Наталья Дмитриева
Занятие для детей подготовительной группы «Речевой этикет детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель занятия : создать атмосферу сердечности, доброты.
СОДЕРЖАНИЕ ОРГАНИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ
(на стене висит экран, все подошли к нему)
- Дети, что за слово здесь написано? (этикет)
-Что такое этикет?
-Этикет – это вежливость и любовь к людям. Вежливость не допускает ссоры между людьми, примиряет людей. Любовь к людям помогает нам по-доброму относится ко всем.
- А бывает ещё речевой этикет – это значит нужно говорить только вежливые слова. Вот сегодня мы с вами про это и поговорим.
(дети садятся на стулья)
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2013
(воспитатель читает)
- Как много разных слов на свете.
Всему название дано.
И зверю и предмету.
Вещей кругом полным – полно,
А безымянных нету.
И всё, что только видит глаз
Над нами и под нами,
И всё, что в памяти у нас,
Означено словами. (А. Шибаев)
- Всё, что мы видим вокруг, все предметы, явления – всё обозначено каким-то словом.
- Назовите словами то, что вы видите.
( дети называют по одному слову: игрушки, небо и т. д.)
- Молодцы! С помощью слов человек общается с другими людьми, сообщает о чём – либо кому-нибудь, выражает свои чувства и настроение.
- Что такое настроение?
- (Настроение – это внутреннее, душевное состояние человека).
- Давайте посмотрим на экран. На нём мы увидим картинки с изображением того или иного настроения.
(Смех) –Какое настроение у ребёнка? (весёлое, он смеётся)
- Как ты думаешь, что его рассмешило?
(Грусть) – Ребёнок какой? (грустный)
- Как ты думаешь, почему грустит этот малыш?
(Радость) – Как ты думаешь, какой ребёнок на этой картинке? (радостный)
- Чему, по-твоему, может он радоваться?
(Страх) –Каким здесь ребёнок изображён? (испуганным)
- Как ты думаешь, что или кого он испугался?
- Ребята, с помощью слова можно творить чудеса. Ведь словом можно рассмешить грустного, подбодрить трусливого, обрадовать печального, похвалить трудолюбивого, а можно огорчить, обидеть, нагрубить.
- Сейчас мы с вами поиграем в игру «Подбери нужные слова».
(дети становятся в круг, у воспитателя мяч, он по очереди бросает мяч детям, задаёт вопросы, а те должны правильно вежливо ответить)
игра «ПОДБЕРИ НУЖНЫЕ СЛОВА»
- Каким словом можно поблагодарить человека?
(спасибо, благодарю вас)
- Похвалить? (молодец, умница, хороший ты мой, золотце, умненький, ты заслуживаешь уважение)
- Успокоить? (не волнуйся, всё будет хорошо, не расстраивайся, ты справишься с этим заданием)
- Каким словом можно поприветствовать человека? (здравствуй, привет, доброе утро, как я рад тебя видеть, как я по тебе соскучилась, я бесконечно счастлив видеть тебя; как хорошо, что мы встретились)
- Молодцы, какие вежливые слова вы знаете.
- Давайте подойдём к экрану, на нём показана мнемотаблица, тема «Приветствие», как нужно правильно здороваться.
(дети объясняют каждое изображение на таблице)
- Вы, молодцы, знаете, как правильно нужно здороваться, научите других.
упражнение «ПОЗДОРОВАЙСЯ ДРУЖОК»
- Поздоровайся дружок – пожелай здоровья.
- Лечат очень хорошо – доброта с любовью.
(дети здороваются за руки друг с другом)
- Руку другу и врагу протяни с прощеньем.
(протягивают руки вперёд)
- Нам здоровье сберегут радость и терпенье.
- Улыбнись – и доброту делать не устанешь,
(улыбаются друг – другу)
- И полюбишь красоту, и Умняшкой станешь!
(гладят друг – друга по голове)
(дети сели на стульчики)
- А какими словами можно обидеть человека? Это очень неприятный вопрос. Давайте мы не будем на него отвечать, иначе нам придётся говорить неприятные, грубые, обидные слова. Самое главное – все вы знаете – грубые, обидные слова приводят к ссоре детей и взрослых, и всех людей.
- Нам Алиса расскажет стихотворение «Поссорились».
- Мы поссорились с подругой
И уселись по углам.
Очень скучно друг без друга,
Помириться нужно нам.
Я её не обижала,
Только куклу подержала,
Только с куклой убежала
И сказала: «Не отдам».
