Алёна Исайкина
Закономерности процесса воспитания
▼ Скачать + Заказать документы
Введение
Личность человека формируется и развивается под влиянием многочисленных факторов, объективных и субъективных, природных и общественных, внутренних и внешних, независимых и зависимых, от воли и сознания людей действующих стихийно или согласно определенным целям. При этом сам человек не пассивное существо, он выступает как субъект своего собственного формирования и развития.
Понятие «воспитание» является одним из ведущих в педагогике. Оно употребляется и в широком, и в узком смысле. Воспитание в широком смысле рассматривается, как общественное явление, как воздействие общества на личность. В данном случае воспитание практически отождествляется с социализацией. Этот объективный воспитательный процесс представляет широкое, многостороннее взаимодействие социальных субъектов между собой, с окружающей природной и социальной средой. В таком взаимодействии воспитатель и воспитуемый одновременно выступают как субъекты самоизменений и объекты воздействия других людей.
Публикация «Закономерности процесса воспитания» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Педагогическая находка» октябрь 2024
Воспитание в узком смысле рассматривается, как специально организованная деятельность педагогов и воспитанников по реализации целей образования в условиях педагогического процесса. Деятельность педагога, в этом случае, называется воспитательной работой.
Для того, чтобы человеческое общество развивалось, оно должно передавать свой социальный опыт новым поколениям. Передача социального опыта может происходить по - разному. В первобытном обществе это осуществлялось в основном через имитацию, повторение, копирование поведения взрослых. В средние века такая передача осуществлялась чаще всего через зазубривание текстов. Со временем человечество пришло к убеждению, что механическое повторение или заучивание не самые лучшие способы для передачи социального опыта. Наибольший эффект достигается при активном участии самого человека в этом процессе, при включении его в творческую деятельность, направленную на познание, освоение и преобразование окружающей действительности.
Современная жизнь выдвинула целый комплекс требований к человеку, определяющих спектр задач и несколько основополагающих направлений их реализации. Более существенные из них:
-задачи умственного развития, которые предполагают усвоение детьми общих для всех знаний, умений и навыков, обеспечивающих одновременно умственное развитие и формирующих у них способность активного самостоятельного мышления и творчества в общественной и производственной деятельности;
-задачи эмоционального развития, включающие в себя формирование у детей идейно-эмоционального отношения к искусству и действительности;
-задачи нравственного развития, ориентированные на усвоение воспитанниками простых норм общечеловеческой морали, привычек нравственного поведения, на развитие в ребенке нравственной воли, свободы нравственного выбора и ответственного поведения в жизненных отношениях;
задачи физического развития,направленные на укрепление и развитие сил детей, являющихся материальной основой их жизненности и духовного бытия;
-задачи индивидуально-личностного развития, требующие выявления природных дарований в каждом ребенке с помощью дифференциации и индивидуализации процессов обучения и восприятия.
Активное осуществление этих тактических целей позволит реально и эффективно решить стратегические задачи, осуществить всестороннее развитие личности - первоочередная цель целостного педагогического процесса.
Педагогический процесс, как целостная система.
Педагогическим процессом называется развивающееся взаимодействие воспитателей и воспитуемых, направленное на достижение заданной цели и приводящее к заранее намеченному изменению состояния, преобразованию свойств и качеств воспитуемых. Иными словами, педагогический процесс – это процесс, в котором социальный опыт трансформируется в качества формируемого человека (личности). Данный процесс представляет собой не механическое соединение процессов воспитания, обучения и развития, а новое качественное образование. Синонимом термина педагогический процесс является учебно-воспитательный процесс - совокупность урочных занятий, внеклассной и внешкольной воспитательной работы, проводимых педагогическим и ученическим коллективами по единому плану.
Педагогический (учебно-воспитательный) процесс, поэтому является органическим единством процессов обучения, воспитания, образования и развития.
Целостность, общность, единство - главные характеристики педагогического процесса. В педагогической науке пока нет однозначной трактовки этого понятия. В общефилософском понимании целостность трактуется как внутреннее единство объекта, его относительная автономность, независимость от окружающей среды, с другой стороны под целостностью понимают единство всех составляющих, входящих в педагогический процесс. Целостность – это объективное, но не постоянное свойство. Целостность может возникнуть на одном этапе педагогического процесса и исчезнуть на другом. Это свойственно как для педагогической науки, так и практики. Целостность педагогических объектов, из которых наиболее значимым и комплексным является учебный процесс, строится целенаправленно.
