Оксана Танаева
Эссе «Мир глазами ребенка с расстройствами аутистического спектра»
▼ Скачать + Заказать документы
Дети с расстройствами аутистического спектра – что это за дети? Как они видят мир? Несомненно, дать ответ на этот вопрос достаточно трудно. Дети с аутизмом очень разные. Но чем же отличается мир аутиста от мира обычного ребенка?
Чтобы понять какой именно мир ребенка с аутизмом, рассмотрим что же такое аутизм. Аутизм — состояние психики, характеризующееся замкнутостью, отсутствием потребности или затруднениями в общении, предпочтением своего внутреннего мира контактам с окружающими, повторяющимися действиями и ограничением интересов. Ранний детский аутизм является одним из наиболее сложных нарушений психического развития. Формируется этот синдром в своем полном виде к трехлетнему возрасту. Частота раннего детского аутизма (по последним данным) составляет 1-15 случаев на 10 тыс. новорожденных, причем у мальчиков аутизм встречается в 4-4,5 раза чаще, чем у девочек.
Публикация «Эссе „Мир глазами ребенка с расстройствами аутистического спектра“» размещена в разделах
Аутичный ребенок погружается в мир своих фантазий, собственных переживаний. Он замкнут, отказывается от общения, не смотрит в глаза окружающими, избегает телесного контакта, ласки близких. То есть ребенок - аутист находится как бы сам по себе, он отгорожен от окружающего мира стеной, оторван от реальности и не может адекватно на нее реагировать. Отсюда появляются расстройства речи, моторики, стереатипность деятельности и поведения, приводящие таких детей к социальной дезадаптации. Все за их миром вызывает у них непреодолимый страх и отвержение. Всякая попытка проникновения в их мир вызывает сопротивление и даже тяжелую декомпенсацию. Для такого ребенка окружающее пространство враждебное, слишком громкое и состоит из мешанины разных раздражителей.
Ребенок с аутизмом, находясь дома с близкими или в детском коллективе, большей частью ведет себя так, как будто находится один. Он играет один или «около» детей, нередко разговаривает сам с собой, а чаще молчит. Избегает непосредственного визуального контакта или словно «смотрит сквозь». Ребенок чаще всего не выполняет просьб, не реагирует на прямые обращения, ему сложно что-либо запретить, особенно когда дело касается значимых, особых для ребенка интересов. Мало использует речь, жесты для общения, даже в тех случаях, когда ему что-то нужно, он может лишь привести другого человека за руку и подтолкнуть в направлении интересующего его предмета руку взрослого. Не обращает внимания на то, что обычно интересно детям его возраста. Ребенок как будто отгорожен от мира, живет в своем панцире, «скорлупе». Нередки холодность и безразличие даже к родным, зачастую сочетающиеся с повышенной ранимостью, чувствительностью к малейшему замечанию в свой адрес. Для страдающих аутизмом характерна однообразная нецеленаправленная двигательная активность.
В настоящее время причины аутизма недостаточно ясны. Тем не менее, исследователи признают большую роль генетических факторов в этиологии детского аутизма — генный комплекс передает предрасположенность к развитию патологии при наличии одного из двух провоцирующих факторов:
— экзогенного — внешнего (травма, инфекция, интоксикация, психотравма и т. д.); — эндогенного — внутреннего (возрастной криз, конституциональные особенности и др.)
На сегодняшний день аутизм считается неизлечимым. Но надлежащая терапия и образовательные программы могут помочь развиваться и совершенствоваться ребятам, страдающим от этой болезни. Раннее лечение аутизма уменьшит проявление признаков болезни, убавит агрессию ребенка и сделает его относительно самостоятельной личностью. Аутисты не умеют общаться. Поменять данное положение возможно в раннем детстве с помощью специальных занятий. Чтобы овладеть общением, ребенок должен жить и учиться в окружении сверстников. Изоляция в стенах дома приводит к абсолютной инвалидизации.
Будьте добрее, не отвергайте аутистов, примите их непохожесть, дайте им возможность на полноценную жизнь! Ведь ребенок не выбирал для себя аутизм. Он не может перестать быть аутистом и без помощи взрослых он не приобретет нужных навыков. Воспитание нетипичного ребенка требует от родителей и педагогов невероятного терпения и безоговорочной любви.