Ольга Кириленко
Эстетическое воспитание дошкольников. Труды В. А. Сухомлинского и наше время (часть 3)
▼ Скачать + Заказать документы
Тесно связана с лирической поэзией и является как бы следующим этапом в духовном развитии – музыка. Она объединяет моральную, эмоциональную и эстетические сферы любого человека, а особенно ребенка. Познание мира чувств невозможно без понимания и переживания музыки. Волшебной силой обладает музыка, которая выражает тонкую красоту природы. У К. Паустовского есть замечательное художественное произведение – «Прощание с летом», а у Г. Свиридова – удивительная по красоте музыка, насквозь пронизанная мелодическим началом – необыкновенной гармонией души и сердца. Такой дуэт, как художественное произведение и музыка навсегда оставляет след в сердце юного человека. Этот принцип все воспитатели и наши талантливые музыкальные руководители часто используют на интегрированных занятиях.
Публикация «Эстетическое воспитание дошкольников, Труды В, А, Сухомлинского и наше время (часть 3)» размещена в разделах
Таким образом, целенаправленное и систематическое развитие музыкальных способностей детей, воспитание эмоциональной отзывчивости, способности понимать и переживать содержание музыкального произведения – задачи музыкального воспитания, являющегося органичной частью эстетического воспитания.
«Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручья… завывание вьюги за окном, ласковый плеск волны, …- услышал и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку жизни», - так прекрасно и восторженно определил роль природы в жизни человека В. А. Сухомлинский. /т. 4, с. 388/. Важную роль в системе эстетического воспитания играют путешествия в мир природы – экскурсии и походы, наблюдения и простейший анализ явлений природы. «Мы идем с детьми в поле, на берег пруда и реки, в тенистую дубраву, в плодовый сад – красота есть везде, ее надо только открыть перед ребенком». Надо показать детям одно и то же место в лесу, поле, парке в разные времена года. Мы показываем им, как рождается и умирает красота, дети видят игру красок, слушают музыку природы.
Восприятие Родины, первые яркие незабываемые краски и сильные эмоциональные впечатления дарит ребенку природа. Природа воспета во всех видах искусства, из нее черпают свои силы и художники, и поэты, и композиторы, и народное творчество. Природа, воздействуя на детей своей красотой, изяществом, гармонией воспитывает у них тонкий эстетический вкус. И педагог, и ребенок, понимающий красоту природы, старается и жизнь сделать красивой.
В эстетическом и эмоциональном воспитании недопустимы дидактизм, искусственное умиление красотой. Только искреннее увлечение воспитателя красотой природы, искусством может зажечь огонек эстетических чувств и переживаний в душе ребенка.
Большое эстетическое воздействие, как уже говорилось ранее, оказывает на детей окружающая внешняя среда. Городская архитектура, садово-парковое хозяйство, море, река, дома, детский сад, групповое помещение, которое ребенок посещает каждый день, - все это является, так называемой художественно-организованной средой, которая, постоянно окружая человека, формирует его вкус, определенные эстетические идеалы. Эстетика оформления групповых помещений детского сада, галерей, лестничных проемов, детских участков для прогулок – факторы, постоянно воздействующие на ребенка, оказывающие влияние на уровень его эстетической воспитанности. Весь педагогический коллектив нашего детского сада стремится к тому, чтобы детей всегда радовала окружающая обстановка, игрушки, оформление территории детского сада, клумб.
Очень большое значение эстетике детской жизни придавал А. С. Макаренко. Эстетичность окружающей среды во многом определяется и поведением в ней человека, его внешним обликом. Педагоги всегда учат детей аккуратности не только во внешнем виде, но прививают культурно-гигиенические навыки, объясняют правила поведения за столом. А. С. Макаренко считал, что научить ребенка вести себя за столом, аккуратно кушать можно не только с помощью бесед, чтения художественных произведений, но быстрее и эффективнее ребенок научится всему этому с помощью чистых скатертей, красивой сервировки стола, использования при еде ножей, салфеток и т. д. В нашем дошкольном учреждении проходят смотры-конкурсы по эстетике и культуре еды. Итоги подводятся на педагогических советах. Причем педсоветы проводятся в нетрадиционной форме, с использованием разнообразных демонстраций, соревнований, деловых игр. Все эти меры повышают эффективность работы педагогов, стимулируют их к творчеству в работе с детьми.
Одна из главных задач, стоящих перед любым педагогическим коллективом – учить детей отличать подлинную красоту быта, поведения, внешнего облика от ее суррогатов, вести борьбу со слепым подражанием, учить видеть настоящую красоту, воспитывать индивидуальность. Никогда нельзя забывать педагогу и о том, что он сам должен выглядеть красиво и достойно. «Если вы хотите быть настоящим воспитателем, раскройте перед юным сердцем красоту человеческого прежде всего в самом себе – это очень важно. Речь идет не только о личном примере педагога как большой воспитательной силе. Дети должны понимать, ощущать красоту человеческого в повседневной работе своего воспитателя : тонкости эмоций, эмоциональной культуры. Настоящий воспитатель – человек широкого эмоционального диапазона, который глубоко переживает радость и печаль, горести и тревогу, возмущение и гнев», - учит нас издалека лет В. А. Сухомлинский. /т. 3, с. 577/ Источником культуры человеческих эмоций является способность педагога чувствовать сердцем внутренний духовный мир ребенка. В нашем детском саду №29 «Солнышко» работают именно такие Воспитатели, воспитатели с большой буквы. Многие имеют трудовой стаж более двадцати лет, скольких же детей они вырастили! На родительских собраниях никогда не смолкают слова благодарности нашим педагогам!
Таким образом, эстетическое воспитание – это составная часть всестороннего воспитания ребенка. Эстетическое воспитание имеет тесную связь с трудовым, нравственным, физическим и умственным воспитанием наших детей.
У каждой песни есть свое начало, но истоки песен надо искать в сердце человека. И слово тоже начинается в сердце. А где начало, где истоки эстетического восприятия мира? Убеждена, что чем раньше ребенок научится удивляться и радоваться всему живому, понимать язык природы, окружающего мира, передавать увиденное людям, тем ярче и чище он будет.
Счастье видеть мир и рассказать о нем людям! Умение чувствовать прекрасное, подбирать нужное слово, чувствовать радость открытия – все это наполняет сердце и душу великим счастьем!