Получи документы

Эстетическое воспитание дошкольников. Труды В. А. Сухомлинского и наше время (часть 2)

Ольга Кириленко
Эстетическое воспитание дошкольников. Труды В. А. Сухомлинского и наше время (часть 2)
▼ Скачать + Заказать документы

Эстетическое воспитание детей осуществляется с помощью средств эстетического воздействия, под которыми понимается любая реальность – духовная и материальная, мир предметов и явлений, которые способны вызвать ответную эстетическую, эмоциональную и интеллектуальную реакцию. К основным средствам эстетического воздействия на детей относятся все виды искусства, воспитание средствами окружающей их действительности, красотой труда, природы, отношений в коллективе.

Публикация «Эстетическое воспитание дошкольников, Труды В, А, Сухомлинского и наше время (часть 2)» размещена в разделах

Влияние прекрасного на духовный мир человека зависит от характера его деятельности, от того, как возвышенное, благородное включается в его деятельность – творчество. Под деятельностью можно понимать труд и созидание, мысль и чувство, воспринимающие, оценивающие и созидающие красоту. «Мы заботимся о том, чтобы… труд для творения прекрасного приобрели активный, действенный характер». Конечно, эти взрослые понятия и мысли еще непонятны маленькому ребенку. Но показать детям внутреннюю красоту трудящего человека, человека, который своим трудом приносит пользу, педагог просто обязан. «Если хочешь быть красивым, трудись до самозабвения, трудись так, чтобы ты почувствовал себя творцом, мастером, господином в любимом деле. Трудись так, чтобы глаза твои выражали одухотворенность великим человеческим счастьем – счастьем творчества». /т. 2, с. 441/.

Мы, воспитатели, читаем детям художественные произведения о различных профессиях, проводим занятия, наблюдения, играем в сюжетно-ролевые игры; с нашей помощью ребенок видит нравственную и эстетическую сторону труда – будь то наш дворник, который каждый день убирает участки, красит бордюры, сажает цветы, повар, готовящий вкусные и полезные обеды, столяр, который ремонтирует скамейки, игрушки и т. д. Таким образом, в эстетическом отношении к труду осуществляется связь эстетического воспитания с нравственным.

Одним из мощнейших факторов эстетического воспитания является искусство. Это и литература, и изобразительное искусство, и музыка.

Искусство является более концентрированной, идеальной формой эстетического отношения людей к действительности. Искусство раскрывает перед человеком мир реально существующей красоты, которое оказывает сильное влияние на формирование убеждений, выработку нравственного поведения, доставляет эстетическое удовольствие.

Огромное значение в педагогической работе имеет умение воспитателя показать детям картину, репродукцию, помочь увидеть то, что хотел рассказать художник. В работе с дошкольниками рассматривание репродукций картин проводится на различных занятиях: в первую очередь, на занятиях по изодеятельности, а также на речевых и музыкальных занятиях. В повседневной жизни дошкольников всегда присутствует индивидуальная работа с детьми по ознакомлению с произведениями искусства, будь то изобразительное творчество или музыкальные произведения.

В. А. Сухомлинский в статье «Эстетическое восприятие и эстетическое творчество» приводит такой пример: «совершая с детьми прогулку, мы отдыхаем на освещенной солнцем поляне в березовой роще. Дети не могут не почувствовать здесь красоту белых стволов на фоне яркой зелени, игры света и теней. Стройные деревья, голубое небо, яркое солнце, сверкающая вдали река, зеленая лужайка, жужжание пчел – все это входит в их духовный мир, как очеловеченные предметы. По возвращении мы показываем им репродукцию картины И. Левитана «Березовая роща», и она производит на детей очень сильное впечатление, хотя это рассматривание не сопровождается объяснениями. В гениальном произведении художника дети находят как бы самих себя; она пробуждает у них мысли и чувства, только что пережитые при непосредственном общении с природой, но теперь эти чувства возникают как воспоминание о прошлом, как желание еще и еще общаться с природой, чувствовать и переживать красоту». /т. 4, с. 400/

Для того чтобы уметь правильно донести до ребенка замысел художника, красоту произведений живописи, сам педагог должен иметь соответствующие знания и подготовку в области эстетической культуры, постоянно повышать свой интеллектуальный уровень. В. А. Сухомлинский, рассказывая о своей павлышской школе, отмечал, что «каждый педагог непрерывно пополняет свой личный альбом репродукций картин выдающихся художников. В педагогическом коллективе проводятся занятия, посвященные изобразительному искусству». В нашем дошкольном учреждении также проводятся педагогические советы, деловые игры, посвященные как вопросам эстетического воспитания детей, так и вопросам эстетического образования педагогов.

