? 2) Скачет зверушка, не рот, а ловушка. Попадут в ловушку и комар, и мушка. Какого цвета лягушка? Где она живет?
3) Маленький беленький по лесочку прыг-прыг, по снежочку тык-тык. Какого цвета у зайца шерстка?
4) Хитрая плутовка всех обманет ловко.
Где живет лиса? Какого цвета у неё шубка? 5)Серовато, зубовато, по полю рыщет, телят, ягнят ищет. Почему в загадке говорится "Серовато, зубовато"
6) Кто в лесу глухом живёт? Летом ест малину, мёд, а зимой сосёт он лапу. Как в сказках еще называют медведя?
— Молодцы!Героев сказки угадали. Осталось угадать название сказки
Давайте посмотрим внимательно на книги, как вы, думаете о чем эти книги? Да, это - сказки. Как вы догадались? Посмотрите на книги. Есть ли на обложке автор? Ребята, если нет автора, то кто же написал или сочинил сказки? Эти сказки относятся к устному народному творчеству. Как их называют? Верно. Это русская народная сказка. Как люди передавали сказки друг другу?
Какие вы знаете русские народные сказки?
Еще одна загадка:
На поляночке лесной
Стоял домик расписной,
Всех зверюшек спрятать мог,
Что за домик?
Молодцы!
Правильно, ребята, сегодня мы поработаем со сказкой «Теремок». Кто сможет назвать героев этой сказки?
Постановка вопроса: А, как вы думаете, Уживутся ли животные в теремке?
(учитель вывешивает на доску вопрос и предлагает детям внимательно слушать, смотреть, отвечать на вопросы, активно работать. ,чтобы проверить свои предположения)
Ответы детей: На сегодняшнем занятии мы будем смотреть, слушать, играть, думать, отвечать на вопросы.
Отгадывают загадки:
Мышка. Мышка серого цвета. Живет она в норке.
Лягушка. Лягушка зеленого цвета. Живет она в пруду, на болоте.
Заяц. Зимой шерстка белая, летом - серая.
Лиса. Живет лиса в лесу. Шубка у неё оранжевая.
Волк. У волка острые зубы. Шерсть - серая
Медведь. Мишка -косолапый.
Ответы детей
О сказках.
По картинкам на обложке.
Нет автора
Народ.
Русские народные сказки
Люди рассказывали друг другу.
Перечисляют сказки.
Теремок
Перечисляют героев
Ответы детей Личностные УУД: Воспитывать доброжелательность, контактность в отношениях с одноклассниками.
Коммуникативные УУД: участвовать в диалоге, в коллективном обсуждении, слушать и понимать других, аргументировать свое мнение.
Регулятивные УУД: Оценивать правильность выполнения работы, вносить необходимые коррективы
Познавательные УУД: уметь извлекать информацию, представленную в виде текста или иллюстрации, уметь добывать информацию из дополнительных источников, ставить проблему и решать ее.
2. Теперь настало время послушать и посмотреть сказку "Теремок" и подумать над поставленным вопросом.
Смотрят и слушают сказку Личностные УУД : умение проявлять дисциплинированность и трудолюбие
Коммуникативные УУД: умение слушать, смотреть, запоминать
Регулятивные УУД: самоконтроль, преодоление импульсивности, непроизвольности;
Познавательные УУД: умение анализировать увиденное и прослушанное произведение
3. Обобщение основного момента занятия 3. Давайте проверим, внимательно ли вы слушали и смотрели сказку.
Я вам буду задавать вопросы и давать варианты ответов, а вы должны будете выбрать правильный ответ. (Не забывайте поднимать руку) 1. Где стоит теремок? - в поле - в лесу - на горе
2. Кто первым прибежал к теремку? - медведь - зайчик - мышка
3. Какой высоты теремок? - низок - не низок, не высок - высок
4. Кого первым позвала мышка жить в теремке? - лисичку - лягушку - волка
5. Кто пришел к теремку за лягушкой? - заяц - лиса - волк
6. Сколько зверей собралось в теремке, когда к нему пришел медведь? - трое - пятеро - четверо
7. Кто разрушил теремок? - ураган - медведь - поссорившиеся звери.
8. Кого из зверей не было в теремке? - волка - кота - зайца - лисы - мышки
9. Почему новый теремок был лучше прежнего?
- потому что, его построил медведь
- потому что его построили строители
- потому что его строили все звери вместе,
Хорошо, вижу, что сказку слушали и смотрели внимательно!
