Елена Федорова
Эссе «Зачем нужен профессиональный стандарт педагога?»
▼ Скачать + Заказать документы
Я, Федорова Елена Валерьевна, работаю в «МДОУ № 142» 14 лет, закончила ЯГПУ им. К. Д. Ушинского по специальности «Технология и предпринимательство», имею общий трудовой стаж 32 года, из них педагогического - 24 года, защитилась на высшую квалификационную категорию в апреле 2020 года.
Изменяется современный мир, скорость, развитие, постоянное движение вперед, следовательно растут, усложняются требования к «новому» педагогу. Воспитатель руководит неповторимым по своей сложности и красоте процессом становления личности. И необходимо идти вперед, осваивать инновационные технологии, нетрадиционные методики, но и не забывать доброе старое, веками сохраняемое народом. А значит, появилась необходимость совершенствовать качество педагогической деятельности.
Публикация «Эссе „Зачем нужен профессиональный стандарт педагога?“» размещена в разделах
Прежде чем совершенствовать других, надо изменяться и учиться самой, поэтому я выбрала курсы повышения квалификации с применением Профессионального стандарта для воспитателя. Сегодня обществу нужен компетентный педагог, владеющий педагогическим мастерством. Образование всегда было областью, которую государство не упускало из внимания.
За плечами приличный опыт. Я твердо знаю теоретически и на практике методики преподавания, понимает психологию родителей, в нем творческий потенциал безумных размеров. Но … со временем гаснет энергия движения вперед, желание творить и вытворять. Я уверенна, что преодолеть это мне поможет изучение Педагогического стандарта педагога. Изучив его внимательно, сделала для себя следующие выводы:
1. Профессиональный стандарт педагога дошкольного образования – это документ, регламентирующий требования к профессиональным знаниям и навыкам воспитателя, характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности
Этот документ играет ключевую роль в профессиональной жизни каждого воспитателя ДОУ.
2. Профессиональный стандарт воспитателя преследует следующие цели:
- Создание единого свода требований к квалификации педработника. Это значительно упрощает процесс поиска новых сотрудников, подготовки должностных инструкций в дошкольной организации, и даёт понимание соискателю, вправе ли он претендовать на эту должность.
- Создание единой системы оценивания профессионального уровня педагога. Это упрощает процесс подготовки материалов для аттестации и делает аттестацию максимально объективной.
3. Профессиональный стандарт содержит описание профессиональной деятельности воспитателя и компетенций: знаний и умений, необходимых для выполнения должностных обязанностей. В него включены обобщенные трудовые функции и их характеристики, требования к образованию и обучению.
4. В профессиональном стандарте сформулированы основные условия, при которых Вы можете претендовать на работу воспитателя.
-) Наличие высшего или среднего профессионального образования по направлению обучения «Образование и педагогические науки» (профильное педагогическое образование).
-) Наличие высшего или среднего профессионального образования по любому направлению подготовки и обучение в учреждении дополнительного профессионального образования по данному профилю.
Для работающих воспитателей предусмотрено регулярное обучение по программам повышения квалификации.
Особые условия допуска к работе – отсутствие судимостей и заболеваний (по разрешению медицинской комиссии).
Требований к опыту работы нет.
5. Профстандарт содержит описание профессиональной деятельности воспитателя и компетенций: знаний и умений, необходимых для выполнения должностных обязанностей. В него включены обобщенные трудовые функции и их характеристики, требования к образованию и обучению.
6. Личностные качества, необходимые воспитателю детского сада: порядочность, доброжелательность, высокая ответственность и моральная устойчивость, честность, способность к сопереживанию, коммуникабельность, аккуратность, организованность, чувство такта, сдержанность, бескорыстие.
7. Воспитатель должен обладать следующими умениями:
-) Педагогический такт. Это умение спокойно, с достоинством держать себя в общении с детьми и их родителями или опекунами, определять меру влияния на воспитанников, находить подход к каждому из них.
-) Креативность. Дошкольники быстро начинают скучать, если в занятиях или играх нет изюминки. На старте карьеры воспитатель полагается на чужие методики и приемы, которые помогают сделать игры и занятия увлекательными для детей. Но со временем педагог развивает креативность и начинает придумывать что-то свое.
-) Педагогический оптимизм. Не все дети быстро и успешно проходят программу, не все одинаково умные, физически развитые, талантливые. Педагогический оптимизм — это когда вы не только принимаете ребенка таким, какой он есть, но и искренне верите в него, поддерживаете, помогаете ему развить способности, пусть даже на это дошкольник потратит больше сил и времени, чем его сверстники.
-) Эмпатия. Важно уметь сопереживать детям и их родителям, относиться без осуждения, слушать и слышать других людей.
-) Педагогический долг. Воспитатель должен осознавать свою ответственность перед детьми и их родителями, придерживаться принципов «помоги» и «не навреди».
Современный воспитатель дошкольного образования должен владеть новейшими технологиями в области обучения и воспитания детей, а также обладать широкой эрудицией, педагогической интуицией, высокоразвитым интеллектом и высоким уровнем нравственной культуры к чему я и стремлюсь в своей профессиональной деятельности.