Произведения изобразительного искусства утверждают в юной душе чувства величия и красоты, поднимают личность ребенка в ее собственных глазах. Рассматривание картин с детьми – это сложный способ эмоционально-эстетического влияния на внутренний мир ребенка. Для достаточного полного восприятия картин необходима большая подготовительная работа. Чтобы понять, полюбить живопись, надо пройти длительный путь воспитания чувств в мире природы. «Уже в детские годы каждый должен учиться открывать красоту природы, чтобы духовная жизнь ребенка и природа словно бы связывались интеллектуальными, эстетическими, творческими нитями». /т. 3, с. 600./ Каждое произведение являет собой неисчерпаемый мир чувств. Поэтому невозможно разделить картины по возрастным категориям; нет таких картин, которые можно было бы «пройти» в детстве и не возвращаться к ним всю жизнь. Такие «элементарные» картины, как «Рожь» И. Шишкина, «Грачи прилетели» А. Саврасова, «Золотая осень» И. Левитана, «Русская зима» К. Юона, «Первый снег» А. Пластова нужно рассматривать и в детстве, и в отрочестве, и по всей жизни, каждый раз находя в них что-то новое, созвучное его возрасту и пониманию. В нашем детском саду подобран разнообразный иллюстративный материал в соответствии с возрастом детей. Воспитатели с младших групп учат видеть детей красоту природы, каждого маленького листочка, молодого деревца или ветки сирени. Любой человек, даже такой маленький – ребенок, любит природу потому, что она прекрасна, и потому, что он не может жить без красоты, ибо это – неотъемлемая часть человеческой души.

Искусство – это огромная сила, способная даже в маленьком ребенке пробудить гражданина своей родины, чувство гордости за наш народ, восхищение силой русских богатырей. Для этого необходимо на занятиях и в повседневной жизни ребенка в детском саду знакомить детей с такими произведениями:

А. Бубнов «Утро на Куликовом поле»

А. Авилов «Поединок Пересвета с Челубеем»

В. Суриков «Переход Суворова через Альпы»

И. Репин «Бурлаки на Волге»

В. Перов «Тройка» и другие.

Особенно сильным средством интеллектуального и эстетического воспитания в старше дошкольном возрасте является портретная живопись. Самое главное – научить детей видеть и чувствовать в глазах своего товарища потребность в человеческом сочувствии, помощи. В. А. Сухомлинский писал : «Зеркалом мысли и чувств являются глаза. Какую бы картину мы не рассматривали, я всегда обращал внимание детей на глаза человека, образ которого воплотил в своем произведении художник… Я хотел, чтобы мои воспитанники пережили чувство одухотворения красотой человеческих чувств, чтобы эта красота породила внутреннюю красоту переживаний в человеческой душе в тот период становления мировоззрения, когда мысль становится особенно пытливой, чуткой к человеку, его моральному облику, духовному богатству, интеллекту». Для демонстрации детям подойдут следующие картины:

Леонардо да Винчи «Джоконда»

Рафаэль «Сикстинская мадонна»

В. Серов «Девочка с персиками»

В. Боровиковский «Портрет М. Лопухиной», «Лизанька и Дашенька».

«Никакие моральные поучения, как бы мудро они ни были освещены жизненным опытом и чувством благоговения перед человеческой красотой, не могут утвердить в юных сердцах благородные, высокие чувства, если рядом со словом не стоит искусство». /В. Сухомлинский, т. 3, с. 607/. И особенно, хочется подчеркнуть, изобразительное искусство.

Вхождение искусства в духовный мир ребенка начинается еще в раннем детстве, с познания красоты слова. Самое могучее и доступное искусство – это художественная литература. Важнейшая педагогическая задача, стоящая перед нами, состоит в том, чтобы уже в детские годы слово с его многогранной, радостной, облагораживающей красотой стало неисчерпаемым источником и средством познания прекрасного, внутренним духовным богатством и в то же время средством выражения этого богатства. Постижение эмоциональных оттенков слова – это преддверие не только искусства, но и богатой, полноценной интеллектуальной жизни детей. Среди средств эстетического воспитания большое место занимает лирика. Поэтическое слово с его тонкими оттенками пробуждает в ребенке радостные чувства, чувства сопереживания. Любовь к поэзии и духовную потребность в чтении, переживание поэтического слова можно воспитать только тогда, когда слово живет в душе педагога.

Публикации по теме:

Интеграция образовательного процесса на основе художественно-эстетического воспитания Эстетическое развитие – процесс и результат формирования способностей видеть красоту окружающего мира, искусство и создавать её. В современной.

Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста. Задачи, средства и форма работы по эстетическому воспитанию. Эстетическое воспитание.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Эстетическое воспитание дошкольников. Труды В. А. Сухомлинского и наше время (часть 2)
Опубликовано: 24 января 2015 в 20:29
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Эстетическое воспитание дошкольников. Труды В. А. Сухомлинского и наше время (часть 2)» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Кириленко в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД