Алёна Карамалькина
Эссе «Почему мной выбран профиль образования «Социально-правовые технологии работы с малолетними правонарушителями»?
Современный мир развивается стремительно, поэтому направление его развития порой трудно предугадать. Соответственно, трудно предугадать цели и стремления молодого поколения. Сейчас оно представляется нам как масса, не знающая, чего хочет от жизни, существующая, лишь потребляя блага цивилизации, и не отдавая ничего взамен. Образ жизни современного подростка пугает нас, заставляет все чаще задумываться о серьезных проблемах, которые ожидают общество в будущем. Ведь трудно говорить о развитии и процветании мира, когда на смену старому поколению идет пассивная масса людей с потребительским типом социального функционирования. Поэтому возникает потребность в серьезном и целостном подходе к изучению многообразия общих связей и закономерностей молодого поколения, чтобы найти выход из сложившейся ситуации.
Публикация «Эссе „Почему мной выбран профиль образования „Социально-правовые технологии работы с малолетними правонарушителями“?» размещена в разделах
Современная молодежь проходит свое становление в условиях максимального крушения старых ценностей и формирования новых. Отсюда и их растерянность, пессимизм, неверие в будущее. Молодое поколение оказалось без надежных социальных ориентиров. Это, во многом способствует тому, что у подростков формируются устойчивые отклонения в нравственном развитии и поведении (такое поведение специалисты называют девиантным, отклоняющимся, которые, в конечном итоге могут привести к проступкам и к правонарушениям.
Профессор Беличева С. А. рассматривает девиантное поведение как нарушение процесса социализации детей, поведение, противоречащее принятым в обществе правовым или нравственным нормам [1].
Современный девиантолог Клейберг Ю. А. считает, что девиантное поведение – это специфический способ изменения социальных норм и ожиданий посредством демонстрации ценностного отношения к ним [3].
Змановская Е. В. рассматривает девиантное поведение как устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных норм, причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности, а также сопровождающееся ее социальной дезадаптацией [2].
Таким образом, можно сказать, что главный критерий девиации – нарушение социально-нравственных норм.
Отклоняющееся поведение возможно в любом возрасте, и проявляется оно по-разному. Наиболее яркая специфика наблюдается у подростков. В ее основе лежат, во-первых, серьезные недостатки внутрисемейного воспитания; во-вторых, нарушения во взаимоотношениях с окружающими, которые носят конфликтный характер; в-третьих, биологические недостатки в здоровье и дефекты психофизиологических свойств личности.
Подростковый возраст – это возраст физиологического и психологического созревания человека, который мы привыкли называть «подростковым». Это период поиска смысла, проб и ошибок, период всевозможных жизненных экспериментов. Именно в подростковом возрасте очень велик риск приобщения ребенка к разного рода отклонениям в поведении – это употребление наркотиков, детский алкоголизм, проституция, агрессивное поведение, которое нередко приводит подростков к правонарушениям по отношению к обществу.
Думаю, не секрет, что отклонения в поведении подростков заставляют нас, родителей и педагогов, серьезно задумываться о коррекции и профилактике во избежание серьезных проблем в будущем.
В настоящее время в практику организации работы с молодежью вводят новые профилактические технологии и программы, а также большое внимание в решении данного вопроса уделяют системе образования. Несомненно, профилактика, коррекция и реабилитация – это взаимосвязанные компоненты, составляющие единый учебно-воспитательный процесс, который подразумевает под собой снижение стремительно растущего отклоняющегося поведения подростков.
Работа по профилактике и коррекции «трудного» поведения, несомненно, очень тяжелая. Социальная работа относится к тем редким видам профессиональной деятельности, где часто не профессионализм, а личностные качества специалиста во многом определяют успешность и эффективность работы.
Основой для выбора этой профессии может служить призвание – сочетание духовно-нравственных качеств личности человека и его способностей к социальной работе. Если человек избирает профессию социального работника сознательно, в соответствии со своим призванием и качествами личности, она не будет для него тяжелым бременем и, несмотря на все встречающиеся в процессе работы трудности, принесет радость и пользу не только ему, но и его клиентам, обществу, и самой профессии.
Почему я выбрала для себя эту профессию?
Если честно, то я никогда не задумывалась об этом. Казалось бы, выбрала – и точка! Так захотелось. Но порой начинаю задумываться. Ведь социальная работа – это не просто перекладывание бумаг с полки на полку, это не чай с конфетами в обеденный перерыв. Это колоссальный, тяжелый труд! Это дни и ночи напролет, когда мысли о работе ни на минуту не покидают твою голову. Это работа, когда опускаются руки от, казалось бы, невыносимых трудностей. Это тяжелейшее давление, когда от тебя ждут помощи и правильных решений. Это вкладывание своей души во всех вокруг, и зачастую отсутствие времени на своего собственного ребенка.
Недавно мне попалась высказывание Харуки Мураками: «Профессия изначально должна быть актом любви. И никак не браком по расчету. И пока не поздно, не забывайте о том, что дело всей жизни – это не дело, а жизнь». Так вот, в данный момент я живу своей работой. Плачу и расстраиваюсь, смеюсь и радуюсь, порой жалуюсь на отсутствие сил, но упорно продолжаю заниматься своим любимым делом!
И все-таки, почему я этим занимаюсь?
Во-первых, каждый из нас пережил трудности подросткового периода. Для кого-то он прошел незаметно, а кто-то «попил кровушки» у родных и окружающих. Так вот, мне хочется, чтобы моя помощь оказалась для детей вовремя и к месту, чтобы они чувствовали поддержку, доверие, уважение, а период этот проходил с наименьшими потерями для самого ребенка и его близких.
Во-вторых, у меня растет дочь, которой уже 15. Кризисы и трудности данного возраста коснулись и нас, во много потому, что дочь растет без отца (он погиб). Несмотря на то, что я стараюсь быть для собственной дочери другом, все-таки в первую очередь я - мама, которая волнуется, переживает, ругает за провинности, «читает нотации» и т. д. А это обязательно вызывает ссоры, отчуждение, порой слезы и недоверие. А мне, как и любой матери беззаветно любящей своего ребенка, хочется жить с ним в мире.
В-третьих, так просит моя душа. Она хочет помогать. Помогать тем, кто попал в беду. На мой взгляд, это делает каждого из нас сильнее, чище, лучше. Когда я пришла работать в педагогику, меня часто спрашивали: «Работать учителем? Зачем тебе это?» Я ответила: «Хочу быть хорошим учителем!» А сейчас я бы сказала – хочу быть хорошим человеком! Вот почему я выбрала эту профессию.
1. Беличева С. А. Основы превентивной психологии. М., 1994
2. Змановская Е. В. Девиантология. М., 2003
3. Клейберг Ю. А. Психология девиантного поведения. М., 2001