Светлана Отраднова
Эссе «Должен ли быть педагог хорошим психологом»
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема повышения уровня психологической грамотности педагога в настоящее время чрезвычайно остра и важна, так как в последние годы растет число детей с трудностями в поведении, тревожных, эмоционально неустойчивых.
В деле воспитания эмоциональной устойчивости, обучении и развитии детей, должно быть органическое единство действий образовательного учреждения и семьи. Никогда никакая семья не даст ребенку того, что может дать детский сад или школа! Однако и они не заменит ему семью! И в этом деле, конечно же, руководящая роль отводится педагогу. А для этого он должен, прежде всего, сам овладеть знаниями психологии личности ребенка и психологическими приемами воспитания, а затем уже обогатить этими знаниями и приемами родителей ребенка.
Публикация «Эссе „Должен ли быть педагог хорошим психологом“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа психолога в ДОУ
- Эссе воспитателей и педагогов
- Темочки
Педагог может и должен стать для ребенка не только носителем знаний, воспитателем, но и в какой-то мере психотерапевтом.
Эмоциональная устойчивость ребенка, выявление причин возникновения тревоги и тех условий воспитания в семье и школе, которые способствуют не только предупреждению и преодолению тревоги ребенка, но и превращению ее из препятствия в катализатор развития.
Педагогу необходимо научиться распознавать проявления тревоги ребенка, чтобы не ругать его за то, за что нужно пожалеть, не требовать того, чего ребенок не в состоянии выполнить, выявить слабые места тревожных детей, например, такие, как повышенная утомляемость и затрудненная включаемость.
Нужно четко разграничивать два психологических понятия : тревога и тревожности. Тревогу определяют, как «ощущение неконкретной, неопределенной угрозы, неясное чувство опасности, страх неизвестно чего».
В отличие от тревоги как состояния тревожность как черта личности присуща далеко не каждому. «Тревожный человек» постоянно не уверен в себе и в своих решениях, все время ждет неприятностей, эмоционально неустойчив. Тревожность как черта личности может стать предвестником развития невроза.
Один из главных выводов по профилактике тревожности: честность и доверие к ребенку, безусловное принятие ребенка. Безусловное – значит без всяких условий. Ни отметка, ни достижения детей не должны рассматриваться как основная ценность. Ругая ребенка за лень и неуспеваемость, не забудьте сказать, что уверены в его возможностях, что цените его как человека и тем более огорчены сложившейся ситуацией. Ребенок должен знать : он хороший, любимый и будет таким всегда.
Родители и педагоги должны повышать самооценку ребенка, надо помогать ему находить ситуации, в которых он один из лучших, хвалить его как можно чаще, не скупиться на проявления любви и нежности.
В заключение хочу подчеркнуть, что важнейшей чертой детской тревожности является ее неразрывная связь с поведением педагога. Педагоги ни на минуту не должны забывать, что для многих своих учащихся и воспитанников они самые главные, самые лучшие. Любое слово, любой жест, взгляд, поступок педагога значит для ребенка очень много. Педагог сможет вскрыть богатейшие возможности в каждом ребенке, которые могут позволить ему преодолеть любые трудности и ощутить радость свободной и осмысленной жизни, сможет осуществить одну из заповедей, выработанную педагогом – новатором Ш. А. Амонашвили: «Не навреди!».