МААМ-картинки

Загадки народа Коми во 2 классе

Мелехина Маргарита
Загадки народа Коми во 2 классе
▼ Скачать + Заказать документы

Загадки народа Коми во 2 классе

Управление образования администрации муниципального района «Прилузский»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа» пст. Вухтым

Заочный муниципальный этап республиканского конкурса творческих работ

в области этнокультурного образования

Номинация: Лучшая методическая разработка «Обучение обучающих-ся коми языку и культуре»

2 класс

Учитель начальных классов

Публикация «Загадки народа Коми во 2 классе» размещена в разделах

Мелехина Маргарита Васильевна

2019 год

Пояснительная записка

Разработка урока «Загадки народа коми» является составной частью изучаемой темы «Устное народное творчество.

Загадка-изображение или выражение, нуждающееся в разгадке. Назначение загадок-развивать поэтический взгляд на действительность.

Загадки-один из древнейших видов фольклора. В период своего возникновения они были связаны с обрядами, с магией; следы такого значения загадок сохранились в сказках и свадебном обряде коми. Особую роль в возникновении загадки играло и то, что древние люди, опасаясь навлечь на себя гнев лесных животных и различных хозяев стихий, стара-лись их не называть по именам. С этой целью они прибегали к описательной, иносказа-тельной, тайной речи.

Главным назначением загадки в новых условиях становится развитие у людей сообрази-тельности, смекалки, художественно-образного мышления.

Загадок у коми народа написано много. Разгадка большинства из них требует немалой сообразительности. Тематика загадок народа коми специфична. Она связана с условиями жизни, труда коми крестьян, с природой, сферой, в которой живут коми люди.

Тематика загадок ограничивается теми явлениями и предметами, с которыми коми кре-стьяне ежедневно встречались в свой жизни.

Поэтизация природы, самого человека, выраженная в загадках, говорит о том, что коми с давних пор в результатах своей работы видели красоту, видели прекрасное в том, что их окружало и что ими было создано. Поэтому-то загадки, развивая в людях сообразитель-ность, остроту ума, тонкость восприятия окружающего мира, развивали любовь к труду, к своему краю. В этом заключается познавательная и воспитательная роль загадок.

Цель:

Знакомство с одним из древнейших жанров фольклора и осуществление метапредметно-сти с искусством составления коми орнамента.

Задачи:

1. Развивать ассоциативное мышление детей.

2. Расширять знание учащимися коми и русских загадок.

3. Развивать быстроту мыслительной реакции учащихся.

4. Совершенствовать навыки детей в быстром изображении предметов контуром.

5. Упражнять детей в изображении элементов коми орнамента.

Форма проведения: Игровая технология и технология проблемного обучения.

Возраст учащися: 2 класс.

Оборудование учителя:

-Тексты коми и русских загадок, имеющих одну и ту же отгадку.

-Таблица №1 «Двенадцать тем коми загадок».

-Набор жетонов двух цветов: красные-за формулировку русской загадки в стихотворной форме; синие-за неточную формулировку русской загадки, но по теме загадки коми.

Оборудование учащихся:

-Лист бумаги, карандаш.

Задание учащимся:

1. Научиться определять раздел коми загадки по ее тематической направленности.

2. Отгадать коми загадку, вспомнить на эту же отгадку русскую загадку и ответить ведущему загадкой в русском варианте.

3. Изобразить как можно больше отгадок контурным рисунком.

Ход занятия:

1. Вступительное слово учителя о коми загадках.

В «Толковом словаре» Ожегова сказано, что загадка – изображение или выраже-ние, нуждающееся в разгадке, истолковании.

С древнейших времен загадки были не только веселой игрой ума и воображения, но порой серьезным испытанием не на жизнь, а на смерть.

В русских сказках нередко герой должен отгадать загадку. Отгадаешь – получишь свою невесту, не отгадаешь – погибнешь.

– Вспомните, в каких русских народных сказках герою приходится отгадывать за-гадки? («Варвара-краса…», «Кощей Бессмертный» и т. д.)

У коми народа загадок очень много. Разгадка большинства из них требует немалой сообразительности. Представление книги «Коми народные загадки».

Загадка была связана с тайной речью и тот, кто умел их разгадывать, владел этой тайной и имел ключ к пониманию устройства во Вселенной. Но и сегодня загадка не умерла и удивляет нас своим разнообразием.

Сегодня на занятии мы более подробно познакомимся с загадками коми народа о природе.

2. формулировка задания учащимся.

Мы сегодня поиграем в игру «Отгадай-загадай-нарисуй». Правила игры просты: учитель зачитывает загадку на коми языке. Учащиеся отгадывают загадку и определяют раздел по тематической направленности. После этого находят вариант русской загадки с таким же ответом. Примеры коми и русских загадок (приложение 2).

