Марина Мишина
Эстетическое воспитание и становление эстетических чувств в дошкольном возрасте
▼ Скачать + Заказать документы
Эстетическое воспитание – целенаправленный процесс формирования у человека эстетического отношения к действительности. Это отношение с возникновением человеческого общества развивалось вместе с ним, воплощаясь в сфере материальной и духовной деятельности людей. Онo связано с восприятием и пониманием ими прекрасного в действительности, наслаждением им, эстетическим творчеством человека.
Публикация «Эстетическое воспитание и становление эстетических чувств в дошкольном возрасте» размещена в разделах
В эстетическое воспитание входит эстетическое развитие, как процесс активизации восприятия, творческого воображения, образного мышления, эмоционального чувствования; формирoвания духовных потребностей. Сущность системы эстетического воспитания – влияние на воспитанников средствами искусства. Как полагает Б. Т. Лихачев, в теории эстетического воспитания существует несколько исходных положений: 1) чтобы развить в детях природные силы, создать условия для глубокого осознания эстетических явлений необходимо намеренное привлечение в различные виды творческой деятельности; 2) теория эстетического воспитания заключается в осознании огромного значения и духовной ценности для человека возвышенного, прекрасного, изящного; 3) необходимо комплексное решение задач в процессе преподавания искусства детям: идейно-нравственное и художественное воспитание, обучение навыкам и умениям, которые смогут обеспечить вовлечение детей в инициативную творческую деятельность, развитие духовных и физических сущностных сил и творческих способностей
Эстетическое воспитание, как отмечает И. А. Лыкова, служит формированию способности активного эстетического отношения учащихся к произведениям искусства, а также стимулирует посильное участие в создании прекрасного в искусстве, труде, в творчестве по законам красоты. То есть искусству отводится важное место в эстетическом воспитании – это часть эстетической культуры, как художественное воспитание часть эстетического, часть важная, весомая, но охватывающая только одну сферу человеческой деятельности.
Для эстетического воспитания детей надо решить ряд объективных противоречий и субъективных расхождений: от природы в ребенке заложены определенные задатки и возможности, которые могут в полной мере быть реализованы лишь при целенаправленном и организованном художественно-эстетическом образовании и воспитании. При его пренебрежении ребенок остается «глухим к подлинным духовным художественно-эстетическим ценностям».
Один из законов воспитания – воспитание ребенка в деятельности. В качестве воспитательного влияния используются средства искусства, которые развивают специальные способности и дарования некоторых его форм: изобразительное искусство, декоративно-прикладное искусство, музыкальное и другие. Художественная деятельность дошкольника – это средство и условие эстетического воспитания, работа, связанная непосредственно с такими видами искусств как: словесно-художественное творчество, дизайн, театрализованные игры, декоративно-прикладное и изобразительное искусство, музицирование.
Осуществление задач эстетического воспитания происходит при соблюдении следующих условий:
осуществление индивидуального подхода к детям;
благоприятная окружающая среда (помещение, одежда, игрушки);
содержание в быту произведений искусства;
личная инициатива и желание детей].
Широкие интересы к искусству, потребности в контакте с эстетическими проявлениями искусства в жизни относятся к социальным критериям эстетической воспитанности. В социальном смысле эстетическая воспитанность проявляется в совокупности отношения и поведения ребенка. Свидетельства степени эстетическoй воспитанности ребенка – это его отношения к людям в личной и общественной жизни, поступки, трудовая деятельность, отношение его к своему внешнему виду.
