Анна Павловна Шабельникова
Эссе «Моя педагогическая философия»
▼ Скачать + Заказать документы
От того, как прошло детство,
кто вёл ребёнка за руку в детские годы,
что вошло в его разум и сердце
из окружающего мира –
от этого в решающей степени зависит,
каким человеком станем малыш.
В. А. Сухомлинский
Размышляя о своём жизненном пути, я прекрасно понимаю, что не могу провести грань, где заканчивается моя работа и начинается личная жизнь. Наверное, это и есть моя дорога, зовущая и ведущая к бесконечной жизни в душах моих ребят.
Публикация «Эссе „Моя педагогическая философия“» размещена в разделах
Я выбрала профессию воспитатель и ни разу не пожалела о своем выборе. Каждый день я иду на работу с радостью и ожиданием чего-то нового. На работе меня ждут вечные почемучки, у которых постоянно появляется множество вопросов и каждому нужно отдать кусочек себя, своей любви и ласки. Сделать так, чтобы тебя приняли, доверились, открылись.
Глядя в эти детские глаза, понимаешь, что ты нужна им, что ты для них целая вселенная, что именно ты закладываешь ростки будущих характеров, поддерживаешь их своей любовью, отдаешь тепло своего сердца.
Для меня моя профессия - это возможность постоянно находиться в мире детства, в мире сказки и фантазии.
В процессе становления меня как воспитателя, я поняла, что нет на свете неспособных детей, есть глухие и слепые взрослые, которые не верят или боятся верить, что их ребенок – личность. Я не просто воспитатель, я – человек, который входит в жизнь ребенка и его семьи. Родители доверяют мне самое дорогое, что у них есть, - своих детей. И от меня зависит, как сложатся первые годы ребенка в детском коллективе и станут ли родители моими союзниками. Главным ориентиром в моей работе с детьми стали слова В. А. Сухомлинского: «…если ребенок растет в терпимости, он учится понимать других; если ребенка подбадривают, он учится верить в себя; если ребенка хвалят, он учится быть благодарным; если ребенок растет в безопасности, он учится верить в людей; если ребенок живет в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире». Каждый день, прожитый с детьми в детском саду, наполнен своим смыслом и содержанием, но изо дня в день я стараюсь воспитывать в детях доброту, чуткость, умение сопереживать.
Счастливый ли я человек, выбрав свое дело? Да! Я люблю свою профессию, мне приятно общаться с родителями, я с удовольствием делюсь своими идеями с коллегами, я очень люблю мою с ребятами жизнь! Я счастливый человек, потому что мне неведома скучная, однообразная, рутинная работа, напротив я с радостью и любовью свои знания, свой опыт отдаю детям! Поэтому, если начать свою жизнь сначала, то я однозначно снова выберу профессию воспитателя. На земле каждый день рождается множество людей, но лишь единицы становятся знаменитыми. Возможно, мне не суждено совершить подвиг, сделать великое открытие, - мне это и не важно. Мне важно, что люди доверили мне самое дорогое, что у них есть – своих детей, которые вырастут и непременно внесут свой посильный вклад во благо нашей Земли, а кто-то из них может быть станет знаменитым и даже совершит подвиг. А я буду знать, что в этом есть и моя заслуга, так как я вложила в каждого своего воспитанника свой труд, частичку души и сердца.
Не могу не согласиться с В. А. Сухомлинским, который писал: «Духовная жизнь ребенка полна лишь тогда, когда он живет в мире сказок, творчества, воображения, фантазий, а без этого он засушенный цветок». Своим цветочкам я помогаю раскрыться, учу их идти трудными дорогами познаний, не ждать готовых решений, а искать и находить их самим.
Рисование помогает ребенку познавать окружающий мир, приучает внимательно наблюдать и анализировать формы предметов, развивает зрительную память, пространственное мышление и способность к образному мышлению. Оно учит точности расчета, учит познавать красоту природы, мыслить и чувствовать, воспитывает чувство доброты, сопереживания и сочувствия к окружающим.
Занятия по изобразительному искусству предоставляют неиссякаемые возможности для всестороннего развития детей дошкольного возраста. Встреча с искусством на каждом уровне, обучение детей видению прекрасного в жизни и искусстве, активная творческая деятельность каждого ребенка, радость от сознания красоты – все это воздействует на ум, душу, волю растущего человека, обогащает его духовный мир.
Каждый ребенок рождается художником. Нужно только помочь ему разбудить в себе творческие способности, открыть его сердце добру и красоте, помочь осознать свое место и назначение в этом прекрасном беспредельном мире.
Нетрадиционный подход к выполнению изображения дает толчок развитию детского интеллекта, подталкивает творческую активность ребенка, учит нестандартно мыслить. Возникают новые идеи, связанные с комбинациями разных материалов, ребенок начинает экспериментировать, творить.
Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться.
Нетрадиционные техники рисования - это настоящее пламя творчества, это толчок к развитию воображения, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности.
Путь в творчество имеет для них множество дорог, известных и пока неизвестных. Творчество для детей это отражение душевной работы. Чувства, разум, глаза и руки – инструменты души. Творческий процесс - это настоящее чудо. "В творчестве нет правильного пути, нет неправильного пути, есть только свой собственный путь"
Мой основной принцип в работе – чувствовать сердцем.
Современный воспитатель должен любить детей, ибо воспитание — длительный процесс, требующий большого терпения и душевной щедрости. Это очень интересная и ответственная работа, ведь, как говорит пословица «Что посеешь, то и пожнёшь». Я уверена, что профессия, определяющая своим содержанием прошлое, настоящее и будущее человека и всего человечества, подобна сказке. Моя педагогическая философия, мои отношения с детьми - это сказка. Сказка, длиною в жизнь. И главная награда для меня в этой сказке – улыбка на лицах детей и благодарный взгляд родителей.
Мои ориентиры сегодня – это совершенствование педагогического мастерства через овладение современными педагогическими технологиями, саморазвитие, творческий поиск и проектирование авторской педагогической системы работы с детьми. Для меня работа - это вечный поиск, игра воображения и кладезь творчества. Каждый рабочий день – новое открытие, познание и радость от соприкосновения с маленьким и очень любознательным человечком. Он вырастет и обязательно будет счастливым.
Для меня воспитатель – это человек, который всегда молод душой, неугомонен и азартен, потому что каждый день, приходя в группу и видя множество детских глаз, смотрящих с ожиданием поддержки, любви, информации, забывает все невзгоды, и карусель детсадовской жизни опять продолжает кружиться.
Пусть так всегда и будет!