- Случалась ли у вас такая ссора?
- Как вы поступаете в таком случае?
- Как вы думаете, чем закончилась эта история?
- Хотите узнать, что было дальше?
- Дам ей куклу, извинюсь,
Дам ей мячик покидать
И скажу: «Давай играть».
- Как вы думаете, после слов: «Давай играть» изменилось настроение у подружек?
- Послушайте рассказ «Два друга» (Н. Дурова)
инсценировка «ДВА ДРУГА»
- Коля дал Саше поиграть в свою машину. Когда Коля уходил домой, то подошё л к Саше и попросил вернуть машину:
- Я иду домой, дай мне, пожалуйста, машину?
- Саша ответил грубо:
- На, возьми, пожалуйста, свою машину.
- Коля отвернулся и грустный пошёл домой.
- Как вы думаете, почему Коле стало грустно?
- Можно назвать Колю жадным мальчиком?
- Какую ошибку допустил Саша и как её исправить?
- Подходит ли Саше пословица: «Те же слова, да не так молвить?»
- Оказывается, важно не только знать вежливые слова, но и уметь их говорить вежливо, чтобы не обидеть словом.
игра «ЦВЕТОК ВЕЖЛИВОСТИ И ЛЮБВИ»
- У меня в руках цветок - это «Цветок вежливости и любви».
- Он какой? Какого цвета?
- Но почему – то он не сияет, не радуется.
- А хотите, чтобы он стал ещё краше, засиял разными красками?
- Он может засиять от комплиментов, которые вы ему скажите. А что это за слово – комплимент?
(Комплимент – это добрые, приятные слова, подчёркивающие лучшие качества человека)
(дети стоят по кругу, воспитатель передаёт цветок рядом стоящему ребёнку и говорит какой – то комплимент, ребёнок передаёт цветок следующему со своим комплиментом. Воспитатель положительно оценивает каждого участника, обращая внимание на добрые слова. Произносить к. нужно с улыбкой и глядя в глаза. После последнего ребёнка взять цветок в руки и включить.)
- Ребята, посмотрите, как от ваших добрых, ласковых слов засиял цветок. Какими красками?
- Мы цветок «Вежливости и любви» поставим на самое видное место в группе, и пусть он слышит от нас и от вас только хорошие, добрые и приятные слова.
физкультминутка «СОЛНЫШКО В ГРУППЕ»
- Ой, ребята, посмотрите, к нам с неба спустилось солнышко. Давайте попробуем коснуться его руками. Посмотрите вверх, поднимитесь на носочки, вытяните руки, потянитесь к солнышку – высоко – высоко. Почувствуйте его в своих ладонях, как им стало тепло от него. Но надо вернуть солнышко обратно на небо, попробуйте самыми кончиками пальцев подбросить его, ещё раз подбросим. Всё полетело, помашем ему.
- Как вы думаете, почему к нам в группу спустилось солнышко? (услышало комплименты)
- Ребятки, занятие у нас подошло к концу. Очень много хороших слов было сказано, гостям приятно было слушать.
- В народе говорят: «Худое слово - …. калечит,
А доброе слово - …лечит».
- Хочется вот что сказать. В конце ноября наша страна отмечает праздник «День матери». Есть слова, которые мы называем святыми. Одно из таких слов – тёплое и ласковое слово (мама).
- Это слово несёт в себе тепло маминых рук, тепло маминого слова и маминой души. Давайте нашим мамам скажем добрые, приятные слова.
- Обойди весь мир вокруг, только знай заранее:
Не найдёшь теплее рук и нежнее маминых.
Не найдёшь на свете глаз ласковей и строже,
Мама каждому из нас всех людей дороже.
- Мама! Какое хорошее слово!
Мама всё время быть рядом готова,
В минуту несчастья всегда она рядом,
Поддержит улыбкой, и словом, и взглядом.
- Мама – это первое слово!
- Мама - это главное слово!
- Мама – это солнце и небо!
- Мама – это вкус душистого хлеба!
- Мама – это шелест листочка!
- Мама - это сын или дочка!
- Мама – моя родная!
- Мама - любимая и дорогая!
- Дорогие ребята, цените свою маму, дарите ей минуты радости. Будьте заботливы и добры.
- А сейчас преподнесите своей маме подарок, который вы сделали сами. Обнимите её и скажите ей добрые, ласковые слова.
(звучит музыка о маме, на экране фотографии мамы или мамы с ребёнком)
- Молодцы ребята, подойдите ко мне, вы заслужили угощение.