Эстетическая воспитанность формируется на целостности развитых природных сил, эмоционального чувствования, способностей восприятия, воображения, художественно-эстетической образованности – от этого зависит творческая индивидуальность, эстетическое отношение к искусству, своему поведению и к самому себе, к окружающему. Умение любоваться красотой, какими либо явлениями в жизни и искусстве – это важный признак эстетической воспитанности. Иногда, наблюдая за ребенком в картинных галереях или выставках, можно увидеть, как дети лишь бегло просматривают картины, не задерживаясь надолго, не останавливаясь, чтобы полюбоваться. Это говорит об отсутствии эстетической воспитанности, т. к. недостает важнейшего элемента эстетического отношения – любования. Эстетическую воспитанность характеризует способность к глубокому переживанию чувств – духовное наслаждение, чувство отвращения, чувство юмора, иронии, чувство гнева, страха, сострадания.
Оценить эстетический уровень и степень развития художественного вкуса помогут несколько критериев. Они подразделяются на психологические, педагогические и социальные:
психологические – измеряются способности детей отражать воображаемые художественные образы и воспроизводить их. Степень развития психических процессов можно определить по тому насколько эмоционально реагирует ребенок на произведения искусства;
педагогические – художественный вкус проявляется в ценности выбираемых произведений искусства для собственного удовольствия, в оценивании явлений жизни и искусства, в продуктах их творческой деятельности. С опорой на педагогические критерии можно узнать уровень художественно-образного мышления. Оригинальное мастерство, соединенное с импровизацией свидетельствуют о высоком уровне эстетической воспитанности;
социальные – проявляются в комплексе отношений и поведения детей. Если у ребенка присутствует широкий интерес к разным видам искусства, большая потребность в контакте с эстетическими явлениями жизни, то можно говорить о высокой степени эстетической воспитанности.
Эстетические свойства личности не являются врожденными, они начинают развиваться с самого раннего возраста в условиях социального окружения. Важное значение в становлении эстетических чувств приобретает активное педагогическое руководство. В процессе эстетического развития происходит постепенное освoение детьми эстетической культуры, формирование эстетического восприятия, а также представлений, понятий, суждений, интересов, потребностей, чувств, художественной деятельности и творческих способностей. Становление эстетических чувств и формирование эстетической культуры проходит несколько этапов в своей динамике, во многом эти этапы связаны с особенностями возрастного развития личности ребенка.
Развитие детей раннего возраста следует рассматривать как подготовительный этап к эстетическому освоению окружающего мира. Начинается он с развития различительной чувствительности сенсорного аппарата и эмоционального отклика на восприятие наиболее ярких свойств и качеств окружающих объектов. Ребёнок с первых лет жизни неосознанно тянется ко всему яркому и привлекательному, радуется блестящим игрушкам, красочным цветам и предметам.
Эстетическое восприятие действительности имеет свои особенности. Основным для него является чувственная форма вещей – их цвет, форма, звук. Поэтому его развитие требует определенного развития сенсорной культуры. Красота воспринимается ребёнком как единство формы и содержания. Форма выражается в совокупности звуков, красок, линий. Однако восприятие становится эстетическим только тогда, когда оно эмоционально окрашено, сопряжено с определенным отношением к нему. Эстетическое восприятие неразрывно связано с чувствами, переживаниями. Особенностью эстетических чувств является бескорыстная радость, светлое душевное волнение, возникающая от встречи с прекрасным.
В раннем возрасте развивается подражание в различных видах простейшей художественной и игровой деятельности, появляется чувство удовлетворения не только от процесса деятельности, но и от достижения определенного результата. Развитие речи приводит к усвоению названий все большего количества эталонных признаков, эстетических качеств в процессе их сопоставления: красивый – некрасивый, чистый – грязный, большой – маленький, веселый – грустный и так далее. Стoит отметить, что во многом для ребенка раннего возраста свойственна своеобразная «неразделимость» понятий «красиво» и «правильно». И в этом заложен огромный потенциал для реализации воспитательных задач как в эстетическом, так и в моральном планах.