1. 1. Структура педагогического процесса
Педагогический процесс считают системой наук и выделяют основные части:
-общие основы;
-дидактика;
-теория обучения;
-теория воспитания;
-школоведение.
Каждая из этих частей решает свои собственные задачи, результат которых часто накладывается друг на друга.
Структура – это расположение элементов в системе. Структуру системы составляют выделенные по определенному критерию элементы, или компоненты системы, а также связи между ними. Только зная, что и с чем связано в целостном педагогическом процессе, можно решить проблему улучшения организации, управления и качества данного процесса. Связи в педагогической системе не похожи на связи в других динамических системах. Результат процесса находится в прямой зависимости от взаимодействия педагога, применяемой технологии и ученика.
Взаимная активность педагога и воспитуемого в педагогическом процессе наиболее полно отражается термином “педагогическое взаимодействие”, которое включает в себя в единстве педагогическое влияние, его активное восприятие, усвоение объектом, собственную активность воспитуемого, проявляющуюся в воздействии на самого себя (самовоспитание). В ходе педагогического взаимодействия проявляются разнообразные связи между субъектами объектами воспитанияОсобенно распространены информационные связи, проявляющиеся в обмене информацией между воспитателями и воспитуемыми, организационно – деятельностные связи.
Весьма важное значение имеют связи управления и самоуправления в педагогическом процессе. От правильного соотношения их во многом зависит успешное протекание всего процесса. В свою очередь связи управления опираются на информационные, организационно-деятельностные и другие виды связей. При анализе педагогического взаимодействия надо учитывать и причинно-следственные связи, выявляя среди них особо важные. Например, выявление особо важных причин недостатков и успехов в педагогическом процессе, позволяет затем более удачно проектировать новые этапы его совершенствования. Там, где это рационально, полезно выявить и функциональные связи между педагогическими явлениями, описывая их в математически корректной форме. Но при этом особо важно соблюдать требования о ведущей роли качественного анализа педагогических явлений, так как чрезвычайная сложность, многофакторность этих процессов часто не поддаются корректному математическому описанию.
Развитие человека требует организации двух взаимосвязанных процессов – обучения и воспитания. Эти два процесса имеют различные задачи и потому, пересекаясь, друг с другом, а иногда даже совпадая во времени, принципиально отличаются друг от друга методами и формами организации.
Воспитание есть относительно самостоятельный процесс, имеющий ряд особенностей:
Во-первых, воспитание – процесс целенаправленный. Воспитание становится эффективным, когда педагог специально выделяет цель воспитания, к которой он стремится. Наибольшая эффективность достигается в том случае, когда эта цель известна и понятна воспитаннику, и он согласен принять ее.
Во-вторых, это процесс многофакторный. При его осуществлении учитель должен учитывать и использовать огромное количество объективных и субъективных факторов. Личность подвергается воздействию множества разнофакторных влияний и накапливает не только положительный, но и отрицательный опыт, требующий корректировки. Многофакторность объясняет эффект неоднозначности результатов воспитания.
В-третьих, огромную роль в процессе воспитания играет личность педагога: его педагогическое мышление, черты характера, личностные качества, ценностные ориентиры.
В-четвертых, воспитательный процесс характеризуется отдаленностью результатов от момента непосредственно воспитательного воздействия. Воспитание не дает мгновенного эффекта. Его результаты не так ощутимы, не так явно обнаруживают себя, как, например, результаты процесса обучения.
В-пятых, особенностью педагогического процесса выступает его непрерывность. Воспитание, осуществляемое в ходе педагогического процесса – это процесс систематического взаимодействия воспитателей и воспитанников. Если же процесс воспитания не регулярен и идет от случая к случаю, то воспитателю придется заново закреплять то, что уже освоилось учеником, затем забылось.
1.2. Воспитание в педагогическом процессе
Воспитание – есть один из факторов формирования личности. Оно заключается в том, что люди хотят теми или иными средствами достигнуть определенной цели - развивать и образовывать у воспитанника определенные качества. Качественное своеобразие воспитания, в отличие от других факторов формирования личности, состоит в том, что воспитатель сознательно ставит определенную цель и, стремясь достигнуть этой цели, находит средства, ведущие к её осуществлению. Таким образом, воспитание есть такое общественное отношение, в котором одни люди воздействуют на других в целях направленного формирования личности.
