Приложение МААМ

Эссе «Актуальность и важность педагогических идей Дж. Локка для современной педагогики»

Екатерина Владимировна Голубева
Эссе «Актуальность и важность педагогических идей Дж. Локка для современной педагогики»
▼ Скачать + Заказать документы

Эссе на тему :

«Актуальность и важность педагогических идей Дж. Локка для современной педагогики»

Выполнила: студентка 2 курса

Голубева Е. В.

г. Комсомольск-на-Амуре,

2024 г.

Взгляды Дж. Локка на домашнего учителя (тьютора) считаются эталонными среди современных европейских историков-педагогов.

Темочки:

Среди главных задач, стоящих перед учителем, философ называл пробуждение потенциальных возможностей ребенка и создание образовательного процесса, основанного на классическом греческом идеале наставничества и способного подготовить умственные, духовные и физические силы ребенка к становлению его взрослым человеком.

Исходя из этих задач, он рисует портрет нового педагога. По его мнению, тот должен быть рассудительным, сдержанным, искренним с воспитанником и его семьей, старательным, предприимчивым, осмотрительным; иметь надлежащее образование, «… понимать окружающий мир, нравственные установки, обычаи, причуды, заблуждения, ловушки, ошибки мира, страны, в которой будет жить питомец»; научить его «правильно судить о людях».

Сверхзадача домашнего наставника – разъяснить ребенку принципы морали, добродетелей. «Дать взгляд на человечество; научить любить то, что достойно похвалы, готовить ребенка, не до университета, а к миру». А для этого гувернер должен сам владеть вышеуказанными достоинствами, только тогда он сможет сформировать средствами образования и воспитания ответственного личность с развитой самосознанием.

Всё имеет свою историю и предысторию, а потому познание настоящего должно начинаться в прошлом. Современная педагогика не мыслима без того фундамента, который был заложен ее основоположниками. Одним из них был Дж. Локк. Свои педагогические взгляды он изложил в книге «Мысли о воспитании» (1693). Основу нравственного воспитания Дж. Локк видел в формировании правильного представления о добродетели. Нравственное воспитание теснейшим образом связано с воспитанием разума, высшей инстанции, к которой прибегает человек, определяя свое поведение. Нравственная добродетель Локка ассоциируется с полезностью, честью и благопристойностью, тактом, вежливостью, честностью. Основными воспитательными средствами нравственного воспитания по Локку, являются примеры, среда и обстановка. Из всех людей, с которыми мы встречаемся, девять десятых являются тем, что они есть — добрыми или злыми, полезными или нет—благодаря своему воспитанию, утверждал, Локк. Роль воспитания огромна. Локк хотел воспитывать не простого человека, а джентльмена, умеющего “вести свои дела толково и предусмотрительно”, для чего должен обладать качествами буржуазного дельца и отличаться “утонченностью в обращении”. Выделяя в качестве приоритетных задач физическое и нравственное воспитание, Дж. Локк видит цель образования не в «создании ученых людей», а в воспитании практически образованного делового человека. Для Локка важно, чтобы в процессе образования молодой человек был не только подготовлен к успешному ведению практических дел, но и сознавал свою гражданскую ответственность, был приспособлен к «добродетельной жизни», проявлял интерес к изучению того, в чем он сможет быть полезен своей стране. Джентльмен должен получить физическое, нравственное и умственное воспитание, но не в школе, ибо школа, по мнению Локка, это учреждение, где собрана «пестрая толпа дурно воспитанных порочных мальчиков всякого состояния». Настоящий джентльмен получает воспитание дома, ибо «даже недостатки домашнего воспитания несравненно полезнее приобретаемых в школе знаний и умений». Поэтому Локк, исходя из практики аристократических семейств, рекомендовал поручить все дело воспитания джентльмена хорошо подготовленному, солидному воспитателю. Выработка характера, развитие воли, нравственное дисциплинирование — важнейшие задачи воспитания. Нельзя потворствовать ребенку, но нельзя и не удовлетворять его законных пожеланий. Сначала «страх и уважение» должны дать власть воспитателю над поведением ребенка, а в более зрелые годы эту власть будут поддерживать «любовь и дружба». А поскольку цель жизни, а следовательно и воспитания заключается в обеспечении счастья индивида, которое, по Дж. Локку, возможно выразить формулой «здоровый дух в здоровом теле», становится понятным, почему английский мыслитель столь огромное внимание уделяет закаливанию организма человека, выработке выносливости и умеренности. Но главными воспитательными средствами всегда будут являться не рассуждения, а пример, среда, окружение ребенка. «Примите за несомненную истину, — говорит Локк, — что какие бы наставления ни давали ребенку и какими бы мудрыми уроками благовоспитанности ни пичкали его ежедневно, наибольшее влияние на его поведение будет все-таки оказывать компания, в которой он находится, и образ действий тех, кто ходит за ним». А воспитание привычек должно начинаться с самого раннего возраста. Нельзя добиться положительных результатов грубостью, насилием, необходимый результат дадут ласковые слова, кроткое, как бы случайное внушение, сделанное в форме напоминания о том, что дети забыли. Нельзя прививать несколько привычек одновременно. Задача воспитателя заключается в том, чтобы закрепить сначала одну привычку, а затем уже перейти к воспитанию другой. Философ, педагог, юрист, Локк внес огромный вклад во многие сферы научной мысли человечества.

