Татьяна Тукиш
Этапы коррекции моторной алалии методом графомоторной стимуляции
▼ Скачать + Заказать документы
Моторная алалия - это системное недоразвитие экспрессивной речи центрального органического характера, обусловленное несформированностью языковых операций процесса порождения речевых высказываний при относительной сохранности смысловых и сенсомоторных операций. Для алалии характерно нарушение всех подсистем языка: синтаксической, морфологической, лексической и фонематической.
Публикация «Этапы коррекции моторной алалии методом графомоторной стимуляции» размещена в разделах
Поскольку у детей с алалией имеется ограниченность моторных возможностей, я использую в коррекционной работе методику графомоторной стимуляции речи при моторной алалии (автор Башинская Т. В., Пятница Т. В., в основе которой лежит максимальное совмещение момента движения с моментом начала речи (голосовой реакцией). Каждый «звук» сопровождается движением, а каждое движение – «звуком».
Имея достаточный объем игровых или бытовых движений, наши дети затрудняются в 2-3 кратном повторении одинаковых элементарных действий, повтор чередующихся простых движений им и во-все недоступен. В момент движения дети не воспроизводят звук, либо фразу. Им это трудно. Дети произносят звук либо раньше, либо позже действия, но не в момент.
Необходимы специальные игровые упражнения, которые помогут детям координировать речь с движением, развивать чувство ритма, в тоже время формируя речь.
Следуя методике вышеуказанных авторов, применяю пять последовательных направлений:
- игровые упражнения,
- пальчиковые игры,
- ритмодекламации,
-подвижные речевые игры,
-графические упражнения.
Рекомендую также использовать игровые упражнения педагогам в разных видах деятельности.
Работу строю последовательно, делю на три этапа.
1 этап – звук, слог, слово.
Что необходимо воспитывать и формировать на первом этапе? Прежде всего речевую активность, а также формировать пассивный и активный словарь. Словарь должен быть доступен пониманию и воспроизведению.
На этом же этапе стараюсь вести работу над простейшим диалогом, небольшим простым рассказом, нераспространенными, затем распространенными предложениями.
Это формирует предпосылки речевой деятельности и первоначальные навыки в ситуации общения. Работая над звуком, затем слогом, далее над словом, мы формируем способность выражать свои мысли, но не исправляем звукопроизношение.
2 этап – фраза. На данном этапе идет формирование фразовой речи. Усложняется словарь, более четкой становится структура фразы.
На том этапе веду активную работу над распространением предложений. Работаю над их грамматическим оформлением. Идет активная работа над диалогом и рассказом описательного характера. Четко слежу за высказываниями детей.
3 этап - связная речь. На третьем этапе формируем связную речь, развиваем коммуникативные уме-ния, автоматизируем грамматические структуры.
Хочу отметить наиболее эффективные упражнения. Это, несомненно, упражнения по координации речи с движениями крупных суставов руки – плечевого и локтевого, которые легко совмещаются с непроизвольным резким выдохом с голосовой реакцией.
Эти упражнения способствуют включению в работу механизм управления речью.
Голосовая реакция, не сразу, а постепенно, в момент движения (броска) преобразуется в слоги и простые слова.
Также одновременно усложняются движения руки.
Актуальны и графические упражнения на вертикально расположенной поверхности: доска, ватман на стене и т. д.
Формируется связная речь, закрепляются полученные ранее навыки, развивается понимания речи, идет процесс формирования грамматического строя языка.
На этом этапе дети понемногу начинают овладевать слоговой структурой сложных слов, осознают предлоги, заучивают стихи на двигательно-ритмической основе.
И приступаем к обучению составлению рассказа по серии сюжетных картин.