Там, где есть воспитание, учитываются движущие силы развития, возрастные, типологические и индивидуальные особенности воспитуемых. Там, где есть воспитание, на полную мощность используются положительные и ослабляются отрицательные влияния микросреды. Там, где есть воспитание, человек раньше оказывается способным к самовоспитанию.
Воспитание в педагогическом процессе - это специально управляемый процесс формирования человека, осуществляемый в учебно-воспитательных учреждениях на развитие личности.
Процесс воспитания направлен на формирование социально важных качеств личности, на создание и расширение её отношений к окружающему миру - к обществу, к людям, к самому себе. Чем шире, разнообразие и глубже система отношений личности к различным сторонам жизни, тем богаче её собственный духовный мир.
Принципы воспитания в своём разнообразии могут охватывать целесообразным влиянием всю жизнь детей и педагогов наряду с педагогическим воздействием и взаимодействием. В жизни действует и взаимодействие детей с педагогами, и противодействие, и сопротивление им. Сознание ребенка формируется постепенно, в процессе жизни и прежде всего средствами самой жизни. Поэтому педагогу, чтобы добиваться позитивного результата в воспитании, нужны не только принципы прямого воздействия, но и косвенного, опосредованного, долгосрочного действия на сознание и привычное поведение путём целенаправленного и духовного насыщения всех областей детской жизни. Педагогом должно учитываться содействие самих детей его усилиям, когда воспитанники преодолевают в себе сопротивление и сознательное противодействие воспитательным мерам, стремятся к активному усвоению и приобретению духовных ценностей.
Принципы воспитательного процесса – это общие исходные положения, в которых выражены основные требования к содержанию, методам, организации воспитательного процесса. Они отражают специфику процесса воспитания, и, в отличие от общих принципов педагогического процесса, это общие положения воспитательных задач, которыми руководствуются педагоги.
Современная отечественная система воспитания руководствуется следующими принципами:
-общественная направленность воспитания;
-связь воспитание с жизнью, трудом;
-опора на положительное в воспитании;
-гуманизация воспитания;
-личностный подход;
-единство воспитательных воздействий.
Наряду с этим, существуют и требования, предъявляемые к принципам воспитания :
1. Обязательность. Принципы воспитания- это не совет, не рекомендации; они требуют обязательного и полного воплощения в практику. Грубое и систематическое нарушение принципов, игнорирование их требований не просто снижают эффективность воспитательного процесса, но подрывают его основы.
2. Комплексность. Принципы несут в себе требование комплексности, предполагающее их одновременное, а не поочередное, изолированное применение на всех этапах воспитательного процесса. Принципы используются не в цепочке, а фронтально и все сразу.
3. Равнозначность. Принципы воспитания как общие фундаментальные положения равнозначны, среди них нет главных и второстепенных, таких, что требуют реализации в первую очередь, и таких, осуществление которых можно отложить на завтра. Одинаковое внимание ко всем принципам предотвращают возможные нарушения течения воспитательного процесса.
В то же время принципы воспитания - это не универсальные правила, руководствуясь которыми воспитатели могли бы автоматически достигать высоких результатов. Принципы, на которые опирается воспитательный процесс, составляют систему. Существует и существовало много систем воспитания. И естественно, характер отдельных требований принципов, а иногда и сами принципы не могут оставаться в них неизменными.
1.3. Закономерности педагогического процесса
Всякая наука имеет своей задачей открытие и исследование законов и закономерностей в своей области. В законах и закономерностях выражается сущность явлений, в них отражены существенные связи и отношения.
Закономерности педагогического процесса :
1. Закон социальной обусловленности целей, содержания и методов педагогического процесса. Он раскрывает объективный процесс определяющего процесс определяющего влияния общественных отношений, социального строя на формирование всех элементов воспитания и обучения. Речь идет о том, что чтобы, используя данный закон, полно и оптимально перевести социальный заказ на уровень педагогических средств и методов.
2. Закон взаимообусловленности обучения, воспитания и деятельности учащихся. Он раскрывает соотношение между педагогическим руководством и развитием собственной активности обучающихся, между способами организации обучения и его результатами.
3. Закон целостности и единства педагогического процесса. Он раскрывает соотношение части и целого в педагогическом процессе, обусловливает необходимость единства рационального, эмоционального, сообщающего и поискового, содержательного, операционного и мотивационного компонентов в обучении.
