Елена Ивановна Давыдова
Эссе «Воспитатель — ключевая фигура ФГОС»
▼ Скачать + Заказать документы
Елена Давыдова
Эссе «Воспитатель – ключевая фигура ФГОС»
Введение Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования (ФГОС ДО, представляющих собой «совокупность обязательных требований к дошкольному образованию», выдвигает особые требования к воспитателю, как к активному участнику и непосредственному исполнителю этих требований.
Следовательно, именно воспитатель является ключевой фигурой ФГОС ДО. Но так ли это?
Публикация «Эссе „Воспитатель — ключевая фигура ФГОС“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Эссе воспитателей и педагогов
- Темочки
Будучи воспитателем с 5 летнем стажем, я решила, в первую очередь, для себя разобраться и понять, что же такое ФГОС ДО и как должна измениться моя работа с его введением в нашем детском саду.
Как декларируется в ФГОС ДО, дошкольное детство теперь является самоценным этапом в общем развитии человека. Кроме того, особые требования выдвигаются к образовательной программе и к профессиональной компетенции воспитателя.
Анализируя положения ФГОС ДО, мне вспоминаются слова замечательного педагога-новатора В. А. Сухомлинского, который говорил: «Детство – важнейший период человеческой жизни… И от того, кто вёл ребёнка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, - от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш». Следовательно, эти слова вновь актуальны сегодня как никогда.
Так каким должен быть современный воспитатель, чтобы соответствовать требованиям ФГОС ДО и быть его ключевой фигурой?
Во-первых, это человек, который полностью принимает все положения ФГОС ДО и следует им безусловно.
Во-вторых, это человек, любящий свою профессию, преданный своему делу и своим воспитанникам. При этом воспитатель должен любить всех детей, которые есть у него в группе, не выделяя среди них особо одаренных и не очень, здоровых и с ограничениями в развитии. Так как без любви к детям в этой непростой, но почётной работе нельзя.
В-третьих, современный воспитатель должен твердо знать, что все дети одинаково талантливы, но при этом талант у каждого ребенка свой. И теперь именно на воспитателя возложена миссия раскрытия и развития этого уникального таланта в ребенке.
Работая с дошкольниками, я не перестаю удивляться, насколько они разные, непредсказуемые, интересные, забавные и удивительно умные. Каждый мой ребенок уникален! Это алмазы, из которых мне предстоит сделать бриллианты!
В-четвертых, современный воспитатель должен быть творческой личностью, уметь оригинально мыслить и видеть один и тот же предмет по-разному. Если это качество есть у воспитателя – оно обязательно проявится в его воспитанниках. А без него в нашей работе – никуда. Ведь как тогда отвечать на многочисленные «почему», как общаться с ребенком на равных, чтобы ему было интересно открывать для себя этот сложный и многогранный мир?
Из этого складывается пятое требование к современному воспитателю – это человек, находящийся в постоянном поиске, непрерывном обогащении своего опыта, компетентный в области ИКТ. Только постоянно расширяя свой кругозор, изучая современные тенденции в области педагогики и психологии дошкольного детства, особенности и проблемы воспитания и обучения детей можно быть интересным и креативным проводником для современных детей.
При этом, современный воспитатель должен в душе всегда оставаться ребенком. Иначе дети не примут, не пустят их в свой мир. И это, на мой взгляд, главное требование к воспитателю-профессионалу!
А как же изменилась моя работа? Да, она изменилась кардинально. Если до введения ФГОС ДО на первый план выдвигалась задача воспитания в ребенке стандартного члена коллектива с определенным набором знаний, умений и навыков. Сейчас передо мной стоит новая задача: сформировать компетентную, креативную, социально-адаптированную личность, способную ориентироваться в информационном пространстве, умеющую отстаивать свою точку зрения, способную продуктивно и конструктивно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, у которой после дошкольной жизни (в том числе детей с ограниченными возможностями) должна появиться мотивация к обучению в школе.
Следовательно, воспитатель – как непосредственный участник, как субъект образовательного процесса, остается центральной и значимой фигурой в формировании творчески активной личности дошкольника, а значит, является ключевой фигурой ФГОС ДО.
Формирование новой модели выпускника детского сада влечет за собой изменение функций воспитателя и содержания педагогического взаимодействия с ребенком. Теперь воспитатель является организатором интеллектуального поиска, эмоциональных переживаний и практических действий ребенка. Поэтому профессионализм воспитателя должен определяться высоким уровнем его педагогической компетентности: воспитатель должен владеть огромным багажом знаний и элементов инновационной деятельности; умением доступно и интересно преподносить материал. А также, обладать личностными качествами: педагогическим тактом, добротой, отзывчивостью, чувством юмора, умением создать комфортный микроклимат, интересом к личности ребенка и многим другим.
Подводя итог своим размышлениям, хочется отметить, что воспитатель, который влюблён в свою профессию, способен достигнуть многого, у него есть желание и потенциал развиваться, учиться новому, стремиться соответствовать требованиям на современном этапе развития общества в связи с реализацией ФГОС ДО. И, наоборот, без любви к профессии, успех невозможен при любых изменениях в системе образования.