Деятельность учителя Деятельность учащихся

-Зачитывает коми загадку. (Пример № 1: «Белый, как снег, всем нравится, но зубам вредно».) Отгадывают загадку («сахар») и определя-ют раздел по ее тематической направленно-сти («пища»).

-Спрашивает у учащихся русский вариант на данную загадку. -Отвечают: «Я бел, как снег, в чести у всех, и нравлюсь вам во вред зубам» (получают красный жетон).

-Дает задание-зарисовать из таблицы №1 декоративный элемент коми орнамента из того раздела, к которому принадлежит за-гадка о сахаре. -Дети зарисовывают коми элемент из раз-дела «пища»

-Зачитывает коми загадку. (Пример № 2: «Изба совсем темная, а в ней живет полно людей».) Отгадывают загадку («огурец») и опреде-ляют раздел по ее тематической направлен-ности («овощи»).

-Спрашивает у учащихся русский вариант на данную загадку. -Отвечают: «Ни окошек, ни дверей, полна горница людей» (получают красный же-тон).

-Дает задание-зарисовать из таблицы №1 декоративный элемент коми орнамента из того раздела, к которому принадлежит за-гадка об огурце. -Дети зарисовывают коми элемент из раз-дела «овощи»

В конце игры учащиеся на скорость, т. е. за определенное время, изображают контуром отгадки на те загадки, за которые они получили жетоны. При работе они используют таб-лицу «Коми орнамент» (приложение 1).

Выявление победителя, награждение (приложение 3). Условием для выявления победите-лей являются:

• Наличие у ученика большего количества красных жетонов.

• Наличие самых точных изображений элементов коми орнамента.

• Наличие большего количества контурных изображений отгадок.

Домашнее задание.

С помощью таблицы «Коми орнамент» и книги «Коми народные загадки» составить рас-сказ «Наш семейный огород».

Литература:

1. Коми народные загадки. Сост. Плесовский Ф. В. Кн. изд. Сыктывкар., 1975.

2. Детям о культуре народа коми -II часть. Сост. Клейман Т. В. Кн. изд. Сыктывкар, 1991.

3. «Заветный клад: избранная коми-пермяцкая народная проза и поэзия». Сост. В. В. Климова).Кн. изд. Кудымкар, 2007.

Приложение №1

Приложение №2

Коми : Русские:

дверь

В сенях ходит да в избу не заходит.

стол

Четыре брата одной шляпой накрываются Четыре братца под одной крышей.

замок

Брякает-звякает, клеть стережет. Не лает, не кусает, а в дом не пускает.

радуга

Через реку жердь перекинута. Красное коромысло через реку повисло.

топор

В лесу лает- лает, домой вернется, под ла-вочку ляжет. В лес идет-домой гладит, из лесу идет-домой глядит.

иголка

Мал мужичок да всем нужен. Маленького роста я

Тонкая и острая.

Носом путь себе ищу,

За собою хвост тащу…

лось

Кто по снегу, по траве носит лес на голо-ве? Кто на своей голове

Лес носит?

лук

Сидит дед, на нем сто одежек, кто его раз-денет, тот и слезы прольет. Сидит дед, во сто шуб одет. Кто его разде-вает, тот и слезы проливает.

корова

Четыре сестрицы в одну лунку плюют. Есть копыта и рога,

Летом ходит на луга.

Чтобы были все здоровы,

Молоко дают.

солнышко

По утрам не на коне

Приезжает гость ко мне…

Вечером за горизонт

Убегает - клонит в сон…

Золотой, с приходом дня,

Будит раньше всех меня! Кто-то утром не спеша

Надувает красный шар,

А как выпустит из рук —

Станет вдруг светло во-круг.

часы

А я тружусь и днем и ночью,

Не пью, не ем, не лягу спать…

Но если время хочешь знать,

Спроси меня – отвечу точно! День и ночь они идут. Никогда не устают. Монотонно шепчут в такт: Тик, так, тик и так. Стрелки, будто как усы. Называются…

подушка

С двумя животами, с четырьмя ушами, с одним ртом. Четыре ушка и два брюшка.

заяц

Как кузнечик, на опушке

Скачет маленький комочек.

Страшно – прижимает ушки.

Хвостик куцый, что грибочек.

Мчится без оглядки,

Лишь сверкают пятки.

Мчится что есть духу,

Хвост короче уха.

Живо угадай-ка,

Кто же это?

сахар

Белый, как снег, всем нравится, но зубам вредно. Я бел, как снег, в чести у всех, и нравлюсь вам во вред зубам.

огурец

Изба совсем темная, а в ней живет полно людей. Ни окошек, ни дверей, полна горница лю-дей.

медведь

Косолапы ножки - в тепленьких сапожках.

По лесу шагаю, всех вокруг пугаю.

