Алла Агасарян
Опыт работы «За здоровьем — в детский сад»
▼ Скачать + Заказать документы
За здоровьем — в детский сад
Актуальность темы:
Каждому хочется быть счастливым. Но мы же знаем, что наше счастье во многом зависит от нашего здоровья. Но как ни странно, здоровье — это то, что мы больше всего стремимся сохранить и меньше всего бережем. Здоровье не ценим, пока не приходит болезнь. По настоящему, что такое здоровье, знает лишь тот, кто его утратил. И это не мы должны жаловаться на здоровье, это здоровье должно жаловаться на нас.
Публикация «Опыт работы „За здоровьем — в детский сад“» размещена в разделах
На протяжении веков люди вырабатывали правила здорового образа жизни, искали рецепты долголетия. Но до сих пор этот вопрос остаётся открытым и трудно найти наиболее важную проблему, чем наше здоровье и здоровье наших детей. И не только потому, что это наносит экономический ущерб, вызывает неспокойную жизнь родителей, болезнь детей вызывает особую тревогу и сочувствие к родительской беде.
Число абсолютно здоровых детей в России не превышает 12 %, у более половины школьников есть хронические заболевания, об этом сообщает Роспотребнадзор. (данные 2017 года).
Разделяют 5 групп здоровья :
первая группа (это здоровые дети) - это почти 28%
вторая группа (это здоровые дети, с небольшими функциональными отклонениями; физически и психически они соответствуют возрасту) - это почти 56,5%
третья группа (дети с хроническими заболеваниями, физическое и психическое развитие в норме) - 13%
четвертая группа (дети, которые имеют заболевания в острый или подострый период, но имеют нормальное физическое и психическое состояние) - это 9,6%
пятая группа (у которых наблюдается тяжелое течение хронических заболеваний, и дети-инвалиды) - в районе 2%.
По словам министерства здравоохранения, число детей первой группы здоровья за последние несколько лет выросло и достигло отметки почти 28%.
Что же такое здоровье?
По формулировке Всемирной организации Здравоохранения, «здоровье» - это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни и физических дефектов. А здоровый образ жизни – это укрепление здоровья и профилактика болезней.
Из чего складывается здоровье?
Если его принять за 100%, то только на 10% оно зависит от уровня нашей медицины, на 20% от экологии, на 20% от наследственности и на 50% от образа жизни.
В дошкольном детстве закладывается фундамент здоровья ребенка, происходит его интенсивный рост и развитие, формируются основные движения, осанка, а также необходимые навыки и привычки, приобретаются базовые физические качества, вырабатываются черты характера, без которых невозможен здоровый образ жизни.
Анкета.
Я предложила родителям анкету. Моей целью было
выяснить, какие качества родители хотят видеть у детей.
Каким бы вы хотели видеть вашего ребенка в будущем?
-умным
-обеспеченным
-счастливым
-успешным
-здоровым
-добрым.
100% родителей первостепенной ценностью
выделяют здоровье ребёнка.
На втором месте ответ «счастливыми», вероятно,
вкладывая в это объёмное понятие всё
вышеперечисленное.
Но все же, не смотря на 100% результат, многие родители не служат для ребенка положительным примером здорового образа жизни, так как часто злоупотребляют курением и алкоголем, предпочитают многочасовые просмотры фильмов, игр на телефоне занятиям физкультурой, прогулкам на свежем воздухе. Зачастую родители плохо представляют, как же необходимо приобщать ребенка к здоровому образу жизни.
- Поэтому всё чаще стали говорить о формировании здорового образа жизни у детей уже в дошкольном возрасте.
Великие педагоги высказывались о необходимости воспитания полезных гигиенических привычек у детей еще до пятилетнего возраста.
-Физическое образование ребёнка есть база для всего остального. Без правильного применения гигиены в развитии ребёнка, без правильно поставленной физкультуры и спорта мы никогда не получим здорового поколения.
А. В. Луначарский
-Гимнастика, физические упражнения, ходьба
должны прочно войти в повседневный быт каждого,
кто хочет сохранить работоспособность, здоровье,
полноценную и радостную жизнь.
Гиппократ
Виды здоровьесберегающих технологий в ДУ.
- Физкультурно-оздоровительные технологии в дошкольном образовании – технологии, направленные на физическое развитие и укрепление здоровья дошкольников : развитие физических качеств, двигательной активности и становление физической культуры дошкольников, закаливание, дыхательная гимнастика, массаж и самомассаж, профилактика плоскостопия и формирование правильной осанки, воспитание привычки к повседневной физической активности и заботе о здоровье и др.
Физкультурное занятие – 4 раза в неделю в спортивном зале. Старший возраст – 25-30 мин. Перед занятием необходимо хорошо проветрить помещение.
Динамические паузы – во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей. Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и др. в зависимости от вида занятия.
Подвижные и спортивные игры – как часть физкультурного занятия, на прогулке. Ежедневно для всех возрастных групп. Игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения. В детском саду мы используем элементы спортивных игр.
В работе с детьми применяются следующие
здоровьесберегающие мероприятия :
• утренняя гимнастика;
• гимнастика для глаз;
• пальчиковая гимнастика;
• дыхательная гимнастика;
• прогулки с включением подвижных игр;
• оздоровительна гимнастика после дневного сна;
• ходьба по массажным коврикам, по "дорожке здоровья" (босохождение);
• закаливание;
• физкультминутки и паузы (на малоподвижных занятиях.
Используемые в комплексе здоровьесберегающие технологии в итоге формируют у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни. Чтобы вызвать у детей желание заниматься, важно заинтересовать ребенка с первых минут.
В нашем детском садике проходят различные мероприятия, «Веселые старты», «Дни здоровья», игровые и спортивно – познавательные программы. В ходе данных мероприятий дети показывают уровень своего физического развития и получают эмоциональный заряд от своих достижений.
В работе по оздоравливанию детей используются и постоянно пополняются имеющийся в группе методические материалы, где собраны упражнения по постановке речевого дыхания, пальчиковой гимнастики, гимнастики для глаз, физминутки, динамические паузы и подвижные игры, удовлетворяющие детей в двигательной активности.
Итоги.
Итогом комплексного подхода к укреплению здоровья детей и их физическому развитию, применению здоровьесберегающих технологий является положительная динамика состояния здоровья детей. Это очевидно по следующим показателям:
• количеству дней, пропущенных одним ребенком по болезни;
• по инфекционным заболеваниям;
• по количеству часто и длительно болеющих детей.
Дошкольный возраст является наиболее благоприятным периодом формирования осознанного отношения детей к своему здоровью и физическим возможностям. Полученные ребенком знания и представления о себе, своем здоровье, физической культуре безопасности жизнедеятельности позволят найти способы укрепления и сохранения здоровья. Приобретенные навыки помогут осознанно выбрать здоровый образ жизни. Полученный опыт позволит избежать несчастных случаев. Только здоровый ребенок может быть успешен в процессе личностного и интеллектуального развития, а значит, успешен в обучении.