4. Закон единства и взаимосвязи теории и практики.
5. Закономерность развития личности в педагогическом процессе. Темпы и достигнутый уровень развития зависят от:
-наследственности;
-воспитательной и учебной среды;
-применяемых средств и способов педагогического воздействия.
6. Закономерность управления учебно-воспитательным процессом. Эффективность педагогического воздействия зависит от:
-интенсивности обратных связей между воспитуемым и педагогами;
- величины, характера и обоснованности корректирующих воздействий на воспитуемых.
7. Закономерность стимулирования. Продуктивность педагогического процесса зависит от :
-действия внутренних стимулов (мотивов) педагогической деятельности;
-интенсивности характера и своевременности внешних (общественных, моральных, материальных, и других) стимулов.
8. Закономерность единства внешней (педагогической) и внутренней (познавательной) деятельности. С этой точки зрения эффективность педагогического процесса зависит от :
-качества педагогической деятельности;
-качества собственной учебно-воспитательной деятельности воспитуемых.
Многие закономерности обучения обнаруживаются опытным, эмпирическим путем, и таким образом обучение может строится на основе опыта. Однако построение эффективных систем обучения, усложнение процесса обучения с включением новых дидактических средств требует теоретического знания законов, по которым протекает процесс обучения.
Выделяются внешние закономерности процесса обучения и внутренние. Первые (описанные выше, характеризуют зависимость от внешних процессов и условий : социально-экономической, политической ситуации, уровня культуры, потребностей общества в определенном типе личности и уровня образования. К внутренним закономерностям относят связи между компонентами педагогического процесса. Между целями, содержанием, методами, средствами, формами. Иначе говоря, - это зависимость между преподаванием, учением и изученным материалом.
Заключение
Высшей ценностью любого общества является человек. Внимание к воспитанию человека, забота о всестороннем развитии его способностей и дарований, совершенствовании личных качеств является не только главнейшей целью, но и непременным условием государства.
Воспитание это процесс систематического целенаправленного воздействия на человека, на его духовное и физическое развитие в целях подготовки его к производственной, общественной и культурной деятельности. В направлениях воспитания трудно выделить отдельные составляющие, которые бы оказывали влияние на эмоции, волю, характер, ценностные ориентации и интеллект.
Воспитание в педагогическом процессе - организованное взаимодействие воспитателей и воспитуемых, направленное на достижение целей воспитания в организационно-педагогических условиях конкретной воспитательной технологии.
Цель воспитания, на которую необходимо ориентировать современные воспитательные технологии, в самом общем виде формулируется, как создание условий для разностороннего развития личности.
В последние годы взгляды на организацию контроля над процессом воспитания быстро и радикально меняются. Нет единства и сегодня: наше общество, а вместе с ним и школа, переживают трудный период постижения объективной истины.
Система контроля позволяет установить персональную ответственность учителя и школы в целом за качество процесса воспитания. Система контроля не может ограничиваться утилитарной целью - проверкой усвоения знаний и выработки умений и навыков по конкретному учебному предмету. Она ставит более важную социальную задачу: развить у учащихся умение проверять и контролировать себя, критически оценивать свою деятельность, находить ошибки и пути их устранения.
Важным условием повышения эффективности воспитательного процесса является систематическое получение учителем объективной информации о ходе учебно-познавательной деятельности учащихся. Эту информацию учитель получает в процессе контроля за воспитательской деятельностью.
Список литературы:
1. Н. М. Борытко, А. М. Байбаков, И. А. Соловцова; Под ред. Н. М. Борытко. Введение в педагогическую деятельность: Учебник для студентов педагогических вузов / — Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2006.— 40 с. (Сер. «Гуманитарная педагогика». Вып. 1.)
2. Иванова В. А., Левина Т. В. ПЕДАГОГИКА. Электронный учебно-методический комплекс.
3. Реан А. А., Бордовская Н. В., Розум С. И. Психология и педагогика. — СПб. : Питер, 2002. — 432 с.
4. Сластенин В. А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В. А. Сластенина. - М. : Издательский центр "Академия", 2002. - 576
5. Якушева С. Д. Учебное пособие дисциплины «Основы педагогического мастерства» для преподавателей и студентов вузов и колледжей. – Учебное пособие. - Оренбург: РИК ГОУ ОГУ, 2004. – 230 с.