Лариса Соловьёва
Требования к речи воспитателя
▼ Скачать + Заказать документы
Молчат гробницы, мумии и кости, -
Лишь слову жизнь дана:
Из древней тьмы, на мировом погосте,
Звучат лишь Письмена
И нет у нас иного достоянья!
Умейте же беречь
Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,
Наш дар бессмертный – речь!
(И. Бунин)
По моему мнению, человек становится личностью тогда, когда обретает возможность общаться с другими, понимать речь других и выразить себя. В широком смысле слова, речь – это способность человека передавать словами чувства и мысли. Поэтому в разговоре проявляется весь человек, его ум, чувства, отношение к людям, понимание жизни. Речь человека – важнейшее средство раскрытия его характера. В разговорной речи большую роль играют жесты, мимика, интонация.
Публикация «Требования к речи воспитателя» размещена в разделах
В разговоре нельзя вернуться назад и зачеркнуть ненужное слово. Поэтому, воспитатель должен отдавать себе отчет в том, как он разговаривает с детьми, с какой интонацией.
«Слово есть поступок» (Л. Толстой)
Вслушиваясь в речь воспитателя, ежедневно дети вносят в свой словарный запас новые слова и выражения, а это значит, что педагогу необходимо следить за правильностью своей речи не только во время занятий, но и в течение всего режимного дня в ДОУ. Речь воспитателя должна следовать нормам литературного языка. Очень часто педагоги отклоняются от этих норм или просто из-за незнания.
Мне хотелось бы привести пример из личного опыта. На протяжении всего рабочего дня мне приходится быть невольным слушателем общения воспитателя с детьми, при этом неоднократно замечала ошибки в речи. Например: «ихний» вместо «их». «Скока медведей» - «Сколько медведей», «Када» - «Когда», «Весь вещи» - «Вешай вещи», «Начал одеваться» - «Начал одеваться», «Пойдемте играться» - «Пойдемте играть», «Поднимаемся по лестнице пешком» - «Шагом» и так далее.
«Слово часто бывает убедительнее золота» (Демокрит)
Уважаемые педагоги, воспитатели! Поймите меня правильно. Я не хочу обвинить в профнепригодности, ибо у многих из Вас стаж работы в детском саду более двадцати лет. Мы все ошибаемся, а я – не исключение. Но когда подобное происходит изо дня в день, то надо начинать следить за своей речью, прислушиваться к мнению других во время замечаний. Если в процессе общение с детьми воспитатель понял, что мысль выражена не точно, он должен высказать новую фразу, чтобы уточнить и исправить сказанное ранее.
Еще бы мне хотелось отметить территориальные диалекты. Россия – многонациональная страна. Я не против того, чтобы педагогами в России работали люди разных национальностей. Думаю, что если «иностранцы», живущие в России, приходят устраиваться на работу в детский сад или различные общеобразовательные учреждения, то, извините меня, как-то надо соответствовать профессиональной пригодности. Максим Горький всю жизнь «окал», но это не значит, что он не владел литературным языком. Значит, со следами диалекта произношения нельзя стать тележурналистом, диктором или актером, а почему-то воспитателем – всегда пожалуйста.
К. Аксаков писал: «Слово есть первый признак сознательной, разумной жизни. Слово – есть воссоздание внутри себя мира» Воссоздание это идет всю жизнь, но особенно интенсивно – в первые годы жизни. Очень важно помочь ребенку, как можно успешнее овладеть прекрасным даром - правильной речью. Из этого следует: как педагог, владеющий неграмотной с диалектом речью, может развить в ребенке процесс овладения родным языком, грамматикой и звуковой культурой речи? В первую очередь, у воспитателя должно быть правильное произношение.
Я была удивлена, что в педагогических вузах нет предмета по технике речи, потому что в колледже мне встречаются студенты, у которых отвратительная речь. И самое главное, что некоторые из них, в том числе и люди другой национальности, уже работают воспитателями в детских садах России. Хочется понять, чем руководствуется заведующий детским садом, когда принимает такого специалиста на работу с детьми.
К требованиям речи педагогам ДОУ я бы выделила:
- правильность
- точность
- логичность
- чистота
- выразительность
- богатство
- уместность
К вышеперечисленным требованиям необходимо отнести правильное использование педагогом невербальных средств общения, его умение не только говорить с ребенком, но и слышать его.
Итак, воспитатель должен обратить внимание на следующее:
1) Правильно произносить все звуки родного языка, устранять имеющиеся дефекты речи.
2) Иметь ясную, четкую и отчетливую речь, то есть хорошую дикцию.
3) Использовать в своей речи литературное произношение, то есть придерживаться орфоэпических норм.
4) Стремиться правильно использовать интонационные средства выразительности с учетом содержания высказывания.
5) В общении с детьми пользоваться речью слегка замедленного темпа, умеренной громкостью голоса.
6) Связно и в доступной форме рассказывать и передавать содержание текстов, точно используя слова и грамматические конструкции (соответственно возрасту детей).
7) Речь воспитателя должна быть спокойной, всегда уравновешенной, вежливой не только по отношению к детям, но и ко всем сотрудникам д/с (не допускаются грубые выражения).