Елена Путилина
Этнокультурное воспитание дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Этнокультурное воспитание дошкольников.
Елена Путилина
Марина Шмелева
Конституция нашей страны начинается со слов: «Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенный общей судьбой на своей земле…»
Вопрос воспитания детей в национальных традициях в детском саду имеет огромное значение. Впечатления детства сильно влияют на становление личности человека, формирование его мировоззрения, нравственных качеств.
Публикация «Этнокультурное воспитание дошкольников» размещена в разделах
«Народ в наиболее чистом виде всегда представляют дети. Когда национальное умирает в детях, то это означает начало смерти нации», -говорил академик Г. Н. Волков.
Этнокультурное воспитание подразумевает внедрение в образовательный процесс знаний родной народной культуры, воспитания дружеского отношения к людям разных национальностей, духовно-нравственных ценностей, истории народной культуры, ознакомление с культурными достижениями других народов.
Целью этнокультурного воспитания дошкольников является:
• Приобщение детей к культуре своего народа
• Развитие национального самосознания
• Воспитание доброжелательного отношения к представителям разных национальностей
• Развитие интереса к познанию и принятию иных культурных национальных ценностей.
Этнокультурная компетентность-это не просто представление об истории и культуре своей и других национальностей, а признание этнокультурного разнообразия.
На территории Владимирской области проживает более ста национальностей. Каждый народ в ходе исторического развития создает свою национальную культуру. И очень важно, чтобы эти накопленные богатства не оставались в прошлом, а плавно перетекали в сознание новых подрастающих поколений.
В многоцветье культур и традиций-сила нашего региона, его богатство. Каждый народ красив, индивидуален, интересен. Больше всего во владимирской области проживает русских. Есть украинцы, армяне, грузины, азербайджанцы, белорусы, татары, узбеки, таджики и др. К тому же есть представители очень редких национальностей: вепсы, гагаузы, удины, дидойцы.
В своей работе по этнокультурному воспитанию дошкольников мы, воспитатели, познакомили детей с культурой, традициями, занятиями национальностей, проживающих на территории области.
Итогом проведенной работы стала сделанная своими руками книга «Дружба и братство-лучшее богатство», посвященная народностям, проживающим на территории региона.
Воспитатели, воспитанники вместе с родителями собирали материал о культуре, традициях и обычаях, костюмах, праздниках народов, живущих в мире и согласии на владимирской земле.
Русские.
Русские-самый многочисленный народ. Основой традиционной духовной культуры русских является православие.
Основным занятием издавна было земледелие.
Ремесла: художественное ткачество, художественная обработка металла, изготовление керамических изделий, резьба по камню и дереву, посудный промысел.
Главные праздники: Пасха Христова, Рождество Христово.
Костюм: рубаха, украшенная вышивкой, и у мужчин, и у женщин; женщины надевали сарафан, а мужчины-порты, сверху повязывали кушак; на ноги надевали лапти или валенки; на голове женщины носили кокошник, а мужчины-картуз.
Украинцы.
Украинцы-самобытный славянский народ, говорящий на украинском языке. Украинцы исповедуют христианство. Основные занятия украинцев: земледелие, скотоводство, садоводство.
Ремесла: гончарство, керамика, резьба по дереву, ткачество, вышивка, бондарство, кузнечество.
Главные праздники: Колядки, Крещение, Пасха, Троица, День Ивана Купала, Покров и т. д.
Костюм: народный костюм украинцев похож на русскую одежду. У мужчин он состоит из вышитой рубахи и объемных широких штанов. Женщины носили расшитые блузки и широкие юбки. Сверху надевался яркий вышитый передник и широкий пояс с длинными концами.
Армяне.
Армяне-древний народ, говорящий на армянском языке.
Исповедует христианство. Традиционные занятия армян земледелие, виноградарство, садоводство и скотоводство.
Ремесла: ткачество и ковроткачество, гончарное дело, кружевоплетение, ювелирная техника из серебра и золота, создание домашней утвари.
Главные праздники: Вардавар, праздник воды; Цахказард, посвященный приходу весны; Терендез, отмечаемый в конце зимы; день Святого Саркиса-день влюбленных.
Костюм: мужской-цветная рубашка с низким воротом и темные широкие шаровары; женская-длинное платье с вырезом на груди и прорезами ниже бедер, расшитый передник и много украшений.
Грузины.
Грузины –древний народ Кавказа, говорящий на грузинском языке.
Большинство грузин исповедует христианство, Основные занятия грузин: виноградарство и виноделие; садоводство и огородничество.
