Надежда Паршикова
Этнопедагогическое воспитание в ДОУ. Народные игры
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: продолжать знакомить детей с бытом русского народа.
Задачи:
- Познакомить детей с русской печью, с элементами русской печи, показать важность печи в русской избе;
- Обогащать словарь детей новыми словами, обозначающими названия предметов старинной посуды;
- Вовлекать детей в народные игры.
Материал: аудиозапись перемещения машины времени, карточки с изображением печи, картинки-подсказки, иллюстрации сказок, презентация.
Публикация «Этнопедагогическое воспитание в ДОУ, Народные игры» размещена в разделах
Предварительная работа: беседа по темам «Без печи и изба не изба», «Устройство печи», «Печная утварь», чтение русских народных сказок, рассматривание иллюстраций с изображением русской печи.
Ход ЗАНЯТИЯ:
Воспитатель : Здравствуйте, ребята! Сегодня я хочу вам предложить путешествие на много-много лет назад, чтобы узнать, как жили наши прадедушки, прабабушки. А поможет нам это сделать машина времени. Сейчас я нажму волшебную кнопку, вы закроете глазки, и мы перенесемся в прошлое. Глазки можно будет открывать только тогда, когда закончится музыка. Все приготовились? ПУСК! (звучит музыка). Мы мчимся с вами через дни и недели, месяцы и годы, назад в прошлое! Машина остановилась! (музыка прекращает звучать).
Воспитатель : Милости просим. Сегодня я хозяюшка, а вы мои гости. Давным-давно на Руси люди строили себе жилища из бревен, называли их избами. И все-то в избе сделано из дерева: и полы, и потолок, и стены, и мебель, и посуда.
Воспитатель : Комнату в избе называли «горницей». Дети, как вы думаете, что самое большое в избе? Послушайте, да отгадайте мою загадку:
«Летом спит,
Зимой горит,
Щи да кашу варит,
И тепло нам дарит» (печь)
Воспитатель : Правильно, войдя в избу на печь сразу же обращаешь внимание, она занимает почти пол избы.
«Без печи и изба не изба»
Воспитатель : Печь складывали из кирпича, смазывали глиной. Давайте рассмотрим, как устроена печь. У печки есть труба, заслонка, лежанка.
Воспитатель : Давайте подумаем, почему печь в избе самая главная? Для чего она нужна? Где в горнице пищу приготовить? Конечно же, в печи! Чем избу обогреть? Когда на улице холодно, у нас дома и в детском саду тепло. Что же нас греет? (ответы)
Воспитатель : А в старину батарей не было. Что тогда грело? (печь) Что нужно, чтобы печь грела? (дрова). Да, печь и накормит, и обогреет. А когда тепло и на душе радостно, хочется веселиться и играть. Давайте и мы с вами поиграем в народную игру «Гори-гори ясно»
Игра
Гори-гори ясно
Чтобы не погасло
Глянь на небо
Птички летят
Колокольчики звенят.
Дети берутся за руки, образуя пары.
Пары стоят одна за другой «ручейком».
Впереди «ручейка», в нескольких шагах, стоит ведущий с платком в руках.
По окончании песни дети, стоящие последней парой размыкают руки и разбегаются вдоль «ручейка».
Бегут поодиночке к ведущему стараясь выхватить платок.
Первый, кому это удалось сделать, остаётся с платком в роли ведущего, а двое остальных (бывший ведущий и не успевший выхватить платок) образуют пару и становятся первыми в ручейке.
Игра продолжается со следующей парой детей.
Воспитатель : Случалось, и так: нагуляются дети, на горках накатаются, в снежки наиграются, придут с улицы мокрые, замерзшие, где сушить одежду и валенки? Оказывается, печь ещё и сушит.
А еще, дети, печь лечит. Если дети пришли с прогулки промокшие, что с ними может случится? (ответы)
Уложат простуженного на печку, она его прогреет - простуда и пройдет. Вот почему говорят: «Печь всему голова». Она греет, сушит, лечит.
Воспитатель : Но на печи не только можно было спать и греться возле нее, еще в ней пекли хлеб, готовили пищу. Ребята, как вы думаете, в какой посуде готовили пищу в старину? В кастрюле? Посуду использовали специальную, прочную, а название у нее – чугунок. А вот этот рогатый ухват нужен был для того, чтобы горячий чугунок с супом или кашей вытащить из печки. А эта лопата для того, чтобы хлеб из печи достать.
Чтоб еда в печи получилась вкусной хозяйка приговаривала такие слова. Вставайте со стульчиков и повторяйте за мной
Физминутка
Жарко мы натопим печку
Сварим щи, похлебку, гречку
Подрумянятся в печи
Пироги и калачи.
Воспитатель : А сколько разных историй было рассказано ребятам на русской печке. Дети очень любили полежать на ней долгими зимними вечерами и послушать сказки. В каких сказках встречались мы с печкой? (Демонстрация картинок)
Гуси-лебеди, По щучьему веленью, Волк и семеро козлят, Колобок.
Рефлексия.
Воспитатель : Давайте еще раз вспомним, что же делала русская печь. А помогут нам в этом картинки подсказки. Обогревала, кормила, лечила, давала место для сна и отдыха. Скажем и мы печке такие слова «Спасибо тебе печь кормилица, печь-матушка».
Воспитатель : Ребята, нам пора возвращаться обратно в детский сад. Поможет нам снова машина времени.
Итог: Ребята, куда мы с вами сегодня путешествовали? С какими предметами старины мы познакомились? Что вам больше всего понравилось на занятии? Вы все замечательно сегодня поработали, наше занятие окончено.