В этом возрасте эстетическое воспитание осуществляется родителями по преимуществу «спонтанно», «интуитивно». Однако эстетическое воспитание в семье, несмотря на отсутствие педагогической и методической базы, имеет огромное значение как собственно в эстетическом развитии дошкольника, так и в становлении личности в целом. Эстетическое воспитание в семье во многом основано на семейных традициях, что обеспечивает преемственность между поколениями, развитие эстетических переживаний, ценностей и эталонов «по образцу». Хочется подчеркнуть: именно в связи с важной ролью семейного воспитания эстетических чувств огромное значение приобретает просветительская работа с родителями дошкольника.
В младшем дошкольном возрасте происходят дальнейшие изменения в эстетическом развитии ребенка. Повышается восприимчивость к художественным произведениям, к некотoрым элементам их художественной формы, например к ритму, рифме, цвету. Становятся более разнообразными реакции детей и на содержание произведения в целом. Мотив оценки произведения при этом носит предметный или житейский характер. Дети младшей группы замечают лишь отдельные признаки явления, пользуются очень лаконичными выражениями, иногда очень специфическими оценками.
В этом возрасте активно развивается подражание в простейших видах художественной и игровой деятельности, формируются новые интересы и потребности. В изобразительной деятельности дети от простейших действий переходят к изображению, узнаванию, называнию, образному восприятию форм. В этот период дети овладевают простейшими навыками не только в изобразительной, но и в музыкальной деятельности, позволяющими им добиваться образности в изображаемом, самостоятельности и первоначального проявления творческой активности.
В этом возрасте особенно важен целенаправленный характер воздействия на эстетические переживания и чувства дошкольника, на становление иерархии ценностей и художественные способности в широком смысле этого слова. Педагогическое воздействие приобретает решающее значение в формировании эстетической культуры как составляющей полноценной личности в целом.
В среднем дошкольном возрасте происходит существенное развитие детского восприятия, его точности и дифференцированности. Вместе с тем эстетическое восприятие продолжает характеризоваться фрагментарностью, оно тесно связано с личным опытом ребенка, его интересами. Дети этого возраста способны к элементарной эстетической оценке художественного образа, к осознанию некоторых эстетических средств, постепенному проникновению во внутреннюю сущность изображаемого. Дети замечают связь между содержанием произведения и его выразительно-изобразительными средствами. У них возникает предпочтение конкретных произведений и определенных жанров, возникает стремление сравнивать произведения, сопоставлять только что услышанное со знакомым и подходить к некоторым обобщениям. Дети хорошо отличают стихи от прозы, различают некоторые виды и жанры произведений литературного, музыкального и изобразительного творчества.
В среднем дошкольном возрасте активно развиваются художественно-творческие способности, дети сами придумывают загадки, сочиняют стихи, сказки, песни, создают аппликации, рисуют, лепят. У них появляется оценочное отношение к творческим проявлениям. Постепенно благодаря обучению у детей формируется эмоциональная отзывчивость на выразительные средства, на художественные образы. Дети начинают не только видеть, но и осознавать первоначальные эстетические качества в произведениях искусства. Они в состоянии заметить более тонкие различия, делать более тонкие сопоставления, найти выразительные слова. У них формируется интерес к красивому в окружающей жизни и в искусстве, к различным видам художественной и игровой деятельности. У детей наблюдается ярко выраженная эмоциональная восприимчивость к поведению литературного героя, хотя скрытые мотивы его поведения детьми еще не осознаются.
Итак, дошкольный возраст – это период, характеризующийся становлением эстетического восприятия, эстетического переживания, эстетических качеств и эстетической культуры в целом, совершенствующейся под воздействием воспитания, которое направлено на решение конкретных задач, вытекающих из цели эстетического воспитания и его значения в развитии личности. Существенной составляющей становления эстетических качеств становится эмоциональный отклик на воспринимаемый объект. Однако полноценное становление эстетических чувств невозможно при абстрактном, бездеятельностном восприятии объектов окружающего мира. Значительное влияние на формирование и развитие эстетических чувств и эстетической культуры oказывает деятельность дошкольника.