Ремесла: резьба по камню и дереву, керамика, ювелирное дело.
Главные праздники: Мцхетоба-в этот день Грузия обрела святыню Хитон Господень; Тамарооба-праздник в честь царицы Тамары; Навруз-праздник прихода весны и др. Каждый праздник сопровождает традиционное грузинское застолье с множеством блюд, тостов, песен и танцев. Среди грузин много замечательных певцов и музыкантов.
Костюм: грузинский костюм выглядит строго, но в то же время шикарно. Использовались 6 цветов: белый, черный, серый, синий, бордовый, бурый. Грузинки носили вышитое платье под названием картули, обязательно с поясом; на голове была вуаль. Мужчины носили шаровары, рубаху под названием перанга и черкеску, подпоясанную ремнем, на который крепилась сабля или кинжал.
Карелы.
Карелы-коренное население Карелии, разговаривающее на карельском языке. Карелы придерживаются и христианских, и языческих верований. Исторически карелы занимались земледелием, скотоводством, охотой, рыболовством, пушным промыслом, обработкой железа.
Ремесла: вышивка, ткачество, шитье, вязание, кузнечное дело, резьба и роспись по дереву, изготовление глиняной посуды, плетение из бересты.
Главные праздники: Рождество, Крещение, Масленица, Пасха, Егорьев день и т. д.
Костюм: у мужчин штаны и рубаха типа косоворотки. На голове шляпа или фуражка. У женщин вышитая рубаха и яркий сарафан. Поверх сарафана надевали передник. Головной убор-повязка или платок.
Вепсы.
Вепсы-малочисленный народ Карелии. Вепсы двуязычны, говорят на вепсском и русском языках. У вепсов существует сочетание двух мировоззрений: христианского и языческого. Традиционно вепсы занимались земледелием, скотоводством, рыбной ловлей, охотой.
Ремесла: гончарный промысел, плетение из бересты, ткачество, шитье, вышивка.
Главные праздники: Сюндум, Благовещение, Пасха, Троица, Иванов день и т. д.
Костюм: женский костюм состоял из вышитой рубахи и юбки. Обязательно надевали передники и пояса. На голову надевали головной убор-повойник. Мужчины надевали рубаху навыпуск, подвязанную поясом и штаны. Головной убор-фуражка или картуз.
Гагаузы.
Гагаузы-один из самых загадочных народов мира, поскольку вопрос его происхождения до сих пор остается открытым. Гагаузский язык похож на турецкий, но имеет сходство и с крымско-татарским. Культура гагаузов отличается яркостью и устойчивостью. С древних времен по сей день священным животным народа считается волк. Он символизирует свободу и стремление к независимости.
Ремесла: овцеводство, земледелие, виноградарство.
Главные праздники: «волчьи» праздники, День Святого Николая, Новый год, Рождество, Крещение и др.
Костюм: основу женского наряда составляла длиннополая просторная рубаха, поверх надевали платье без рукавов, повязывали передник, голову покрывали белым платком, сверху которого шел платок большего размера и черного цвета. Мужской наряд-это просторные штаны и рубаха, подпоясанная красным кушаком. Сверху надевали укороченную куртку, украшенную строчкой черного или красного цвета. Головным убором служила короткополая шляпа.
Удины.
Удины-один из древнейших народов Кавказа. Удины говорят на удинском языке, вероисповедание-христианство. Основные занятия удин связаны с землей: полеводство, табаководство, огородничество, земледелие, садоводство. Животноводство играло второстепенную роль.
Ремесла: гончарное дело, обработка шерсти, резьба по дереву.
Главные праздники: Вардавар, Рождество, Масленица, Пасха.
Костюм: женский наряд состоял из штанов, рубахи, поверх надевали укороченное распашное платье с разрезными рукавами. Скрепляли наряд поясом. Сверху надевали два платка разных размеров. Замужним женщинам полагалось прятать нижнюю часть лица небольшим платком, крепившимся на шее. Традиционный мужской костюм-это рубаха со стоячим воротником, свободные штаны, кафтан с высоким воротником-архалук. Наряд подвязывали поясом, крепили на него кинжал. Головным убором служила папаха из овчины.
Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Необходимо донести до сознания дошкольников, что они являются носителями народной культуры. Мы надеемся, что проведенная нами работа поможет детям почувствовать себя частью великого целого-своего народа, своей страны, научиться уважать традиции других народов, ценить их прошлое и настоящее, заботиться о будущем. Ведь только в этом случае человеческое общество может рассчитывать на прогрессивное развитие.