На мой взгляд, учение Локка актуально в наше время по нескольким причинам.

Во-первых, одним из главных условий воспитания личности философ называл созидательную силу личного примера педагога. В настоящее время ни у кого не вызывает сомнения идея о том, что прежде, чем воспитывать в ребенке различные добродетели, надо самому их обрести. В противном случае – это не воспитание, а лицемерие. Педагог должен быть целеустремлен, принципиален, активен и самокритичен.

Во-вторых, воспитание в концепции Локка предполагает подготовку ребенка к реальной жизни через привлечение его к общественно-полезному труду, приобщение к созданию материальных благ.

Источник информации:

1. Буторина, Т. С. История педагогики и образования / Т. С. Буторина, З. И. Васильева, Н. В. Седова. - М. : Academia, 2016. - 384 c.

2. Джуринский, А. Н. История педагогики и образования : Учебник / А. Н. Джуринский. - М. : КДУ, Владос-Пр., 2013. - 400 c.

3. Капранова, В. А. История педагогики : Учебное пособие / В. А. Капранова. - М. : Инфра-М, 2017. - 512 c.

4. Князев, Е. А. История педагогики и образования : Учебник и практикум для академического бакалавриата / Е. А. Князев. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 505 c.

5. Латышина, Д. И. История отечественной педагогики и образования : Учебник для академического бакалавриата / Д. И. Латышина. - Люберцы: Юрайт, 2015. - 260 c.

6. Пискунов, А. И. История педагогики и образования от зарождения воспитания в первобыт. обществе до конца ХХ в. / А. И. Пискунов. - М. : ТЦ Сфера, 2009. - 496 c.

7. Попов, В. А. История педагогики и образования : Учебник / В. А. Попов. - М. : Academia, 2017. - 80 c.

8. Смирнов, В. И. История образования и педагогической мысли. Часть 1. История зарубежого образования и педагогики : учебное пособие / В. И. Смирнов, Е. В. Южанинова. – Нижний Тагил : Нижнетагильская государственная социально-педагогическая академия, 2012. – 454 с.

9. Титов, В. А. ВПС: История педагогики. Конспект лекций / В. А. Титов. - М. : Приор, 2003. - 240 c.

Публикации по теме:

Аукцион педагогических идей «Математические модели»Аукцион педагогических идей «Математические модели» Аукцион педагогических идей «Математические модели»Цель: Выявление новых педагогических идей среди педагогов ДОУ. Оформление: Надпись на.

Декада профессионального мастерства «Фестиваль педагогических идей»Декада профессионального мастерства «Фестиваль педагогических идей» Традиционно в феврале месяце в нашем городе Нефтеюганске проходит декада профессионального мастерства педагогов дошкольных учреждений. Несколько.

Фотоотчет «Мое участие в фестивале педагогических идей»Фотоотчет «Мое участие в фестивале педагогических идей» Добрый день, уважаемые коллеги! Хочу поделиться с вами своими впечатлениям о моем участии в муниципальном фестивале педагогических идей,.

Фотоотчет о республиканском фестивале педагогических идейФотоотчет о республиканском фестивале педагогических идей Овладение родным языком – самое важное приобретение ребенка в детстве. Известно, что язык – это средство общения и взаимодействия с другими.

Сценарий ярмарки педагогических идейСценарий ярмарки педагогических идей Сценарий ярмарки педагогических идей. Под музыку заходят «ряженые» ведущие Ведущий 1: Добрый день, честной народ! В гости ярмарка идет.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Эссе «Актуальность и важность педагогических идей Дж. Локка для современной педагогики»
Опубликовано: 5 декабря 2024 в 14:06
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Эссе «Актуальность и важность педагогических идей Дж. Локка для современной педагогики»» (включая файлы) размещена пользователем Екатерина Владимировна Голубева (УИ 3416310) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
03 марта 2025 понедельник
Сегодня дошкольник — завтра избиратель!
Выбираем спортивные дисциплины!
Праздник знатоков дикой природы!
Слушаем во все уши!
ВСЕ писатели на МААМ по фамилиям
04 марта 2025 вторник
Растим будущих инженеров!
Безопасная весна!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД