Мелехина Маргарита
Загадки народа Коми во 2 классе
▼ Скачать + Заказать документы
Загадки народа Коми во 2 классе
Управление образования администрации муниципального района «Прилузский»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа» пст. Вухтым
Заочный муниципальный этап республиканского конкурса творческих работ
в области этнокультурного образования
Номинация: Лучшая методическая разработка «Обучение обучающих-ся коми языку и культуре»
2 класс
Учитель начальных классов
Публикация «Загадки народа Коми во 2 классе» размещена в разделах
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 2 класс
- Республика Коми
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2020
Мелехина Маргарита Васильевна
2019 год
Пояснительная записка
Разработка урока «Загадки народа коми» является составной частью изучаемой темы «Устное народное творчество.
Загадка-изображение или выражение, нуждающееся в разгадке. Назначение загадок-развивать поэтический взгляд на действительность.
Загадки-один из древнейших видов фольклора. В период своего возникновения они были связаны с обрядами, с магией; следы такого значения загадок сохранились в сказках и свадебном обряде коми. Особую роль в возникновении загадки играло и то, что древние люди, опасаясь навлечь на себя гнев лесных животных и различных хозяев стихий, стара-лись их не называть по именам. С этой целью они прибегали к описательной, иносказа-тельной, тайной речи.
Главным назначением загадки в новых условиях становится развитие у людей сообрази-тельности, смекалки, художественно-образного мышления.
Загадок у коми народа написано много. Разгадка большинства из них требует немалой сообразительности. Тематика загадок народа коми специфична. Она связана с условиями жизни, труда коми крестьян, с природой, сферой, в которой живут коми люди.
Тематика загадок ограничивается теми явлениями и предметами, с которыми коми кре-стьяне ежедневно встречались в свой жизни.
Поэтизация природы, самого человека, выраженная в загадках, говорит о том, что коми с давних пор в результатах своей работы видели красоту, видели прекрасное в том, что их окружало и что ими было создано. Поэтому-то загадки, развивая в людях сообразитель-ность, остроту ума, тонкость восприятия окружающего мира, развивали любовь к труду, к своему краю. В этом заключается познавательная и воспитательная роль загадок.
Цель:
Знакомство с одним из древнейших жанров фольклора и осуществление метапредметно-сти с искусством составления коми орнамента.
Задачи:
1. Развивать ассоциативное мышление детей.
2. Расширять знание учащимися коми и русских загадок.
3. Развивать быстроту мыслительной реакции учащихся.
4. Совершенствовать навыки детей в быстром изображении предметов контуром.
5. Упражнять детей в изображении элементов коми орнамента.
Форма проведения: Игровая технология и технология проблемного обучения.
Возраст учащися: 2 класс.
Оборудование учителя:
-Тексты коми и русских загадок, имеющих одну и ту же отгадку.
-Таблица №1 «Двенадцать тем коми загадок».
-Набор жетонов двух цветов: красные-за формулировку русской загадки в стихотворной форме; синие-за неточную формулировку русской загадки, но по теме загадки коми.
Оборудование учащихся:
-Лист бумаги, карандаш.
Задание учащимся:
1. Научиться определять раздел коми загадки по ее тематической направленности.
2. Отгадать коми загадку, вспомнить на эту же отгадку русскую загадку и ответить ведущему загадкой в русском варианте.
3. Изобразить как можно больше отгадок контурным рисунком.
Ход занятия:
1. Вступительное слово учителя о коми загадках.
В «Толковом словаре» Ожегова сказано, что загадка – изображение или выраже-ние, нуждающееся в разгадке, истолковании.
С древнейших времен загадки были не только веселой игрой ума и воображения, но порой серьезным испытанием не на жизнь, а на смерть.
В русских сказках нередко герой должен отгадать загадку. Отгадаешь – получишь свою невесту, не отгадаешь – погибнешь.
– Вспомните, в каких русских народных сказках герою приходится отгадывать за-гадки? («Варвара-краса…», «Кощей Бессмертный» и т. д.)
У коми народа загадок очень много. Разгадка большинства из них требует немалой сообразительности. Представление книги «Коми народные загадки».
Загадка была связана с тайной речью и тот, кто умел их разгадывать, владел этой тайной и имел ключ к пониманию устройства во Вселенной. Но и сегодня загадка не умерла и удивляет нас своим разнообразием.
Сегодня на занятии мы более подробно познакомимся с загадками коми народа о природе.
2. формулировка задания учащимся.
Мы сегодня поиграем в игру «Отгадай-загадай-нарисуй». Правила игры просты: учитель зачитывает загадку на коми языке. Учащиеся отгадывают загадку и определяют раздел по тематической направленности. После этого находят вариант русской загадки с таким же ответом. Примеры коми и русских загадок (приложение 2).
Деятельность учителя Деятельность учащихся
-Зачитывает коми загадку. (Пример № 1: «Белый, как снег, всем нравится, но зубам вредно».) Отгадывают загадку («сахар») и определя-ют раздел по ее тематической направленно-сти («пища»).
-Спрашивает у учащихся русский вариант на данную загадку. -Отвечают: «Я бел, как снег, в чести у всех, и нравлюсь вам во вред зубам» (получают красный жетон).
-Дает задание-зарисовать из таблицы №1 декоративный элемент коми орнамента из того раздела, к которому принадлежит за-гадка о сахаре. -Дети зарисовывают коми элемент из раз-дела «пища»
-Зачитывает коми загадку. (Пример № 2: «Изба совсем темная, а в ней живет полно людей».) Отгадывают загадку («огурец») и опреде-ляют раздел по ее тематической направлен-ности («овощи»).