Вы работали: смотрели, слушали и на вопросы отвечали. Устали, давайте немножко отдохнем.
Физкультминутка: представьте, что мы с вами находимся рядом с теремком, светит солнце, поют птички.
1. Стоит в поле теремок, (ладони обеих рук соединены под углом над головой)
2. Он не низок, (приседают)
3. Не высок, не высок (встают)
4. На двери весит замок, да замок (пальцы сжаты в замок)
5. Кто бы тот замок нам открыть помог? (поднимают плечи, "удивляются")
6. Слева зайка, справа мышка, (кивают головой по сторонам)
7. Отодвиньте-ка задвижку (пробуют разжать руки)
8. Слева волк, справа мишка, (кивают головой по сторонам)
9. Отодвиньте-ка задвижку (пробуют разжать руки)
10. Мышка, лягушка, зайка, лисичка, волк и мишка, (кивки головой к груди)
11. Отодвинута задвижка! (с силой разжимают руки).
Мы открыли теремок. (дети садятся за парты.)
В нем для нас - новое задание!
Посмотрите на свои парты.
Дети выбирают правильный ответ.
Теремок стоит в поле.
Первой прибежала мышка.
Теремок - не низок, не высок.
Мышка позвала лягушку.
За лягушкой прибежал заяц.
В теремке было пятеро зверей.
Сломал теремок -медведь.
В теремке не было кота.
Потому что его строили все звери вместе.
(звуки природы)
Дети делают упражнения Личностные УУД: положительное отношение к учению
Коммуникативные УУД: слушать и понимать других, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Регулятивные УУД: контролировать и давать оценку своей деятельности - выделение и осознание того, что уже усвоено и, что еще нужно усвоить.
Познавательные УУД: перерабатывать, систематизировать информацию, выбирать нужную информацию.
4. Закрепление основного момента занятия
4. Работа с карточками.
У вас на партах лежат кармашки с карточками, посмотрите внимательно,
все ли герои сказки "Теремок" у вас есть, если не все картинки в кармашке или не хватает какого-то героя, обратитесь за помощью к соседу по парте. У вас в кармашке должно быть шесть картинок. Разобрались?
Сейчас новое задание: разложите пожалуйста карточки с героями сказки, в том порядке, в каком они пришли к теремку. (дети работают, звучит легкая музыка)
Давайте проверим, (слайд 1) посмотрите на экран, проверьте себя, правильно ли вы сложили цепочку? Молодцы. Ответьте мне пожалуйста, а сколько всего зверей стало жить в теремке? (6) Хорошо. Уберите картинки в кармашки и отложите на край парты.
— Как просились в теремок звери? Что они говорили?
— Как приглашали звери друг – друга в теремок, что они говорили?
— Кто последний пришёл к теремку и сломал его? Почему?
Ребята, почему звери захотели остаться жить в теремке?
Какой вывод можно сделать, что помогло ужиться животным в теремке?
Скажите: в сказке есть хищные звери? Возьмите, пожалуйста, кармашки с картинками и достаньте только картинки, которые изображают хищных зверей. - у кого совпали, оказались одинаковыми карточки? Назовите зверей? Хорошо. Сколько хищных зверей, посчитайте. правильно.
А в настоящей жизни смогли бы жить вместе волк и заяц, лиса и мышь? Почему?
Правильно, но у нас сказка, а в сказке все возможно.
Подумайте и ответьте на мой вопрос: Чему нас учит сказка «Теремок»?
Как вы понимает выражение: жить дружно
Давайте посмотрим на экран
5. Работа с пословицами
Попробуйте продолжить пословицу
Не учись разрушать,.
В тесноте,
(После объяснения детей учитель предлагает обратиться к словарю)
Давайте обратимся к словарю пословиц, поговорок и крылатых выражений стр. 25 № 69
Друзья познаются в беде.
Давайте обратимся к словарю пословиц, поговорок и крылатых выражений стр. 54 № 185
Какая из этих пословиц подходит к сказке "Теремок"?
Ребята, а кто помнит, какой вопрос был поставлен в начале нашего занятия (учитель обращает внимание детей на доску) кто то из детей вспомнит, а кто то прочитает
Кто сможет ответить на этот вопрос?
6. Закончить наше занятие, я хочу притчей:
Притча.
(Притча - это не большой поучительный рассказ заключающий в себе поучение (мудрость).
