Людмила Ануфриева
Занятие — исследование с детьми старшего дошкольного возраста Тема: «Что у нас под ногами»
▼ Скачать + Заказать документы
ЦЕЛЬ: Развивать у детей познавательно-исследовательскую активность; знакомить с разнообразием неживой природы-камни, песок, глина; их свойствами и особенностями; формировать умение обследовать объект; воспитывать интерес к окружающей жизни; развивать умение видеть красоту предметов, сделанных из этого материала; использование человеком в быту.
ОБОРУДОВАНИЕ И МАТЕРИАЛЫ: коллекция неживой природы: камни, песок, глина; лупы, баночки с водой, салфетки; предметы из камня, песка и глины.
Публикация «Занятие — исследование с детьми старшего дошкольного возраста Тема: „Что у нас под ногами“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: наблюдение на участке, беседа, рассматривание коллекций мини-музея «Мудрой совы», просмотр фильмов о неживой природе.
Ход ЗАНЯТИЯ-ИССЛЕДОВАНИЯ
Организационный момент.
Воспитатель: читает стихотворение А. С. Пушкина
«У лукоморья – дуб зеленый
Златая цепь на дубе том.
И днем, и ночью кот ученый
Все ходит по цепи кругом.
Кот у нас то не простой,
А ученый, мудрый кот!
У него полно хлопот.
Коль направо он пойдет-
Звонку песню заведет.
А налево повернет-
Загадки сказывать начнет.
Отвечайте без подсказки,
Все ли дети любят загадки?
Загадки:
1. Он очень нужен детворе,
Он на дорожках во дворе.
Он и на стройке, и на пляже.
Он и в стекле расплавлен даже.
(песок)
2. Если встретишь на дороге,
То увязнут сильно ноги.
А сделаешь из нее миску или вазу –
Она понадобится сразу.
(глина)
3. В сережках у мамы огнем он горит.
В пыли на дороге ненужным лежит.
Меняет он форму, меняет он цвет,
И в стройке годится на тысячу лет.
Он может быть мелкий — в ладошке лежать.
Тяжелый, большой - одному не поднять.
Кто, дети, загадку мою отгадал?
Кто этот предмет по приметам узнал?
(камень)
Воспитатель: Песок, глина и камни - это природа живая или неживая?
Ответы детей.
Сегодня мы с вами совершим небольшое путешествие в мир неживой природы.
Игра: «Узнай что в мешочке» (на ощупь - глина, песок, камни)
Физкультминутка «Пойдем гулять» :
Пойдем гулять в лес? Пойдем!
Топ-топ-топ (бодро)
Топ-топ-топ (медленно, с «усталостью»)
Увидали лес (ладонь ко лбу «козырек»)
Ух, ты!
Побежали, побежали (на месте)
Идем по лесу.
Листочки шуршат (потирают ладошками «Шур - шур»)
Ветер воет (у-у,
Филин на дереве ухает (Ух! Ух)
Маленькие совята (ух- ух- ух,
Птички поют (твить, твить)
Пойдем к озеру? Пойдем!
Топ-топ-топ (бодро)
Топ-топ-топ (медленно, с «усталостью»)
Увидали озеро (ладонь ко лбу «козырек»).
Ух, ты!
Побежали, побежали (на месте)
Прибежали к озеру.
А в озере рыбки плавают (показывают кистью руки).
Увидали нас рыбки, обрадовались, хотят поиграть.
Поиграем? Да!
Воспитатель показывает:
1. «Рыбка» (рука) плавает (под другой рукой «палочка», как только рыбка выныривает, дети хлопают один раз.
2. Легла рыбка на бережок. (Ая - яй)
3. Рыбка спряталась за спину (Ты где)
4. Рыбка к солнышку подпрыгивает (топают ногой, машут рукой, говорят «Кыш»)
Все упражнения повторяются несколько раз. Закончить упражнением 1- много хлопков.
Воспитатель (специалист по экологии) :
Поиграли вы с утра,
Заниматься нам пора,
Но не лепкой, и не чтеньем –
Ждет нас опыт, наблюденье.
– Ребята, вы догадались, чем мы будем заниматься?
Ответы детей.
Приглашает детей в «Лабораторию интересных открытий».
На столе разнообразные камни, кусочки глины, песок, лупы, баночки с водой (на каждого ребенка).
1. Задание. Какой камень на ощупь (холодный, твердый, гладкий, шершавый, большой, маленький, тяжелый, легкий). Постучать камешками друг о друга. Рассмотреть камешки через лупу. Что видно (трещины, узоры?
Что будет, если положить камешек в воду? (Пусть ребенок сформулирует свою гипотезу). Предскажите, что получится? Он утонет или будет плавать? Почему?
Бросьте камешек в воду и понаблюдайте, что произойдет.
Какими стали камешки? Мокрые камни меняют цвет? Где в природе встречаются камни? Что делают из камней?
2. Задание. Взять в руку кусочек глины. Сожмите ладонь. Какая на ощупь глина? (мягкая, пластичная) Что напоминает глина? Попробуйте постучать комочками глины друг о друга. В чем разница? Мы слышим стук? Где в природе можно найти глину? Что делают из глины?
3. Задание. Рассмотреть песок. Какой он сухой или мокрый? Рассмотрите через лупу из чего состоит песок? (из песчинок, какие они)
Сравнить сухой песок и сырой (по цвету). Что хорошо получается из сырого песка? А из сухого песка можно слепить куличик? Где в природе можно найти песок? Что делают из песка?
Откуда берется песок? Давайте поэкспериментируем. Возьмем два камня и постучим ими друг о друга, в результате на картоне что у нас оказалось? Дети рассматривают мелкие обломки (песчинки) камней через лупу.
Воспитатель обобщает:
В природе ветер и вода, жара и мороз разрушают камни, в результате чего появляется песок.
Воспитатель подводит детей к мудрому коту. Ученый кот еще приготовил для нас задание. В сундучке разные предметы. Кто создал эти предметы: природа или человек?
Правильно! Это предметы рукотворного мира, их создал человек. Дети выбирают себе понравившийся предмет.
Игра-упражнение: «Из чего сделаны эти предметы»