Татьяна Булавинова
Занятие «Казаки и их традиции»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Казаки и их традиции»
Цель:
Коррекционно-логопедическая: активизация словаря детей по теме: «Казачество, быт, семья и традиции», учить называть родственные связи (отец, мать, брат, сестра, бабушка, дедушка); развитие связной речи; работа над развитием слухового внимания и фонематического слуха; образование существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксами; обогащение речи детей пословицами.
Публикация «Занятие „Казаки и их традиции“» размещена в разделах
Коррекционно-образовательная: расширение представления детей о жизни и укладе в казачьей семье; перенос новых знаний в игру; развитие внимания, памяти, мышления, общей моторики.
Воспитательная: воспитание у детей любви к Родине, развитие патриотических чувств, формирование гендерной, гражданской принадлежности в процессе ознакомления детей с культурой казачества; приучать детей к активности на занятии, умению слушать сверстников.
Оборудование: портрет казачьей семьи, изображения предметов быта казаков, куклы в казачьих костюмах, уголок казачьей горницы, уголок казачьего подворья, мультимедийная установка.
Предварительная работа: посещение музея казачества школы МКОУ СОШ №20, мини музея детского сада «Казачий курень». Знакомство с предметами быта и одеждой казаков, беседы о жизни и укладе в казачьей семье, заучивание пословиц и казачьих игр. Чтение художественной литературы. Изготовление макета «Казачье подворье».
1. Организационный момент.
Учитель-логопед предлагает детям назвать ласково: мама-мамочка, папа-папочка, сын-сыночек, дочка-доченька, дедушка- дедуля, бабушка - бабуля.
-Скажите, как можно назвать одним словом, о ком мы сейчас говорили? (о семье).
-Сейчас я покажу вам необычный портрет. Кто изображен на нём? (казачья семья : дедушка, бабушка, мама, папа, сын и дочь, брат и сестра).
-Как вы узнали, что на портрете казаки? ( по одежде: у мужчин китель и брюки с лампасами, на голове фуражка, папаха).
3. Давайте вспомним, что мы знаем о жизни этих необычных людей, я буду называть несколько похожих слов, а вы выбирайте те, которые относится к казакам.
Д/и " Не ошибись "
жильё казаков : юрта, дом, курень
посуда казаков : крынка, казан, кастрюля
еда казаков : колбаса, плов, вареники
одежда казаков : бурка, джинсы, жилетка
оружие казаков : автомат, пистолет, шашка
занятие казаков : охота, выращивание хлеба, плавание на корабле.
-Молодцы, ребята! В казачьей семье всегда главным был старший, опытный казак. Все члены семьи его слушались и уважали. А вот и сам славный казак встречает нас у плетня. Послушайте, что он расскажет.
Казак : - В казачьей семье всегда главным был старший, опытный казак.
-Девочек приучали помогать взрослым по дому и работать на огороде. Рождению мальчиков казаки особенно радовались, их обучали военному делу с ранних лет и поэтому сразу же покупали коня. Самое важное дело казаков-мужчин – защита своей Родины. И вместе со своим верным другом они охраняли наш край от набегов врагов.
Казак :-Ребята, а у казака кто был верным другом?
Дети: Конь был верным другом казака.
(На экране изображение казака на коне)
Казак : - У казаков была особая любовь к лошадям. Лошади были их самыми верными друзьями. Казаки не расставались с ними ни в бою, ни в труде. В народе говорят:
Казак без коня - что солдат без ружья.
Казак сам голодает, а коня накормит.
-Казаки смелые и отважные воины, потому что с двух лет их сажают на коней, с трёх лет учат рукопашному бою, в семь лет они умеют стрелять, а в десять рубить шашкой.
Давайте вспомним с вами пословицы, которые сложил о казаках народ, об их подвигах на войне:
Казак скорей умрет, чем с родной земли уйдет.
Казачья смелость порушит любую крепость.
И один в поле воин, если он по-казачьи скроен.
Где казак, там и слава.
Либо грудь в крестах, либо голова в кустах.
-Молодцы, ребята! Хорошие пословицы вы знаете! - Ребята!А сейчас я предлагаю поиграть в игру под названием «Плетень».
Игра «Плетень» под музыку.
-А ждет казака дома казачка (кукла в казачьем костюме).
-Скажите, как называется дом, где жила казачья семья? (курень).
-А как называют печку в доме, где готовится еда? (грубка).
-Как называется сосуд,в который казачки наливали молоко (крынка)
- Назовите теперь забор вокруг дома? (плетень).
-Ребята, а вы знаете, чем занимались казаки? (Ответы детей)
- Они были трудолюбивые, занимались земледелием, выращивали хлеб, овощи, фрукты; ухаживали за домашними животными. В свободное время казаки и казачки собирались на посиделки – себя показать, на других посмотреть, переброситься частушкой, посоперничать в забавах, песни попеть.
Инсценирование песни " Аннушка"
8. Итог занятия.