елена учаева
Эссе «Моя педагогическая инициатива»
Автор: Учаева Елена Валентиновна
«Воспитывает всё : люди, вещи, явления,
но, прежде всего и дольше всего люди.
Из них на первом месте – родители и педагоги».
А. С. Макаренко
Детский сад – первый социальный институт, первое образовательное учреждение, с которым вступает в контакт семья с целью воспитания и обучения ребёнка, подготовки его к жизни в обществе.
Публикация «Эссе „Моя педагогическая инициатива“» размещена в разделах
Детский сад – это большая и дружная семья воспитателей, родителей и детей. Успех в семейном воспитании не является результатом счастливой случайности, и пословица «Что посеешь, то и пожнёшь», здесь уместна более чем где-либо. Между родителями и педагогами важна дружеская, доверительная атмосфера взаимоотношений, которая устанавливается постепенно в совместной деятельности. Но возникает ряд трудностей на пути к этому: родители не очень радужно оценивают действия педагогов. Многие считают, что у воспитателей низкий профессиональный уровень, невысокие моральные качества.
Большинство современных родителей – люди грамотные, читающие научно-популярную и публицистическую литературу по вопросам воспитания и развития детей. И, тем не менее, трудностей в воспитании не убавляется! Даже имея обширный запас творческих знаний, они не всегда способны их грамотно применить. Во многих семьях считается дурным тоном советоваться с педагогом по поводу возникающих проблем в воспитании ребёнка, но, тем не менее, когда становится невмоготу, родители приходят к воспитателю.
Я не раз задавала себе вопрос, какого человека они хотят видеть в воспитателе? И пришла к выводу, что в педагоге они хотят видеть человека здорового духовно, нравственно и физически, с тем, чтобы в процессе воспитания не возникало проблем эмоционального, речевого, физического развития, здоровья детей. Но не считают главным микроклимат и взаимоотношения в семье. Если дети живут в обстановке вражды и злобы, они учатся быть злыми, учатся драться. Если дети живут среди насмешек, они становятся нерешительными и излишне скромными. Если дети живут в обстановке стыда и смущения, чувство собственного достоинства уступает место чувству вины.
Свою работу с родителями я начинаю с того, что пытаюсь определить типы семей, как отношения в семье могут повлиять на личностное развитие ребёнка, на его характер, поведенческие реакции.
Российские психологи выделяют несколько типов семей: семья традиционная. Она опирается на зависимость жены от мужа и детей от родителей. В этих семьях, чаще всего, вырастают дети с низкой самооценкой: они не уверены в себе, в своих способностях. Детские эмоциональные проблемы, возникающие в этих семьях, психологи делят на четыре группы:
1. «Я недостаточно хорош»;
2. «Я беспомощен»;
3. «Я чужой»;
4. «Я сверхответственный».
Детоцентрическая семья или современный тип семьи характеризуется возвышением частной жизни. Такую тактику семейного воспитания называют сотрудничеством.
В определении типа семьи я использую индивидуальные беседы, тестирование, анкетирование, детское творчество. Многое о ребёнке могут рассказать рисунки, особенно, если предложить темы: «Моя семья», «Моё заветное желание», «Чего я боюсь» и др. Потому, что и как рисует ребёнок можно сделать вывод о его душевном состоянии.
Для психолого-педагогического просвещения родителей использую информацию на стендах и ширмах; библиотеку по вопросам возрастной педагогики и психологии; консультации специалистов; совместные досуги и праздники.
Наглядно-информационные формы, прежде всего, решают задачи ознакомления родителей с условиями содержания и методами воспитания детей в дошкольном учреждении, способствуют преодолению у родителей поверхностного суждения о роли детского сада, пересмотру методов и приёмов домашнего воспитания. Они помогают объективно увидеть деятельность воспитателя, оказывают практическую помощь семье.
Специалисты выделяют разнообразные трудности и ошибки семейного воспитания. Чтобы убедить родителей изменить свои методы бывает довольно сложно, а порой и вовсе нереально. А вот возможность увидеть своего ребёнка в условиях детского коллектива поможет им призадуматься.
Посещения предполагают постановку конкретных педагогических задач перед родителями: наблюдение за играми, занятиями, поведением ребёнка, его взаимоотношениями со сверстниками, а также за деятельностью воспитателя, ознакомление с режимом жизни детского сада. У родителей появляется возможность увидеть своего ребёнка в обстановке, отличной от домашней. И порой, родителей ожидают открытия: домашний «тихоня», может оказаться «заводилой-атаманом» в группе, или, наоборот, активный и подвижный ребёнок – спокойным и даже застенчивым. Любопытные особенности в поведении детей любой заинтересованный родитель сможет увидеть.
Беседы, проводимые после наблюдений, оказываются более эффективными, убедительными, ведь аргументами становятся факты, которые родители сами видели. Важно здесь одно: организовывая посещения родителями детского сада, я, как педагог должна проявить тактичность, чтобы не обидеть и установить доверительный контакт, укрепить связь с семьёй, убедить в собственном профессионализме, желании и готовности помочь.
Считаю, что главным при работе с детьми является стиль общения, от которого во многом зависит взаимопонимание воспитателя с детьми и их родителями. Взаимопонимание будет только лишь при условии любви педагога к детям, показывая, что ты доверяешь ребёнку, любишь, уважаешь его права.
В процессе своей педагогической деятельности я разработала и применяю на практике правила, которыми руководствуюсь в работе с родителями:
1. Родителям нужна поддержка, помощь, добрый совет, создайте необходимые условия для общения с ними.
2. Не беседуйте с родителями второпях, на бегу.
3. Разговаривайте спокойным тоном, не старайтесь назидать, научать, это вызывает раздражение и негативную реакцию родителей.
4. Умейте терпеливо слушать родителей. Не спешите с выводами.
5. То, о чём родители Вам поведали, не должно быть достоянием других родителей, педагогов.
6. Необходимо помнит, что любой родитель хочет услышать не только плохое, но, в первую очередь, хорошее.
7. Если родители принимают активное участие в жизни группы, их усилия должны быть отмечены воспитателем!
В своей работе я стараюсь не останавливаться на достигнутом, пытаюсь постоянно разнообразить приёмы, методы и формы работы и следовать следующему принципу: сделать так, чтобы как можно большее число семей было счастливыми, чтобы ребёнок гордился своей семьёй, а семья радовалась успехам своего ребёнка и гордилась им.