Инна Фаррахова
Консультация для родителей «Дыхательная гимнастика»
▼ Скачать + Заказать документы
Правильное дыхание очень важно для развития речи, так как дыхательная система - это энергетическая база для речевой системы. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Дыхательные упражнения помогают выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха.
Публикация «Консультация для родителей „Дыхательная гимнастика“» размещена в разделах
Правильное дыхание – необходимое условие полноценного физического развития. Парадоксально, но постепенно человек утрачивает способность правильно дышать, в кровь поступает меньше кислорода, что приводит к дисбалансу в организме. Многие взрослые и дети дышат так: при вдохе живот втягивается, а при выдохе – выпячивается. Это приобретенная привычка. Обращайте внимание на то, как вы дышите, и всячески старайтесь сохранить у ребенка врожденную способность к правильному дыханию.
Поэтому многие физиологи утверждают, что дышать правильно надо учить.
При обучении ребенка правильному дыханию, прежде всего, надо научить его глубокому выдоху для хорошей очистки легких и улучшения их снабжения кислородом. Необходимо обращать внимание детей на то, что дышать нужно через нос. Правильное носовое дыхание – условие здоровья ребенка.
Цель дыхательной гимнастики - учить регулировать силу вдоха и выдоха, учить умению вырабатывать правильную воздушную струю (делать длительный вдох и длительный выдох, развитие обоняния, развитие темпа и ритма речи, развитие речевого дыхания, развитие интонационной выразительности речи детей.
Для чего нужна дыхательная гимнастика?
1. Обучив малыша простым и веселым дыхательным упражнениям, мы делаем важный вклад в его здоровье + профилактику ОРВИ.
2. Дыхательные упражнения могут проводиться во время утренней гимнастики, гимнастики после пробуждения или на прогулке.
3. На первых порах дыхательные упражнения кажутся детям одними из самых сложных. И тем важнее помочь детям, превратив скучные упражнения в веселую игру.
4. Не следует ставить цель выполнить все упражнения сразу. Можно выполнять несколько хорошо знакомых, постепенно дополняя их новыми, или менять, разбив по дням недели.
5. Дыхательная гимнастика для ребенка может стать как приятным времяпровождением, к которому он сам будет стремиться, так и тягостным рутинным действием, от которого лишь негативные эмоции. Все в ваших руках!
Каждое дыхательное упражнение состоит из этапов, последовательно сменяющих друг друга:
1. принять позу и зафиксировать ее;
2. расслабиться;
3. сосредоточиться на предстоящем упражнении, воспроизвести в памяти и обдумать его основные элементы;
4. воздух набрать через нос, плечи не поднимать, выдох должен быть длительным и плавным, следить, чтобы не надувались щёки (для начала их можно придерживать руками);
5. выполнить дыхательное упражнение, отдохнуть после упражнения, сменив позу.
Рекомендации по проведению дыхательной гимнастики
1. Перед проведением дыхательной гимнастики необходимо вытереть пыль в помещении, проветрить его, если в доме имеется увлажнитель воздуха, воспользоваться им.
2. Дыхательную гимнастику не рекомендуется проводить после плотного ужина или обеда. Лучше, чтобы между занятиями и последним приемом пищи прошел хотя бы час, еще лучше, если занятия проводятся натощак.
3. Упражнения рекомендуется выполнять в свободной одежде, которая не стесняет движения.
4. Необходимо следить за тем, чтобы во время выполнения упражнений не напрягались мышцы рук, шеи, груди, все упражнения выполнять естественно, без усилий и напряжения (работают только группы мышц, непосредственно участвующие в дыхательном движении).
5. Воздух должен входить и выходить из легких одной непрерывной струей, а вдох и выдох были бы равны по силе и плавно переходили друг в друга.
6. Занятия рекомендуется проводить 2-3 раза в день. Продолжительность занятий – от 3 до 6 минут в зависимости от возраста детей;
7. После выдоха перед новым вдохом сделать остановку на 2-3 секунды.
