Волкова Татьяна
Проект «Защитники земли русской»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Защитники Земли русской»
Продолжительность проекта : долгосрочный, групповой, творческий.
Проект подразделяется на три этапа:
1. «Богатыри Земли русской»;
2. Отечественная 1812 года «Бородино»;
3. «Защитники Земли Русской» -Великая Отечественная 1941-1945г.
Участники проекта :
Дети, родители, воспитатели группы
Охватываемые образовательные области:
Публикация «Проект „Защитники земли русской“» размещена в разделах
«Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Социализация», «Физическая культура», «Здоровье».
Программные требования к организации социально – личностного развития дошкольников: формировать гражданскую принадлежность, патриотические чувства (расширять представление детей о родной стране, о государственных праздниках); продолжать расширять представления о Российской армии, о трудной и почетной профессии защищать Родину; воспитывать уважение к защитникам Отечества, к памяти павших бойцов во все времена.
Работа по проекту ведется вместе с родителями с целью приобщения их к совместной деятельности с детьми. Воспитание нравственности у подрастающего поколения возможно на примерах подвигов наших соотечественников, нашего народа во все времена.
Цель проекта : воспитывать любовь к Родине, родному краю, желание быть защитником земли, на которой родился и вырос, вызвать чувство гордости за соотечественников, повлиявших на ход истории, служивших Родине; формировать интерес к коллективной, игровой, продуктивной, творческой, познавательно-исследовательской деятельности, а также к чтению.
Задачи проекта : - формировать гендерную, семейную, гражданскую принадлежность, нравственно - патриотические чувства, чувство принадлежности к мировому сообществу; сплачивать семью ребенка общими интересами к одному делу;
- формировать восприятие целостной картины мира, расширять кругозор детей; познакомить с именами героев Древней Руси и России их подвигами; дать представление об оружии и воинской форме разных времен;
- развивать свободное общение с взрослыми и детьми, все компоненты устной речи детей в различных формах и видах детской деятельности;
- приобщать к словесному искусству, развивать художественное восприятие и эстетический вкус, знакомить с литературными произведениями, связанными с темой проекта;
- развивать продуктивную деятельность детей и детское творчество; знакомить с произведениями живописи, связанными с темой проекта;
- формировать представления о здоровом образе жизни;
- формировать у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.
Содержание проекта :
1. Цикл мероприятий по теме «Богатыри Земли русской». Дать понятия кто такие богатыри, откуда они вышли, как они в те давние времена защищали свой дом, свою семью, свою Русь от врагов. Какое у них было оружие, доспехи.
2. Цикл мероприятий по теме Отечественная война 1812 года, знакомство с великим полководцем М. И. Кутузовым и героями этой войны;
3. Цикл мероприятий: посещение краеведческого музея в городе Лыткарино «Усадьба Чернышева», беседы о своем городе, чтение литературы.
4. Цикл мероприятий по теме «Бородинское сражение», чтение поэмы М. Ю. Лермонтова «Бородино», просмотр видеодиска Бородинской панорамы в Бородино;
5. Цикл мероприятий по теме «Защитники Земли русской», об истории Великой Отечественной войны 1941 – 1945г
6. Заключительное мероприятие: музыкальный досуг - к 9 мая, Дню Победы.
Предлагаемый результат в воспитании интегрированных качеств:
дети любознательные, активные, интересуются новым, неизвестным в истории Отечества, задают много вопросов взрослым, проявляют больше самостоятельности в различных видах детской деятельности, в случаях затруднения обращаются к воспитателям или родителям.
Продукт проектной деятельности :
1. Цикл мероприятий по ознакомлению с историей Российской армии по теме «Богатыри Земли русской».
-Были даны понятия: кто такие богатыри, откуда они вышли, как они в те давние времена защищали свой дом, свою Русь от врагов. Какое у них оружие, доспехи.
- Подготовлены и проведены занятия по рисованию: «Образ богатыря» - коллективная работа в детском саду и совместное художественное творчество дома с родителями.
- Ознакомлению с художественной литературой.
2. Цикл мероприятий по ознакомлению с историей нашего города: посещение краеведческого музея в городе Лыткарино «Усадьба Чернышева», беседы о своем городе, чтение литературы. Жизнь князя Чернышева замечательна. Он ознаменовал себя совершенно блистательно на трех поприщах: дипломатическом, военном и гражданском; он вел переговоры с Наполеоном, совершил выдающиеся военные подвиги и руководил важными отраслями внутреннего управления. А. И. Чернышев состоял в секретной экспедиции, получивший в1812 году название Особой канцелярии. Это был высший орган военной разведки
3. Цикл мероприятий по теме Отечественная война 1812года, знакомство с великим полководцем М. И. Кутузовым и героями этой войны
4. цикл мероприятий по теме «Бородинское сражение», чтение поэмы М. Ю. Лермонтова «Бородино», просмотр видеодиска Бородинской панорамы в Бородино;
-подготовлено и проведено занятие «Бородино», Отечественная война 1812 года.
5. Цикл мероприятий по теме «Защитники Земли русской», об истории Великой Отечественной войны 1941-1945г.
- знакомство с эпизодами войны на примере художественных произведений, рисование и художественная лепка: «Солдат»
- с пионерами- героями Великой Отечественной войны, - памятниками в честь защитников Отечества в г. Лыткарино, - посещение уголка боевой славы в школе-гимназии № 7 в г. Лыткарино;
- выполнение коллективной работы: коллаж «Битва за Родину»
- досуг, посвященный Дню Победы.
