Ольга Борбонова
Этнокультурный компонент на занятиях с детьми консультативного центра
▼ Скачать + Заказать документы
Этнокультурный компонент на занятиях консультативного центра
Роль этнокультурного компонента образования сегодня стала актуальной в связи с введением федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Под этнокультурным компонентом подразумевается всё то, что способствует развитию творческих возможностей ребёнка, даёт полное представление о богатстве национальной культуры, укладе жизни народа, его истории, языке, духовных целях и ценностях, что способствует развитию всесторонне развитой, гармоничной личности, патриота своей малой Родины, толерантного к народам и мировой цивилизации. Найти нравственную основу для воспитания и развития подрастающего поколения можно в первую очередь в народных истоках. Это та точка опоры, которая складывалась веками.
Публикация «Этнокультурный компонент на занятиях с детьми консультативного центра» размещена в разделах
Использование традиций и обычаев в формировании этнокультурной воспитанности дошкольников позволяет оказать влияние на его социальное, духовное, нравственное, психическое, физическое развитие. Поэтому, одним из важнейших направлений работы дошкольного учреждения в целом, и каждого педагогического работника в отдельности, является поиск новых путей реализации этнокультурного компонента образования, приобщения дошкольников к духовным ценностям своего народа.
• введение в образовательный процесс на интегрированных занятиях;
Для успешной работы специалиста КЦ в условиях этнокультурного компонента необходимо создание системы работы по приобщению детей к истокам бурятской народной культуры.
Чтобы ребенок почувствовал уникальность своего народа, знал историю своей семьи, страны, мира, возлюбил свою родину, пришел к пониманию и осознанию собственной неповторимости, и значимости каждого человека, живущего на земле, специалисты КЦ, работающие в условиях реализации этнокультурного компонента, создают обогащённую предметно-развивающую этнокультурную среду
• аудиотека с записями народных песен и мелодий, сказок.
• произведения декоративно-прикладного искусства, живопись.
• библиотека с устным народным творчеством, малыми фольклорными жанрами, художественной литературы народов мира.
• картотека народных игр, народная игрушка и национальная кукла.
Для детей дошкольного возраста окружающий мир, художественная народная культура – огромное поле для познания, исследования, творчества.
Фольклорные игры, песни, хороводы, уходящие своими корнями в древность, помогают детям прикоснутся к великому народному искусству, почувствовать глубину и красоту обычаев и обрядов русского и бурятского народов.
Целью нашего опыта является воспитание личности с активной жизненной позицией через приобщение детей к традиционной родной культуре и традициям народов мира. Предполагается, что благодаря внедрению этнопедагогики дети осознают свою принадлежность к культурно-природной среде, поймут меру своей ответственности за ее сохранение и приумножение.
Перед нами в работе с детьми ставятся следующие задачи:
• воспитание достойного гражданина и патриота, знающего и любящего свою малую родину, свой край, город, где он родился и живёт;
• воспитание толерантного отношения к представителям разных этнических групп многонациональной страны;
• воспитание способности осмысления ребенком роли и значения традиций в жизни народа.
На занятиях при закреплении цветов я использовала цвета хадак (шелковая лента пяти цветов). Так же смогла заинтересовать детей «языком» бурятских народных орнаментов. С помощью орнаментов (пяти цветов) идет закрепление знаний о геометрических фигурах; квадрат, прямоугольник, треугольник, круг, многоугольник.
Демонстрируя растительные орнаменты, мы раскрываем перед детьми красоту природы родного края. Смогли заинтересовать мелодией, музыкой бурятского народа,национальным бурятским хороводом «ехор».