Варвара Никитина
Опытно-экспериментальная деятельность в ДОО
▼ Скачать
Прежде чем давать знания, надо
научить думать, воспринимать,наблюдать.
В. Сухомлинский[/b]
Дети дошкольного возраста по своей природе – пытливые исследователи, с радостью и удивлением открывающие для себя окружающий мир.
М. Монтессори отмечала: «Если понаблюдать за трехлетним ребенком, можно увидеть, что играет он всегда с каким - нибудь предметом. Это означает, что с помощью рук он обрабатывает, вводит в свое сознание то, что его неосознанный разум уже успел впитать в себя прежде. В процессе этого труда он делает себя сознательным, он творит из себя Человека. Таинственная, могучая сила ведет ребенка, и постепенно он сам овладевает ею. С помощью собственных рук и собственного опыта он становится разумным человеком».
Публикация «Опытно-экспериментальная деятельность в ДОО» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Следовательно, такое «исследовательское» поведение заложено в природе ребенка. Поэтому, считается, что в детском возрасте экспериментальное освоение мира ребенком играет не менее важную роль, чем, традиционно признаваемая ведущей деятельностью дошкольников, игра.
Детям интересно все. Поддерживать стремление ребенка к экспериментированию, создавать условия для исследовательской деятельности - задачи, которые должен ставить перед собой педагог.
Формирование интеллектуальных способностей дошкольников осуществляется при целенаправленном руководстве взрослых, которые ставят перед ребенком определённую задачу, дают средства ее решения и контролируют процесс превращения знаний в инструмент творческого освоения мира. Это освоение должно строиться как самостоятельный творческий поиск.
Таким образом, детское экспериментирование строится самим ребенком, а не задается взрослым, и направлено на познание свойств и связей объектов разными способами действий, что способствует развитию мышления и других сторон личности ребенка.
В дошкольном воспитании экспериментирование является эффективным методом обучения, который позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установлении взаимозависимостей, закономерностей.
В процессе экспериментирования у детей формируются не только интеллектуальные впечатления, но и развиваются умения работать в коллективе и самостоятельно, отстаивать собственную точку зрения, доказывать ее правоту, определять причины неудачи опытно-экспериментальной деятельности, делать элементарные выводы.
Интеграция исследовательской работы с другими видами детской деятельности : наблюдениями на прогулке, чтением, игрой позволяет создать условия для закрепления представлений о явлениях природы, свойствах материалов, веществ и др.
Детское экспериментирование является одним из методов обучения и развития естественнонаучных представлений дошкольников. В ходе опытной деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственную связь, соблюдать правила безопасности. Освоение систематизированных поисково-познавательных знаний детей, становление опытно-экспериментальных действий формирует основы логического мышления, обеспечивает максимальную эффективность интеллектуального развития дошкольников и их полноценную готовность к обучению в школе.
Интересно смотреть на ребенка, когда он экспериментирует, он выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения.
Экспериментальная деятельность способствует развитию таких качеств личности, как самостоятельность, целеустремленность, ответственность, инициативность, настойчивость, толерантность.
Развитие опытно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста позволяет решить следующие задачи:
• формирование у дошкольников диалектического мышления, то есть способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;
• развитие собственного познавательного опыта в обобщенном виде с помощью наглядных средств (эталонов, символов, условных заместителей, моделей);
• расширение перспектив развития поисково-познавательной деятельности детей путем включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия;
• поддержание у детей инициативы, сообразительности, пытливости, критичности, самостоятельности.
Список литературы:
1. Марудова Е. В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013. – 128 с.
2. Менщикова Л. Н. Экспериментальная деятельность детей Издание «Учитель», 2009. – 130 с.
3. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие. – СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2013. – 128 с.