Таким образом, с помощью выполнения проекта были реализованы следующие задачи:
1. Ознакомление детей с конкретными историческими событиями и личностями, повлиявшими на ход истории страны;
2. Воспитание патриотических чувств: любви, гордости и уважения к Родине;
3. Сплочение семьи как команды.
-Контрольный эксперимент
Для повторного выявления уровня развития нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников в группе нами проведена диагностика А. Я. Ветохиной, З. С. Дмитриенко, были выделены те же критерии, показатели и уровни патриотического развития детей, что были на констатирующем этапе эксперимента.
1. Когнитивный критерий
Цель: определить знания детей о родном городе, символике России и города, событиях в истории Российской армии.
показатели: наличие знаний о своем городе, символике, истории Российской армии.
2. Мировоззренческо-ценностный критерий
Цель: определить отношения к родному краю, символике, событиям в истории Российской армии. Умение детей связно, последовательно высказывать свою точку зрения в ответе на вопрос. Способность мыслить свободно.
показатели: способность к аргументированному суждению, оценке; умение выразить свое отношение к объектам.
Контрольные задания по каждому критерию включают в себя: беседа, развивающая игра «где находится памятник?» карта-схема города, фотографии с достопримечательностями города, карты с символикой России и города, картины с защитниками Отечества.
Достопримечательности родного города:
1. Как называется город, в котором ты живешь?
2. Как называется улица, на которой ты живешь?
3. Знаешь ли ты фамилию, имя и отчество своих родителей?
4. Какие памятники в нашем городе ты знаешь?
5. Чем славен наш город?
6. Что тебе нравится в нашем городе?
Символика:
1. Что означает слово символика?
2. Что относится к символике?
3. Какая символика у твоего города?
4. Какая символика у нашего государства?
5. Знаешь ли ты гимн России?
Государственные праздники:
1. Какие ты знаешь праздники?
2. Какой праздник мы празднуем в феврале?
3. Какой праздник мы празднуем в марте?
4. Какой праздник мы отмечаем в апреле?
5. Какой праздник самый великий мы отмечаем в мае?
6. Какой праздник самый любимый?
События в истории Российской армии:
1. Кто такие былинные богатыри?
2. Какие сказки о былинных богатырях ты знаешь?
3. Назови защитников земли русской
4. Какие виды вооруженных сил ты знаешь?
5. Какие праздники защитников отечества ты знаешь?
6. Знаешь ли ты пословицы, поговорки, стихи о Родине
Были определены знания детей о родном городе и уровень развития нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников. По всем показателям определены 3 уровня выполнения заданий: высокий, средний и низкий. Уровни определяются в зависимости от степени самостоятельности выполнения ребенком предложенного задания: высокий –; средний –; низкий.
Высокий уровень - выполняет задание самостоятельно. Ребенок без особого труда называет название города, домашний адрес. Связно и последовательно отвечает на поставленные вопросы. Знает достопримечательности города, где они расположены. Называет 4–5 улицы, площадь. Ребенок правильно определяет символы. Называет цвета флага РФ и родного города, знает порядок их расположения. Без труда называет значение изображения на гербе своего города и гербе России. Проявляет интерес к событиям в истории Российской армии. – 3 балла
Средний уровень - ребенок справляется с заданием с помощью взрослого. Ребенок иногда допускает незначительные ошибки. Знает название достопримечательностей, но не может объяснить их местонахождение. На поставленные вопросы отвечает последовательно, но иногда ответы бывают слишком краткими. Ребенок правильно определяет символы. Допускает незначительные ошибки в определении цветов и значения флагов. С помощью взрослого рассказывает о символах гербов и их значении. Ребенок полными предложениями, логично и последовательно отвечает на вопросы. Понятно для собеседника умеет рассказать о том, что нового он узнал от посещения того или иного объекта. Ребёнок передает настроение, впечатление. Ребенок не всегда связно отвечает на поставленные вопросы. Ему требуется помощь, подсказка педагога, вспомогательные вопросы. Ответы дают без рассуждений и объяснений, речь с ограниченным запасом слов, не оперируют предметными терминами. – 2 балла
Низкий уровень - невыполнение задания даже с помощью взрослого. Ребенок часто допускает ошибки. Затрудняется назвать домашний адрес, достопримечательности города. На поставленные вопросы отвечает с трудом, в основном неверно. Ребенок неправильно определяет символы. Затрудняется рассказать о цветах флагов, символах герба. Постоянно обращается за помощью к взрослому. Не проявляет интереса к теме. Ребенок затрудняется отвечать на поставленные вопросы. Помощь педагога и вспомогательные вопросы не оказывают значимого влияния на ответы, дети часто отмалчиваются. Речь односложная, с ограничениями. – 1 балл
Высокий уровень – 8 детей; Средний – 12 детей; Низкий – 0 детей
Таким образом, высокий уровень развития нравственно-патриотических чувств у 8 детей, средний - у 12 детей, низкий – не имеют. Многие мальчики увлеклись тематикой «Защитники Земли русской», приносили книги, игрушки, игры о воинах, очень много играли, посетили музей города, что дало хороший результат.