Татьяна Харитонова
Этнокультурные традиции в ДОО для детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Детство – это период, когда закладывается фундамент для развития необходимых качеств становления личности, формируются нравственные ценности.
Понятие нравственности включает в себя знание принятых в обществе норм и правил поведения и взаимоотношений, способность к сочувствию, к радости, переживанию. Без нравственности человеку будет трудно жить в обществе среди других людей.
Воспитание у дошкольников нравственных качеств, происходит в педагогическом процессе при использовании народного воспитания, основными средствами которого являются игра, слово, традиции, быт, искусство, природа.
Публикация «Этнокультурные традиции в ДОО для детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Народное воспитание или народная педагогика – это неотъемлемая и составная часть культуры, духовного богатства народов. В этом отношении народная педагогическая культура обладает определенными возможностями для совершенствования системы образования и воспитания подрастающего поколения.
Для успешной работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников на основе этнокультурного развития в детском саду должны выполнятся несколько важных условий:
- непосредственное участие в данном процессе как детей, так и взрослых;
- продвижение от знаний к опыту;
- использование народного опыта непосредственно в жизни детей (на объекте «Экологическая тропа» «Зеленая аптека» дети знакомились с лекарственными травами, с их применением, теперь они знают, как называются лекарственные растения);
- усвоение традиционных культурных эталонов не только детьми, но и их родителями, педагогами.
Для формирования у детей образа родной культуры в ближайшем социальном окружении (дома) не менее важными условиями могут стать:
- эмоционально благополучная атмосфера дома, где ребенок может чувствовать себя защищенным и где взаимоотношения между членами семьи построены на основе доброжелательности и взаимоуважении,
- личностно-ориентированный способ общения;
- активное участие родителей в совместной деятельности с ребенком.
В подборе методов, форм и средств освоения народных традиций дошкольниками обязательно должен присутствовать компонент творческого развития, который включает в себя игровую, познавательную, продуктивную деятельность, ознакомление с фольклором, музыкальную деятельность.
Игра, как ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте, предполагает знакомство с народными играми. «Рисунок 4- игра-чаепитие»
Познавательная деятельность включает в себя знакомство с родным краем и народами, в нем проживающими; их традициями через посещение мини-музея МДОУ, рассматривание репродукций, фотографий, составление рассказов на различные темы.
Продуктивная деятельность включает в себя художественно-эстетическое творчество: рисование, лепку, аппликацию.
Ознакомление с фольклором предполагает знакомство с произведениями устного народного творчества: сказками, легендами, стихами, считалками, поговорками, пословицами, загадками.