-Спрашивает у учащихся русский вариант на данную загадку. -Отвечают: «Ни окошек, ни дверей, полна горница людей» (получают красный же-тон).
-Дает задание-зарисовать из таблицы №1 декоративный элемент коми орнамента из того раздела, к которому принадлежит за-гадка об огурце. -Дети зарисовывают коми элемент из раз-дела «овощи»
В конце игры учащиеся на скорость, т. е. за определенное время, изображают контуром отгадки на те загадки, за которые они получили жетоны. При работе они используют таб-лицу «Коми орнамент» (приложение 1).
Выявление победителя, награждение (приложение 3). Условием для выявления победите-лей являются:
• Наличие у ученика большего количества красных жетонов.
• Наличие самых точных изображений элементов коми орнамента.
• Наличие большего количества контурных изображений отгадок.
Домашнее задание.
С помощью таблицы «Коми орнамент» и книги «Коми народные загадки» составить рас-сказ «Наш семейный огород».
Литература:
1. Коми народные загадки. Сост. Плесовский Ф. В. Кн. изд. Сыктывкар., 1975.
2. Детям о культуре народа коми -II часть. Сост. Клейман Т. В. Кн. изд. Сыктывкар, 1991.
3. «Заветный клад: избранная коми-пермяцкая народная проза и поэзия». Сост. В. В. Климова).Кн. изд. Кудымкар, 2007.
Приложение №1
Приложение №2
Коми : Русские:
дверь
В сенях ходит да в избу не заходит.
стол
Четыре брата одной шляпой накрываются Четыре братца под одной крышей.
замок
Брякает-звякает, клеть стережет. Не лает, не кусает, а в дом не пускает.
радуга
Через реку жердь перекинута. Красное коромысло через реку повисло.
топор
В лесу лает- лает, домой вернется, под ла-вочку ляжет. В лес идет-домой гладит, из лесу идет-домой глядит.
иголка
Мал мужичок да всем нужен. Маленького роста я
Тонкая и острая.
Носом путь себе ищу,
За собою хвост тащу…
лось
Кто по снегу, по траве носит лес на голо-ве? Кто на своей голове
Лес носит?
лук
Сидит дед, на нем сто одежек, кто его раз-денет, тот и слезы прольет. Сидит дед, во сто шуб одет. Кто его разде-вает, тот и слезы проливает.
корова
Четыре сестрицы в одну лунку плюют. Есть копыта и рога,
Летом ходит на луга.
Чтобы были все здоровы,
Молоко дают.
солнышко
По утрам не на коне
Приезжает гость ко мне…
Вечером за горизонт
Убегает - клонит в сон…
Золотой, с приходом дня,
Будит раньше всех меня! Кто-то утром не спеша
Надувает красный шар,
А как выпустит из рук —
Станет вдруг светло во-круг.
часы
А я тружусь и днем и ночью,
Не пью, не ем, не лягу спать…
Но если время хочешь знать,
Спроси меня – отвечу точно! День и ночь они идут. Никогда не устают. Монотонно шепчут в такт: Тик, так, тик и так. Стрелки, будто как усы. Называются…
подушка
С двумя животами, с четырьмя ушами, с одним ртом. Четыре ушка и два брюшка.
заяц
Как кузнечик, на опушке
Скачет маленький комочек.
Страшно – прижимает ушки.
Хвостик куцый, что грибочек.
Мчится без оглядки,
Лишь сверкают пятки.
Мчится что есть духу,
Хвост короче уха.
Живо угадай-ка,
Кто же это?
сахар
Белый, как снег, всем нравится, но зубам вредно. Я бел, как снег, в чести у всех, и нравлюсь вам во вред зубам.
огурец
Изба совсем темная, а в ней живет полно людей. Ни окошек, ни дверей, полна горница лю-дей.
медведь
Косолапы ножки - в тепленьких сапожках.
По лесу шагаю, всех вокруг пугаю.
Как оскалюсь, зарычу - очень грозен, не шучу!
Мед с вареньем я люблю, а зимой в берлоге сплю. Бурый он и косолапый,
Ловит рыбу мощной лапой.
А ещё он любит мёд!
Кто сластёну назовёт?
книга
Не живой, а человека учит. Не куст, а с листочками, не рубашка, а сши-та, не человек, а рассказывает.
Собака
Ночью калачиком, днем- скалочкой. На всех, кто не знает, она рычит и лает.
кошка
Жизни трудней, чем у меня, нет ни у кого, всю ночь мне приходится работать. Я умею чисто мыться не водой, а языком. И мне часто-часто снится блюдце с теплым молоком.
петух
Сначала хлоп-хлоп, а затем резкий крик. Гребешок на голове, две ноги, и шпоры две. Он в один и тот же час рано утром будит нас.
соль
В воде родилась, а воды боится. Одну меня не едят, а без меня есть не хотят.
самовар
Красивая девица, да сердце угольное. У носатого, у Фоки, постоянно руки в бо-ки: Фока воду кипятит и как зеркало бле-стит.
капуста
Семьдесят пальто и все без застежек. Семьдесят одежек, и все без застежек.
письмо
Он живет в Москве, я здесь живу, он знает, что я делаю, что он делает, слышишь и ви-дишь один другого. Поле белое, семена черные, кто сеет, тот сам разумеет.
Мяч
Беднягу все время бьют палками, а он быстро бегает. Беднягу бьют, а он не плачет, быстрее еще скачет. Хоть надут он всегда, с ним не скучно никогда.
Ель
Зимой и летом в одной одежде. Зимой и летом одним цветом.
Горох
Дом жителей полон, а окон нет. Без окон, без дверей полна горница людей.
Ковш
Посреди моря лодка плывет Утка-в море, хвост-на заборе.
Приложение №3