Клара Кычкина
Эссе «Проблемы управления детским садом в условиях ФГОС до: взгляд руководителя»
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольное образование – процесс, который постоянно меняется и преображается. Пребывание ребенка в детском саду – важный период, здесь закладываются основные особенности личности и определяется качество дальнейшего его физического и психического развития. Отсутствие должного развития влечет за собой ряд проблем, которых невозможно решить без умелого современного управленца. А современный руководитель должен на шаг вперед, или даже на несколько, видеть ориентиры развития своего детища.
«В мире есть две сложные вещи – воспитывать и управлять».
(Имманиул Кант)
Публикация «Эссе „Проблемы управления детским садом в условиях ФГОС до: взгляд руководителя“» размещена в разделах
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Эссе воспитателей и педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2021
На современном этапе, в связи с реализацией Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) и профессионального стандарта педагога, происходит обновление и повышение качества дошкольного образования, введение программно-методического обеспечения нового поколения, направленного на выявление и развитие творческих и познавательных способностей детей, высока роль руководителя дошкольного образовательного учреждения, так как от его руководящих качеств и умений, зависит развитие всей организации: управленческого аппарата, педагогического коллектива, сотрудников, и, конечно же, самое главное – развитие будущего поколения – наших детишек.
За свои годы работы в управлении дошкольными организациями, и как раз, когда вводились ФГТ, а затем и ФГОС ДО, могу сказать, что, развитие образования в разных ДОО идет по-разному: где-то идет в ногу со временем, а где-то – по течению, умеренно. Это всё зависит от того, как управляет руководитель : от его компетентности, современного склада ума, решительности, способности принимать своевременные управленческие решения и т. д.
Безусловно, проблем много у каждого детского сада, и они разные, и, по сути, решаемы усилиями четкой и слаженной работы команды педагогов и руководителя. Каковы же проблемы, на мой взгляд?
1. Проблема наполняемости групп. Как правило, группы в нашем саду переполнены и превышают численность детей. Отсюда следует, что педагоги уделяют каждому ребёнку меньше времени, чем полагается. А ведь главная особенность детского развития в саду – это социализация, то есть взаимодействие со сверстниками, сравнение себя с другими, возможность адекватных решений различных ситуаций. Этому ребёнок может научиться только во взаимодействии со сверстниками. И к этому ребенок приходит с помощью воспитателя.
Несмотря на проблему, многие педагоги успешно находят выходы из ситуации, применяют к детям индивидуальный подход, развивают и воспитывают – совершенствуются в работе. Но индивидуализация всё же остаётся проблемой.
2. Проблема педагогических кадров. В соответствии с ФГОС ДО и профстандарта, педагог должен обладать соответствующими компетенциями, должен понимать, как именно строить образовательный процесс в условиях вариативности. Педагогу необходимо знать не только образовательные методики, но и уметь разбираться в разных областях медицины, дефектологии, олигофренопедагогике, сурдопедагогике, тифлопедагогике. Также активно участвовать в жизни детского сада и в различных мероприятиях. Из-за большой загруженности, у педагогов может произойти педагогическое перегорание и стрессовые ситуации, которые негативно сказываются на их здоровье. Многие не готовы к инновационным методам, работают, используя методику прошлых лет, что недопустимо в отношении современных детей. По ФГОС ДО воспитатель, реализующий Программу, должен иметь сформированные основные компетенции для создания ситуации развития детей в соответствии с возрастными особенностями. Данные компетенции дают возможность ребёнку чувствовать эмоциональное благополучие, поддержку со стороны взрослого, проявление инициативы в разных видах деятельности, взаимодействие со сверстниками в разных ситуациях, вовлечение в образовательную деятельность. И главное учить ребенка быть самостоятельным, ведь «Воспитание - это наука, научающая наших детей обходиться без нас» (Эрнст Легуве).
Чтобы педагог правильно принимал поставленную перед ним задачу, и мог компетентно ее решать, руководитель, как коллега и наставник, должен уметь находить подход к каждому, должен уметь его «воспитывать» в процессе педагогической деятельности, направлять в нужное русло, при этом учитывает опыт работы педагога-мастера, развивает умелого педагога, учит молодого и т. д.
3. Большую роль при реализации ФГОС ДО играет развивающая предметно-пространственная среда, которая должна быть трансформируемой, общедоступной, полифункциональной, вариативной, содержательно-насыщенной. В данном аспекте учитываются возрастные особенности, удовлетворение ребёнка в сенсорном развитии, учет психофизиологических особенностей, удовлетворение в потребности ближайшего развития. В группе ребёнок должен себя чувствовать комфортно. Существует проблема – отсутствие надлежащей соответствующей стандартам образовательной среды. Отсюда и проблема финансирования. Государство не выделяет должного финансирования на это. Не в полном объеме финансируется приобретение педагогами дидактической и методической литературы, которая необходима для полноценной работы с детьми. А стоимость современных технологий не низкая.
Согласно СанПин, дети должны каждый день находиться на свежем воздухе. В детском саду прогулки совершаются на отведенных участках, которые необходимо озеленять и приводить в порядок, совершенствовать в соответствии с требованиями, и на этот момент также необходимо финансирование.
4. Одной из самых тревожных проблем можно назвать увеличивающееся число детей с проблемами здоровья, в том числе детей с ограниченными возможностями. Проблемы образования таких детей в нашем саду весьма актуальны. Инклюзивное образование предполагает создание для детей с особыми потребностями без барьерной среды обучения, приспособление образовательной среды к их нуждам и оказание необходимой поддержки в процессе совместного обучения со здоровыми сверстниками.
В связи с этим, в этом учебном году, штат педагогов сада увеличился молодыми специалистами-тьюторами без опыта работы, которым безусловно нужна помощь руководителя, и которых нужно учить кропотливой работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Ведь профессия тьютора молодая и еще для них нет специальной методической литературы, а также специальных образовательных программ.
В заключение к вышесказанному приведу слова Чарльза Диккенса «Человек не может сам по-настоящему усовершенствоваться, если не помогает усовершенствоваться другим». Я думаю, эти слова должны охарактеризовать руководителя со всех сторон – руководителя нового времени, ведь не помогая своему коллеге и не обучая своих педагогов, невозможно решать все проблемы, которые возникают на пути к самому главному для нас – воспитанию нашего будущего.