Марина Сизова
Этнокультурное воспитание детей
▼ Скачать + Заказать документы
Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой Родине – месту, где человек родился. Поэтому большое значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, культурным, национальным, географически, природо - экологическим своеобразием своего родного региона. Знакомясь с родным краем, его достопримечательностями, ребенок учится осознавать себя живущим в определенный период времени, в определенных этнокультурных условиях и в тоже время приобщаться к богатствам национальной и мировой культуры.
Публикация «Этнокультурное воспитание детей» размещена в разделах
Приобщение ребенка к живительному источнику истории, традиций, обычаев своего народа является неотъемлемой частью нравственного воспитания, первой ступенькой усвоения им общечеловеческих моральных ценностей. Сохранение и возрождение культурного наследия начинается с изучения истории своего края, воспитания бережного и уважительного отношения к нему, начиная с самого раннего детства.
Знакомство с малой Родиной – Мордовией, историческим и культурным наследием народов, проживающих на ее территории, способствует развитию творческой личности современного дошкольника в условиях поликультурного пространства Мордовии.
Старая поговорка гласит: «Все новое – хорошо забытое старое». Знание культуры собственного народа, умение понять ее, желание приобщиться к ее дальнейшему развитию могут стать основой активной творческой деятельности человека, если его знакомить с родной культурой с самого раннего детства.
Приобщая детей к истокам региональной культуры, мы развиваем интерес к национальным традициям, что является очень актуальным вопросом современности. Национальная культура как проявление творчества народа близка по своей природе и творчеству ребёнка, именно поэтому она близка его восприятию, понятна ему. Формирование чувства собственного достоинства у ребенка, как представителя своего народа, невозможно без обращения к историческим корням и национальным истокам своего народа. И сегодня очень важно не упустить крупицы народной мудрости, народных традиций и обычаев; сохранить, преумножить и передать их будущим поколениям.
Мыс считаем, что процесс этнокультурного воспитания начинается с раннего детства. Устное народное творчество, музыкальный фольклор, народное декоративно-прикладное искусство отражаются в содержании образования и воспитания детей уже с младших групп детского сада. Дошкольный возраст — яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Глубокий, духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. Но подобно любому другому чувству патриотизм оберегается самостоятельно и переживается индивидуально. Он прямо связан с личной духовностью человека, глубиной. Поэтому, не будучи патриотом, сам, педагог не сможет и у ребенка пробудить чувство любви к Родине. Именно пробудить, а не навязать, так как в основе патриотизма лежит духовное самоопределение. Проблема воспитания подрастающего поколения во все времена была одной из самых важных и насущных проблем общества. Особую остроту эта проблема приобрела в наше время. Современная жизнь диктует необходимость возвращения к приоритетам любви к Отечеству. И этот процесс должен начинаться в дошкольном детстве. Родная культура должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность. Исходя из этого, мы выбрали следующие приоритетные направления в своей работе.
Во-первых, ознакомление детей с предметами народного быта. Ведь они впервые пробуждают душу ребенка, воспитывают в нем чувство красоты, любознательность. И они должны быть национальными. Это поможет детям с самого раннего возраста понять, что они - часть великого русского народа.
Во-вторых, использование фольклора во всех его проявлениях (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы, загадки, считалки).
В-третьих, изучение детского календарного фольклора через участие ребят в календарно - обрядовых праздниках, подчинённые ритму природы, одухотворённые живой радость существования, проверенные древней логикой жизни, народные праздники - неиссякаемый источник не только традиций и обрядов, но и жизненного оптимизма, непосредственно связанного с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразия.
В-четвертых, знакомство детей с народной декоративно росписью, которая пленяет душу гармонией и ритмом, позволяет увлечь их национальным изобразительным искусством. Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своём городе, усвоение принятых в нём норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры.
В процессе нашей работы дети овладевают знаниями в разных образовательных областях.
Познание. Имеет представление о собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенной национальности. Рассказывает о своем городе, о его достопримечательностях, об улице, на котором он живет. Знает символику республики. Имеет представление о народах, населяющих Республику Мордовия. Называет представителей растительного и животного мира республики Мордовия. Знает редкие виды растений и животных, занесенные в Красную книгу.
Речевое направление. Овладение эрзянской речью в пределах доступной тематики, словаря данного возраста. Уметь описывать предметы и составлять небольшие рассказы, считать до 10. Знать 3 – 5 мордовских писателей, потешек, считалок, песенок, дразнилок.
Художественно – эстетическое направление. Называет особенности народно – прикладного искусства. Называет скульпторов и художников Мордовии. Называет элементы мордовского орнамента и последовательно чередует их.
Высокий уровень. Ребенок самостоятельно называет слова, действие, признак. Правильно согласовывает существительные. Умеет задавать вопросы и самостоятельно составлять рассказы.
Знает: столицу Мордовии, символику, реки, города, достопримечательности, называет народы, населяющих республику. Свободно называет особенности украшения национального костюма, преобладающие цветовые гаммы, самостоятельно использует их в рисунках.
Самостоятельно называет представителей животного и растительного мира на территории Мордовии. Знает редкие виды растений и животных, занесенные в Красную книгу.
Таким образом, этнокультурное воспитание и образование детей связано с осознанной деятельностью по комплексному использованию педагогической мудрости народа и определяется:
- введением в образовательный процесс дошкольных учреждений этнокультурного содержания, включающего ценностно-смысловые ориентиры человеческого бытия;
- использованием факторов народной педагогики с учетом современных задач социализации личности;
- применением известных дидактических средств (дидактические игры, проектная деятельность, музейная среда и пр.) в их современной интерпретации (создание системы дидактических игр этнокультурной направленности, разработка музейных технологий и т. д.);
- внедрением методов, в большей степени развивающих активность личности, те социальные качества, которые требуются в новых реалиях.
Продуктивное использование прогрессивного опыта этнокультурного воспитания детей предполагает не простое заимствование идей и практических наработок, а их дальнейшее развитие в контексте современных тенденций образования: гуманизации, активности процесса обучения, духовно-нравственного и личностного развития, развития патриотических чувств, воспитания культуры межнационального общения.