Регулярные занятия дыхательной гимнастикой способствуют воспитанию правильного речевого дыхания с удлиненным, постепенным выдохом, что позволяет получить запас воздуха для произнесения различных по длине отрезков, дыхательные упражнения и игры: дуть на легкие шарики, бумажные полоски; играть на детских музыкальных, духовых инструментах; дуть на привязанные к ниточке ватные шарики, разноцветные картонные и бумажные фигурки; надувать воздушные шарики, пускать мыльные пузыри; сдувать со стола ватные или бумажные пушинки в определенном направлении игра «Футбол»; дуть вверх, не давая упасть вниз пушинке.
Игры для развития дыхания, темпа и ритма речи
Маятник.
Сесть по-турецки, руки на затылке; спокойно вдохнуть (пауза 3 с, наклониться вперед — выдох, возвратиться в исходное положение — вдох. Повторить 3— 4 раза.
Охота.
Закрыть глаза, по запаху определить, что за предмет перед вами (апельсин, духи, варенье и т. д.).
Шарик.
Представить себя воздушными шариками; на счет 1, 2, 3, 4 сделать четыре глубоких вдоха и задержать дыхание. Затем на счет 1—5 медленно выдохнуть.
«Хлопки в ладоши»
Цель: развитие темпа и ритма речи.
Материалы: картинки с изображением ладошек разной величины.
Паша очень любит хлопать в ладоши. Посмотри на картинки и повтори за ним.
(Большая ладошка — громкий хлопок, маленькая — тихий)
«Пчёлы и мёд»
Цель: развитие темпа и ритма речи.
Материалы: картинки с изображением пчёл разной величины.
Пчёлы — полезные насекомые. Они собирают пыльцу с цветов и делают мёд. Покажи, как жужжат пчёлы.
(Большая пчёлка — жужжать громко, маленькая — тихо)
«Барабан»
Материалы: картинки с изображением барабана и разноцветных кругов разной величины.
Цель: развитие темпа и ритма речи.
Барабан — это музыкальный инструмент. Палочками бьют по барабану, и получается ударный звук.
(Большой кружок — стукнуть по барабану сильно, маленький — слабо)
Ворона. Сесть прямо, быстро поднять руки через стороны вверх — вдох, мед-ленно опустить руки — выдох. Произнести: кар!
Покатай карандаш.
Вдохнуть через нос и, выдыхая через рот, прокатить по столу круглый карандаш.
Каша.
Вдыхать через нос, на выдохе произнести слово «пых». Повторить не менее 6 раз.
«Добрый гном»
Цель: развитие дыхания.
Материалы: картинка с изображением гнома и бабочки, прикреплённой на ниточке.
Подуй на гномика и увидишь, как бабочка взлетает с его пальца.
«Сочный арбуз»
Цель: развитие дыхания.
Материалы: картинка с изображением арбуза и вырезанного от него кусочка, прикреплённого на ниточке.
Подуй на арбуз и узнай, сочный ли он внутри.
«Морское дно»
Цель: развитие дыхания.
Материалы: картинка с изображением морского дна, водорослей, сделанных из полиэтиленового пакета.
Подуй на картинку и узнаешь, как волны шевелят водоросли на дне моря.
Рекомендуемая тематическая литература, которая будет отличным подспорьем
в работе, сделает ваши занятия интереснее, веселее.
1. Поварова ИЛ. Практикум для заикающихся. СПб., 1999.
2. Селиверстов В. И. Игры в логопедической работе с детьми. М., 1981.
3. Словарь логопеда / Под ред. В. И. Селиверстова. М., 1997.
4. Пожиленко Е. А. "Артикуляционная гимнастика: методические рекомендации по развитию моторики, дыхания и голоса у детей. "Издательство: Каро, 2006
5. Микляева Н. В., Полозова О. А., Родинова Ю. Н. Фонетическая и логопедическая ритмика в ДОУ. - М., 2006.
Желаю успехов!