Мальчик очень любил читать добрые и умные сказки и верил всему,что там было написано. Поэтому он искал чудеса и в жизни, но не мог найти в ней ничего такого, что было бы похоже на его любимые сказки. Чувствуя некоторое разочарование от своих поисков, он спросил маму, правильно ли то, что он верит в чудеса? Или чудес в жизни не бывает? - Дорогой мой, — с любовью ответила ему мама, — если ты будешь стараться вырасти добрым и хорошим мальчиком, то все сказки в твоей жизни сбудутся. Запомни, что чудес не ищут — к добрым людям они приходят сами.
Вот вам мое напутствие: дорожите дружбой, помогайте друг другу, не ленитесь - будьте добрыми и хорошими детьми и все у вас получится, и оценки будут только хорошие.
Дети отвечают, что - не у всех и работают в парах.
Да
Дети сверяют цепочку, выстроенную из героев с шаблоном на экране.
Ответы детей: «Терем – теремок! Кто в тереме живёт?».
Ответы детей: «Иди к нам жить!».
Ответы детей: последний пришёл медведь и сломал теремок. Медведь был большой.
Ответы детей: в нем тепло, весело.
Доброта, помощь друг другу….
Дети работают с картинками ВЗАИМОПРОВЕРКА в паре
Да, в сказке есть хищные звери
Лиса, волк и медведь
3
Нет, не смогли.
Ответы детей: не враждовать, помогать друг другу,
Веселее держаться вместе, а одному быть трудно.
Сказка учит дружелюбию и радушию.
Жить дружно это - не ругаться, не обижать друг друга, помогать друг другу
а учись строить разрушить легко, а построить трудно
да не в обиде.
Когда все вместе всем хорошо. Жить в тесноте лучше, чем на болоте и в холоде
Настоящий друг приходит на помощь другу.
В тесноте, да не в обиде.
Друзья познаются в беде
Уживутся ли животные в теремке? Ответы детей:
Личностные УУД: умение находить общий язык с одноклассниками, проявлять терпение, понимание
Коммуникативные УУД: участвовать в диалоге, в коллективном обсуждении, слушать и понимать других, аргументировать свое мнение.
Регулятивные УУД: Оценивать правильность выполнения работы, аргументировать свои действия, вносить изменения
Познавательные УУД: соотносить содержание произведения с пословицами, подобрать нужную пословицу к тексту. Объяснить ее смысл.
5. Рефлексия Ребята, вам было интересно на занятии? Какое задание понравилось больше всего? Какое задание было самым трудным?
— Оцените себя, хорошо ли вы работали на уроке?
У каждого есть 3 яблока (красное, желтое, зеленое, а у меня есть корзина, давайте ее наполним.
– Если вы считаете, что урок прошел для вас интересно, вы хорошо работали, разбираетесь в особенностях сказки – положите в корзину красное яблоко.
– Если не все пока удалось, есть какие-то проблемы, что-то не получается – желтое.
– Если вам было сложно разобраться, есть трудности – зеленое, надо немного созреть.
Хорошо, сейчас посмотрим, какого цвета яблок в корзине больше. Значит, мы поработали ….
Всем большое спасибо за активную работу, за сотрудничество! На этом наше занятие окончено.
Дети могут высказаться о том, кто как работал
Кто мне поможет: приглашаются 3 ученика, считают яблоки и делают вывод.
Считают красных -
Желтых - зеленых - Дети сами делают вывод. Личностные УУД: умение оценивать свои эмоциональные реакции. Коммуникативные УУД: уметь формулировать ответ на вопрос учителя, аргументировать свою позицию.
Регулятивные УУД: самоконтроль, самооценка.
Познавательные УУД: Проводить анализ, сравнение, обобщение; делать вывод.
Литература:
• "Теремок. Русская народная сказка".- Дет. Лит. ,2013-12 с.
• Словарь пословиц, поговорок и крылатых выражений- М. :Эксмо,2013.- 272с. : ил. (Детский Иллюстрированный Словарь)
• "Маша и медведь и другие сказки". – М. : «Фламинго».
• "Морозко и другие сказки".. – М. : «Фламинго».
• "Мужик и медведь". Дет. Лит. ,1999-12 с.
• "Русские сказки". – М. :Эксмо,2007.- 207с. : ил.
Интернет ресурсы:
• deti-online.com___teremok2
• https://gifiki.ru/photo/eda/zheltoe_jabloko/14-0-3012
https://yandex.ru/images/search?text=анимированные картинки животных
• https://kupidonia.ru