Как оскалюсь, зарычу - очень грозен, не шучу!

Мед с вареньем я люблю, а зимой в берлоге сплю. Бурый он и косолапый,

Ловит рыбу мощной лапой.

А ещё он любит мёд!

Кто сластёну назовёт?

книга

Не живой, а человека учит. Не куст, а с листочками, не рубашка, а сши-та, не человек, а рассказывает.

Собака

Ночью калачиком, днем- скалочкой. На всех, кто не знает, она рычит и лает.

кошка

Жизни трудней, чем у меня, нет ни у кого, всю ночь мне приходится работать. Я умею чисто мыться не водой, а языком. И мне часто-часто снится блюдце с теплым молоком.

петух

Сначала хлоп-хлоп, а затем резкий крик. Гребешок на голове, две ноги, и шпоры две. Он в один и тот же час рано утром будит нас.

соль

В воде родилась, а воды боится. Одну меня не едят, а без меня есть не хотят.

самовар

Красивая девица, да сердце угольное. У носатого, у Фоки, постоянно руки в бо-ки: Фока воду кипятит и как зеркало бле-стит.

капуста

Семьдесят пальто и все без застежек. Семьдесят одежек, и все без застежек.

письмо

Он живет в Москве, я здесь живу, он знает, что я делаю, что он делает, слышишь и ви-дишь один другого. Поле белое, семена черные, кто сеет, тот сам разумеет.

Мяч

Беднягу все время бьют палками, а он быстро бегает. Беднягу бьют, а он не плачет, быстрее еще скачет. Хоть надут он всегда, с ним не скучно никогда.

Ель

Зимой и летом в одной одежде. Зимой и летом одним цветом.

Горох

Дом жителей полон, а окон нет. Без окон, без дверей полна горница людей.

Ковш

Посреди моря лодка плывет Утка-в море, хвост-на заборе.

Приложение №3

Публикации по теме:

Дидактическо-познавательная коробочка «Рыбы Республики Коми»Дидактическо-познавательная коробочка «Рыбы Республики Коми» Дидактическо – познавательная коробочка- универсальная и разно вариантная игра. Данное дидактическое пособие предназначено для детей 5.

КВН с родителями и детьми «Люби и знай свой Коми край»КВН с родителями и детьми «Люби и знай свой Коми край» К. В. Н. с родителями и детьми «Люби и знай наш Коми край» Цель: Систематизация знаний детей о родном крае, городе, способствующих формированию.

Картотека коми народных хороводных игрКартотека коми народных хороводных игр Картотека коми народных хороводных игр 1. Белый шаман (Еджыд шаман)Звучит коми народная музыка. Играющие ходят по кругу, выполняют разные.

Коми развлечение «Вечерние посиделки»Коми развлечение «Вечерние посиделки» КОМИ РАЗВЛЕЧЕНИЕ – вечерние посиделки Цель : приобщать детей к духовно-нравственным традициям, культуре и быту народа Коми,прививая любовь.

Методическая разработка «Картотека коми народных хороводных игр» (продолжение)Методическая разработка «Картотека коми народных хороводных игр» (продолжение) Методическая разработка "Картотека коми народных хороводных игр" (продолжение) Оркестр. Дети встают в круг и играют под мелодию «Шондибанэй-олэмэй.

Мини-музей «Коми изба» в детском садуМини-музей «Коми изба» в детском саду Чувство патриотизма начинает формироваться с самого рождения. Любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за нее, желание.

«Мы живем на Севере, в далеком Коми крае» (фотоотчет)«Мы живем на Севере, в далеком Коми крае» (фотоотчет) Каждому человеку дорог тот край, в котором он живет. Для нас- взрослых и детишек нет милее нашей северной земли. В детском саду мы стараемся.

Рекомендации родителям «Загадывайте детям загадки» в условиях самоизоляции. Видео «Загадки для старших дошкольников»Рекомендации родителям «Загадывайте детям загадки» в условиях самоизоляции. Видео «Загадки для старших дошкольников» Детям нравится отгадывать загадки. Им доставляет радость и процесс отгадывания загадок, и результат. Загадка развивает у детей логическое.

У нас — «Коми неделя»У нас — «Коми неделя» У нас- Коми неделя. В детском саду «Белоснежка» стало традицией проводить «Коми неделю» два раза в год (в ноябре и январе). Каждый день.

Знакомство с коми орнаментом  «Шонди» (Солнце)Знакомство с коми орнаментом  «Шонди» (Солнце) Одной из основных частей народного творчества коми в конце 19 – начале 20 веков был орнамент. Самое широкое воплощение орнамент нашел в.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Загадки народа Коми во 2 классе
Опубликовано: 9 ноября 2020 в 19:03
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Загадки народа Коми во 2 классе» (включая файлы) размещена пользователем Мелехина Маргарита в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД