АЛЕСЯ ОСИПОВА
Занятие для педагогов с элементами тренинга «Безусловное принятие ребенка»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели: формирование у педагогов адекватной позиции по отношению к ребенку и расширение информационного поля педагогов в области психолого-педагогических знаний.
Задачи:
• Создать условия для понимания воспитателя своей роли в воспитании и обучении ребенка.
• Помочь воспитателям оценить стиль своего взаимодействия с ребенком и изменить его, если необходимо.
• Отрабатывать навыки конструктивного взаимодействия с ребенком.
• Вырабатывать более адекватные представления о детских возможностях и потребностях.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Тренинги для педагогов и воспитателей
- Темочки
• Формировать у воспитателей мотивацию самовоспитания и саморазвития.
Ход занятия.
Педагог-психолог : Здравствуйте, уважаемые коллеги! Спасибо за то, что вы нашли время и пришли на наше занятие с элементами тренинга. Сегодня мы с вами поговорим о безусловном принятии ребенка.
Упражнение «Что такое принятие ребенка?»
Цель: знакомство с понятием и темой тренинга, создание доверительной атмосферы.
Время проведения: 5 минут.
Педагог-психолог передает по часовой стрелки мяч, предлагает каждому поделиться своим мнением.
Обсуждение: Вы сказали все верно. Принятие ребенка – это признание его, как отдельной личности со всеми присущими ей качествами (не важно хорошие они или плохие, а так же понимание его права на индивидуальность!
Педагог-психолог : Сегодня мы с Вами поговорим об одном принципе, без соблюдения которого все попытки наладить отношения с ребенком оказываются безуспешными. Он и будет для нас отправной точкой. Принцип этот называется безусловное принятие.
Упражнение «Коллективное обсуждение».
Если Вы принимаете ребенка, значит ли это, что Вы не должны никогда на него сердиться?
Высказывание по кругу: Как Вы выражаете свое недовольство действиям ребенка?
По кругу зачитывают свои ответы.
Мини-лекция.
Принцип безусловного принятия гласит : детей любят не «за что-то», а просто так. Детей любят не за то, что они хорошо учатся, слушаются и прибирают за собой, а за то, что они есть.
«Воспитание это не дрессура, родители и педагоги нужны не для того, чтобы вырабатывать у ребенка условные рефлексы».
Если вы, безусловно, принимаете ребенка – это не значит, что вы не может на него сердиться. Отдельное поведение ребенка может вызвать у Вас чувство раздражения и даже злости. Скрывать и копить такие негативные чувства нельзя ни в коем случае. Их надо выражать, но особым образом.
.
Правила как выражать негативные чувства в отношении ребенка.
1. Можно выражать свое недовольство отдельными действиями (поступками) ребенка, но не ребенком в целом. «… я испытываю раздражение, когда ты ведешь себя, когда ты делаешь то-то и то-то, когда ты не делаешь то- то и то-то» - так говорить правильно.
2. Можно осуждать действия ребенка, но не его чувства, какими бы нежелательными или непозволительными они не были. Раз они у него возникают, значит, есть основания. Нельзя говорить ребенку : «Мал ты еще злиться на родителей или воспитателя»
3. Недовольство ребенком не должно быть систематическим, иначе оно перерастет в непринятие его.
Упражнение «За и против».
Перед Вами таблица, в которой нужно заполнить графы «Язык принятия» и «Язык непринятия». Ниже Вы найдете примеры выражений. Ваша задача решить язык принятия «ЗА», язык не принятия «ПРОТИВ».
- контакт глаз
- выражение своих чувств
- отражение чувств ребенка
- сравнение не в лучшую сторону
- оценка поступка, а не личности
- ласковые слова
- комплимент
- постоянный язык
- отказ от объяснений
- выражение заинтересованности
- игнорирование
- одобрение
- согласие
- подчеркивание неудачи
- угрожающие позы и мимика
Тест «Кто я?»
Цель: изучение содержательных характеристик идентичности личности.
Время проведения: 5 минут.
Педагог-психолог : Мы не будем обсуждать, и анализировать ваши ответы. Вы сделаете это сами. Задайте себе 10 раз один вопрос «Кто я на работе?» и запишите свои ответы. Когда работа закончена, психолог предлагает педагогам оценить ее результаты: Посмотрите, на каком месте стоит Ваш ответ «Я воспитатель». Если вы написали об этом вначале, значит, позиция воспитателя является для вас наиболее важной жизни. Если же такой ответ встречается в числе последних или не встречается вообще, это может свидетельствовать о том, что вы несколько отдалились от детей, как воспитатель. Конечно, результаты тестирования нельзя воспринимать как истинное положение вещей. Мы только призываем вас задуматься над тем, не потерялось ли в повседневно суете ваше главное предназначение на работе.
