Любовь Щербина
Задания родителям как вид работы с детьми по ознакомлению с городом Белгородом
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитатель МБДОУ д/с 46 г. Белгорода Щербина Л. С.
Работа с родителями является важной составной частью в формировании правильной речи у детей. В нашем МДОУ д\с № 46 накоплен и обобщен опыт воспитателя Щербины JI.C. совместной коррекционной работы по ознакомлению с городом Белгородом. Апробированные формы работ могут быть использованы в дошкольных учреждениях.
Публикация «Задания родителям как вид работы с детьми по ознакомлению с городом Белгородом» размещена в разделах
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2014
В логопедических группах с первых дней пребывания ребенка устанавливаются доброжелательные отношения логопеда, педагогов и родителей. Тема родного города является одним из ведущих направлений специального обучения и воспитания детей. Одной из интересных форм работы с родителями являются задания, которые направлены на то, чтобы научить молодых родителей общаться с ребенком, дать им первичные знания, как и о чем разговаривать с ребенком, как проводить совместно свободное время. Мы предоставляем возможность полезного и приятного общения, одновременно решаем задачи речевого, нравственно - патриотического воспитания, расширяем знания о Белгороде.
Сначала мы даем предварительную информацию по теме и различный иллюстративный материал: книги, игры, альбомы, открытки, журналы, фотографии, вырезки из газет, тематические ширмы. Мы предлагаем задания, способствующие развитию речи, внимания, мышления, памяти, формированию богатого словарного запаса. Мы соблюдаем многоуровневую структуру подачи материала родителями :
1.-ый уровень при котором взрослый сам все показывает и рассказывает ребенку. Ребенок только слушает и рассматривает.
2.-ой уровень понимания речи. Взрослый задает вопросы, а ребенок просто показывает жестом.
3.-ий уровень активной речи. Взрослый задает вопросы, а ребенок отвечает полными развернутыми предложениями.
4.-ый уровень самостоятельной речи и задания повышенной сложности. Когда взрослый и ребенок разговариваю на равных.
Мы предлагаем различные опорные материалы для бесед во время прогулок, экскурсий, когда происходит целенаправленное ознакомление с родным городом, расширяется круг представлений о Белгороде, пробуждается интерес к нему, зажигается искорка любви к родине.
«Познакомьте ребенка с родным городом», «Мир животных Белгородчины», «Полезные ископаемые Белгородской области», «Труд людей Белгородчины», «Чем богат наш город».
Мы предлагаем серию интересных рассказов о городе Белгороде, для последующего пересказывания. Родители заучивают фольклорный материал: потешки, загадки, игры нашей области, используют дидактические игры «Город - селу, село - городу», «Что делают. из железа,. из сахара», «Подбери пару»,
На выходные дни мы даем задания посетить краеведческий музей, совершить экскурсию по интересным местам города, сопровождая их полезными беседами. Родители знакомят детей с панорамой города, Соборной площадью, дворцом спорта «Космос», музеем- диорамой.
Мы учим родителей, чтобы они обращали внимание детей на чистоту, красоту и порядок в городе и следили, чтобы они вместе с детьми берегли цветы и деревья, все окружающее. Мы вместе с родителями привлекаем детей к общественно-полезному труду: уборке территории детского сада, своей улицы, двора.
При знакомстве с улицами нашего города обращаем внимание на то, чтобы дети знали, на каких улицах живут они, их бабушки и дедушки, друзья семьи. Мы даем задания родителям понаблюдать за поведением ребенка на дорогах, вспомнить правила дорожного движения, научить ребенка обращаться к чужим людям в транспорте: «Спроси, какая сейчас остановка?», «Узнай, когда тебе выходить?». Во время таких целевых прогулок родители рассказывают, какие здания им встречаются, правильно их называют «библиотека», «поликлиника», «компьютерный салон». Учат замечать, описывать сезонные изменения в городе.
Мы предлагаем различные речевые упражнения: «Кто больше придумает слов об осени», «Подбери слова действия, что делает ветер», «Рассмотрим дерево и расскажем, какое оно, из каких частей оно состоит», учим подбирать рифмы к словам, отвечать на вопросы, составлять диалоги на разные темы. Чтобы привлечь родителей, мы предлагаем проводить с детьми различные игры : «Соберем красивые слова в сумочку». «Погуляем по тропинке загадок», «Давай разыграем сценку «Ты потерялся в магазине, что ты сделаешь?»», «Играем в сочинялки про наш город : «что будет, если люди будут летать как птицы?», «если пройдет конфетный дождь над Белгородом?»», «Вопросики- ответики», «Говорящие предметы». Родители учат детей ориентироваться в родном городе и в этом помогает проигрывание ситуаций: «Куда ты пойдешь если. .заболел зуб, хочешь купить игрушку, отлетела застежка у туфли».
Дети любят шутки, юмор, и мы учим родителей играть в пантомимы, смешные рифмы, в игры с превращениями, «расскажи смешное про папу», «расскажи, что видел забавного в городе», «придумай о чем мечтает. фонтан,. светофор,. музей…», «какие аттракционы ты хотел бы изобрести сам».
Для формирования высших психических функций: зрительного и слухового внимания, памяти, мышления, мы предлагаем родителям следующие задания : поиграть в игры «Кто внимательней», «Не зевай!», «Цепочки слов», «Встреча с волшебницей», «Прохлопай, как я», «Поиграем в рекламу», «Объяснялки», «Откуда предмет пришел?».
После выполнения разнообразных заданий мы проводим совместные семейные вечера: «Мы - белгородцы», «Одежда белгородцев раньше и теперь», совместные праздники «Новоселье», «Ярмарки», «Праздники Белгородчины», рождественские посиделки. Мы проводим выставки совместных поделок, «Веселые конкурсы», оформляем семейные альбомы, сажаем вместе с родителями деревья и цветы в детском саду.
Таким образом, задания для родителей предлагаются в самых разнообразных формах: «поиграть в.», «познакомить с.», «понаблюдать за.», «побеседовать о.», «посетить.», «оформить вместе.», «пересказать.», «полюбоваться.», «смастерить.», «помочь.».
Вся работа направлена на то, чтобы родители научились общаться со своим ребенком, расширяли круг его представлений об окружающем, испытывали совместную радость от увиденного, услышанного и любили те места, где они родились и живут.
Литература
1. Степанов И. Н. Педагогу о современных подходах и концеп-циях. - М. : ТЦ Сфера, 2008.- 224 с.
2. Бабаян А. В. О нравственности и нравственном воспитании //А. В. Бабаян // Педагогика. – 2005- №2 с. 67-68.
3. Степанова Е. Н. Воспитательный процесс: изучение эффективности. – М. : ТЦ Сфера, 2003, - 128с.