Широкова Олеся
Эссе «Родительское собрание: для меня это…»
▼ Скачать + Заказать документы
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Уральский государственный педагогический университет»
Институт кадрового развития и менеджмента
Кафедра высшего педагогического образования
«Родительское собрание для меня это…»
Выполнила студентка
Публикация «Эссе „Родительское собрание: для меня это…“» размещена в разделах
Широкова Олеся
ОО 33-z курса заочного отделения, бакалавр
Профиль: Педагогика общего образования
Екатеринбург, 2015
«От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».
В. А. Сухомлинский
Обновление системы дошкольного образования, процессы гуманизации и демократизации в нем обусловили необходимость активизации взаимодействия дошкольного учреждения с семьей.
Семья – уникальный первичный социум, дающий ребенку ощущение психологической защищенности, «эмоционального тыла», поддержку, безусловного безоценочного принятия. В этом непреходящее значение семьи для человека вообще, а для дошкольника в особенности.
Семья для ребенка - это ещё и источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания, здесь происходит его социальное рождение. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром» : детский сад, семья, общественность.
И одной из форм взаимодействия семьи и детского сада является родительское собрание.
Родительское собрания для меня это «повернуться» лицом к семье, оказать ей педагогическую помощь, привлечь семью на свою сторону в плане единых подходов в воспитании ребёнка. Это один из способов взаимодействия семьи и детского сада, способствующий тому чтобы детский сад и семья стали открытыми друг другу и помогли раскрытию способностей и возможностей ребёнка.
Для того чтобы спланировать работу с родителями, надо хорошо знать родителей своих воспитанников. То есть при взаимодействии работы двух структур надо учитывать социальный статус и микроклимат семьи, а также родительские запросы и степень заинтересованности родителей в воспитании своих детей.
Поэтому начинать необходимо с анализа социального состава родителей, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в детском саду. Проведение анкетирования, личных бесед на эту тему поможет правильно выстроить работу с родителями, сделать ее эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьей.
Вариативность разнообразных форм работы с родителями позволяет осуществлять полноценную реализацию содержания образования через образовательные области.
Таким образом, внедрение Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования позволяет организовать совместную деятельность детского сада и семьи и более эффективно использовать традиционные и нетрадиционные формы работы.
Формы работы с родителями разнообразны, но хотелось остановиться на традиционном родительском собрании.
Учитывая то, что проведение родительских собраний в традиционной форме, т. е. простое чтение доклада педагогом, неинтересно родителям, т. к. здесь они являются пассивными слушателями, стали искать новые аспекты в содержании взаимодействия, и методы активизации родителей, и новые формы сотрудничества. Изучив методическую литературу, пришли к выводу, что немаловажную роль играет использование разнообразных форм проведения родительского собрания и творческий подход к материалу: поиск новых примеров, включение различных приемов активизации родителей, направленных на появление у слушателей интереса к изучаемой проблеме. Все это помогает при проведении родительских собраний делать их более творческими, познавательными, насыщенными практическим материалом.
Всегда надо помнить о том, что собрание должно просвещать родителей, а не констатировать ошибки и неудачи детей. Немаловажным является форма организации приглашения родителей на собрание. Оптимальным периодом времени для этого считаю две недели до даты собрания, в течение которых родители могут скоординировать свои планы. В этот промежуток времени организую приглашения, изготовленные как в типографской форме (буклеты, приглашения, объявления и др.)
Для создания определенного психологического настроя, для того чтобы расположить участников не только к восприятию информации, но и продуктивному общению между собой, разогреву группы, сплочению, созданию хорошего настроения, каждое родительское собрание начинаю с коммуникативных игр «Давайте познакомимся и будем дружить», и др. Минутка знакомства помогает снять напряжение, ведь родителям, сидящим за одним столом, не раз в течение собрания нужно будет обсудить ситуацию или вопрос вместе.
Самое главное – родители должны быть участниками всех проводимых мероприятий, а не слушателями «лекций» воспитателей и специалистов. Как правило, услышанное воспринимается гораздо хуже, нежели увиденное, а ещё лучше, если услышанное и увиденное получает практическое закрепление.
Хочется отметить один важный момент в системе работы с родителями. Каждый человек, сделав какую – ни будь работу, нуждается в оценке своего труда, также в этом нуждаются и наши родители. «Похвала полезна хотя бы по тому, что укрепляет нас в доброжелательных намерениях» - писал Франсуа Ларошфуко. На каждом собрании выражаем благодарность родителям, которые уделяют много внимания своим детям и помогают в совместной работе. Всегда очень приятно видеть счастливые глаза родителей, когда им вручают грамоты или благодарности. На каждом собрание выносится решение, касающиеся как группы, так и семьи.
И если описанная выше работа с родителями и её анализ будут проводиться в системе и не «на бумаге», то постепенно даст определенные результаты: родители из «зрителей» и «наблюдателей» станут активными участниками встреч и помощниками воспитателя и администрации ДОУ, так как тем самым создастся атмосфера взаимоуважения. А позиция родителей как воспитателей станет более гибкой, так как они стали непосредственными участниками воспитательно-образовательного процесса своих детей, ощущая себя более компетентными в воспитании детей.