Беседа «причины по которым затрудняется принятие».
Рейтинг распространенных ошибок в воспитании и их последствия:
1. Непоследовательность. Это очень распространенная ошибка. Если ребенок набедокурил, родители и педагоги ругают его и предупреждают о всевозможных ограничениях. Но проходит некоторое время и взрослый, забыв о том, что недавно грозила ребенку, отменить прогулку в парке или просмотр мультфильмов, словно забыв о собственном обещании, ведет на аттракционы или включает мультсериал.
Последствия: ребенок растет своевольным, он перестает воспринимать всерьёз слова взрослых.
2. Несогласованность требований со стороны взрослых. Часто встречается ситуация, когда в семье и в ДОУ к ребенку предъявляются совершенно разные требования, например, воспитатель, добивается, чтобы ребенок убирал игрушки после игры, а мать и бабушка – убирают сами.
Последствия: ребенок может вырасти конформистом, приспосабливающимся под мнения других. Также возможно проявление неуважения к тому человеку, чью позицию ребенок воспринимает, как невыгодную для себя.
3. Неровное отношение к ребенку. Воспитатель то залюбливает ребенка и уделяет много внимания, то замыкается в себе, не обращая внимания на ребенка, отмечает только его неудачи.
Последствия: ребенок, не умеет контролировать свое поведение. Часто наблюдается отстраненность от педагога в силу того, что ребенок не знает, чего от него ожидать.
4. Попустительство. Ребенок делает то, что считает нужным, не считаясь с мнением и желаниями окружающих людей. Например, приходя в группу, начинает требовать, чтобы ему дали приглянувшуюся вещь, или во время обеда или занятия ребенку разрешают вставать с места и заниматься своими делами. А другим детям нет.
Последствия: ребенок будет эгоистичным по отношению ко всем.
5. Излишняя требовательность, чрезмерная строгость. К ребенку предъявляются непомерные требования, ему не прощают самые безобидные шалости и ошибки.
Последствия: неуверенность в собственных силах, низкая самооценка, часто перфекционизм, который может стать невыносимым бременем для подрастающего человека.
6. Дефицит ласки. Телесный контакт чрезвычайно важен маленькому человечку, впрочем, как и взрослому. К сожалению, иногда педагоги считают излишним проявлять нежные чувства к ребенку.
Последствия: ребенок становится замкнутым, недоверчивым.
7. Чрезмерный контроль. У человека должно быть определенное пространство, чтобы он мог самостоятельно делать выбор. Иногда родители и родители полностью игнорируют желания ребенка, взяв под контроль любые жизненные проявления (выбирают друзей, игрушку, игру и пр.)
Последствия: как и в предыдущем случае, ребенок становится замкнутым, недоверчивым, либо наоборот идет во все тяжкие и нарушает нормы поведения во всем.
Все эти ошибки делают детей неудобными и взрослому тяжело принять ребенка, так как с ним сложно, тяжело. Но ведь если задуматься, мы сами их такими делаем.
Заключение.
Упражнение «Качества взрослого, необходимые ему при взаимодействии с детьми раннего возраста».
Цель: Дать возможность участникам поразмышлять над проблемами принятия ребенка.
Время проведения: 10 минут.
Упражнение проводится в подгруппе. В течение нескольких минут педагоги пытаются выделить 2-3 качества, необходимых для успешного взаимодействия с ребенком. Для создания теплых, доверительных отношений с ребенком необходимо взаимное уважение.
Педагоги называют по 2-3 качества.
Обсуждении е.
Есть основные качества необходимые педагогу, чтобы принимать детей такими, какие они есть.
- Уважение — это подтверждение значимости человека в мире. Мало твердить ребенку, что нужно уважать старших, необходимо еще принять и то, что старшие также должны уважать ребенка. Только на основе взаимопонимания он может развиваться полноценно. Большую роль в установлении и развитии такого взаимопонимания играют внимание, щедрость и твердость.
- Внимание — это интерес к миру ребенка, готовность посмотреть на вещи его глазами, уважение к его увлечениям.
- Щедрость проявляется тогда, когда мы готовы преодолеть усталость и головную боль после тяжелого дня и сесть играть с ребенком в его любимую игру.
- Твердость — это неукоснительное следование правилам, которые мы установили. Дети принимают их, потому что они помогают ориентироваться в мире.
Спасибо за вашу активность!