Елена Родькина
Занимательный материал в обучении дошкольников элементарной математике в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитатель МБДОУ № 79 Г. Томск Родькина Елена Александровна.
Я заметила, что смекалки, головоломки, занимательные игры вызывают у ребят моей группы большой интерес. Дети могут, не отвлекаясь, подолгу упражняться в счете предметов, в преобразовании фигур, перекладывая палочки или другие предметы по образцу, по собственному замыслу. В таких занятиях формируются важные качества личности ребенка: самостоятельность, наблюдательность, находчивость, сообразительность, вырабатывается усидчивость, развиваются конструктивные умения.
Публикация «Занимательный материал в обучении дошкольников элементарной математике в старшей группе» размещена в разделах
Занимательные математические игры позволяют :
1. охватить, как можно более широкий диапазон психических процессов, начиная от таких сравнительно простых, как пространственное восприятие, и кончая более сложными (воображение, мыслительный анализ, сравнение, умозаключение и др.)
2. стимулирование развития математических способностей.
3. развитие умения наблюдать и сравнивать, сопоставлять и
анализировать.
4. развивать конструктивное мышление
5. способствовать развитию мелкой моторики, тем самым стимулировать развитие речи и интеллекта ребёнка.
На занятиях по формированию элементарных математических представлений такой материал включают в ход самого занятия или используют в конце его.
Во вне учебное время занимательные математические игры наряду с другими можно использовать для организации самостоятельной деятельности детей, основанной на их интересе.
Математические игры
1"Отгадай число"(для старших дошкольников)
Цель:Закрепление знаний числового ряда. Закрепление умения детей сравнивать числа.
По заданию ребенок должен назвать число меньше или больше какого-то числа, "соседей" числа. Какое число стоит между числами.
2 «Геометрическая мозаика», «Составь картинку» (Картинка из геометрических фигур)
Цель: Закрепление представлений о геометрических фигурах.
Задачи: Формировать умения раскладывать геометрические фигуры на группы по качественным признакам. Развивать внимания, логическое мышление, мелкую моторику. Воспитывать интерес к математическому развитию.
3"Числовой ряд"
Цель этого задания-закрепить знание последовательности чисел в натуральном ряду.
4 Математические развлечения - разные задачи, игры- "Тантрам", головоломка "Пифагор", "Колумбово яйцо", "Волшебный круг", "Вьетнамская игра".
5 Лабиринты, для разгадывания которых требуется разрешить практическую задачу: помочь белке найти свое дупло, девочке - выйти из леса, накормить животных и тд.
Цель: Развивать у детей настойчивость и умение сосредоточиться, логическое мышление, ловкость.
6 "Расставь кружки"
Цель: развивать логическое мышление, воображение,внимание, мелкую моторику рук. Круги нужно расставить в определённом порядке, следуя заданию. Например: расставь круги так, чтобы синий круг был справа от красного, а маленький жёлтый круг был слева от синего и т. д.
7 "Составь фигуру из палочек" (игры со счетными палочками)
Цель: Умение перекладывать палочки для составления геометрических фигур и изображений.
Задачи: Формировать умение добиваться нужного результата. Развивать логическое мышление, воображение, память. Воспитывать умение использовать полученные знания в самостоятельной деятельности.
8 "Палочки (полоски) Кюизенера" Цветные счетные палочки Кюизенера используются для развития у детей математических способностей и подготовки к урокам математики в школе
Цель:закрепление, с помощью палочек Кюизенера состав числа, счет, закрепление числового ряда.
9 Логические задачи на поиск недостающих фигур (Найди девятое)
Из фигур выбрать ту, которую можно поместить вместо знака вопроса.
Цель таких заданий-вызвать интерес к решению задачи путем зрительного и мыслительного анализа рядов фигур по горизонтали и вертикали.
10 "Сосчитай и положи цифру", "Сосчитай и ответь"
Цель:Учить детей количественному счёту, учить соотносить количество предметов с числом.
11 "Блоки Дьенеша"
Цель: Развитие сенсорной и знаковой культуры.
Задачи: Развитие представлений о свойствах предметов (блоках) – форме, величине, цвете, толщине. Формировать понимание связей и отношений в натурально ряде чисел. Развивать логические операции: сравнение, сериация, классификация. Воспитывать интерес к математическому развитию.
12 Кубики Никитина Б. П. «Ступеньки творчества, или развивающие игры»
Цель: Способствование овладению детьми элементарному моделированию.
Задачи: Закрепление знания цветов, форм, развивать способность комбинирования предметов. Формирование умения классифицировать фигуры по форме, цвету. Воспитывать умение находить собственное решение.