Свердлова Галина
Закрепляем звуки в стихах и текстах
▼ Скачать + Заказать документы
Закрепляем звуки в стихах и текс тах.
Методические указания к ЗАУЧИВАНИЮ СТИХОВ детьми с нарушением речи.
1. Сначала стихотворение выразительно наизусть читает взрослый.
2. После взрослый говорит, что это стихотворение дети будут заучивать наизусть, и ещё раз читает его.
3. Далее задает вопросы по содержанию, чтобы дети уяснили основную мысль; выявляет непонятные детям слова и объясняет их значение.
Публикация «Закрепляем звуки в стихах и текстах» размещена в разделах
4. Если стихи используют для закрепления произношения каких-то звуков, то взрослый просит детей назвать все слова стихотворения с этим звуком.
5. Потом взрослый читает отдельно каждую строчку стихотворения, а ребёнок повторяет.
Полезно
-для развития чувства ритма отстукивать или отхлопывать ритм,
-для лучшего запоминания подбирать картинки к ключевым словам стихов построчно,
-рассказывать стихи в лицах,
- обратиться к народному творчеству – песенкам, шуткам, прибауткам, заучивать стихотворные скороговорки и загадки.
Методические указания к ПЕРЕСКАЗУ ТЕКСТОВ детьми с нарушением речи.
Подбор текстов должен осуществляться с учетом интеллектуальных и речевых возможностей детей. Они должны быть доступны ребёнку по своему содержанию и форме изложения.
Перед чтением проводится беседа, подводящая детей к содержанию произведения.
1. Сначала текст выразительно читает взрослый.
2. Далее задает вопросы по содержанию, чтобы дети уяснили основную мысль; выявляет непонятные детям слова и объясняет их значение.
3. Если стихи используют для закрепления произношения каких-то звуков, то взрослый просит детей назвать все слова с этим звуком. Поскольку для такого пересказа подбираются специальные тексты, максимально насыщенные конкретными звуками, то пересказывать надо очень близко к тексту, практически заучивать наизусть.
4. После этого детей просят пересказать текст.
На разных ступенях обучения применяют разные приёмы, облегчающие обучение пересказу.
Договаривание слов или предложений (взрослый пересказывает, а ребёнок вставляет слово или предложение).
Наводящие вопросы (если возникают большие паузы, то взрослый задает наводящие вопросы, содержащие в себе часть ответа – структурную и лексическую).
План пересказа (для дошкольника в виде опорных картинок).
Пересказ по цепочке (начинает один, продолжает другой, это помогает выработать устойчивое внимание).
Выучите с ребёнком стихи и тексты с трудным звуком – и вы получите ЭТАЛОН ПРОИЗНОШЕНИЯ, на который ребёнок будет равняться, оценивая и контролируя собственное произношение звуков!
( Составлено по материалам книги: Н. С. Жукова, Н. С. Мастюкова, Т. Б. Филичева. Преодоление ОНР у дошкольников.)