Екатерина Владимировна Голубева
Эссе «Актуальность и важность педагогических идей Дж. Локка для современной педагогики»
▼ Скачать + Заказать документы
«Актуальность и важность педагогических идей Дж. Локка для современной педагогики»
Выполнила: студентка 2 курса
Голубева Е. В.
г. Комсомольск-на-Амуре,
2024 г.
Взгляды Дж. Локка на домашнего учителя (тьютора) считаются эталонными среди современных европейских историков-педагогов.
Темочки:
Среди главных задач, стоящих перед учителем, философ называл пробуждение потенциальных возможностей ребенка и создание образовательного процесса, основанного на классическом греческом идеале наставничества и способного подготовить умственные, духовные и физические силы ребенка к становлению его взрослым человеком.
Исходя из этих задач, он рисует портрет нового педагога. По его мнению, тот должен быть рассудительным, сдержанным, искренним с воспитанником и его семьей, старательным, предприимчивым, осмотрительным; иметь надлежащее образование, «… понимать окружающий мир, нравственные установки, обычаи, причуды, заблуждения, ловушки, ошибки мира, страны, в которой будет жить питомец»; научить его «правильно судить о людях».
Сверхзадача домашнего наставника – разъяснить ребенку принципы морали, добродетелей. «Дать взгляд на человечество; научить любить то, что достойно похвалы, готовить ребенка, не до университета, а к миру». А для этого гувернер должен сам владеть вышеуказанными достоинствами, только тогда он сможет сформировать средствами образования и воспитания ответственного личность с развитой самосознанием.
Всё имеет свою историю и предысторию, а потому познание настоящего должно начинаться в прошлом. Современная педагогика не мыслима без того фундамента, который был заложен ее основоположниками. Одним из них был Дж. Локк. Свои педагогические взгляды он изложил в книге «Мысли о воспитании» (1693). Основу нравственного воспитания Дж. Локк видел в формировании правильного представления о добродетели. Нравственное воспитание теснейшим образом связано с воспитанием разума, высшей инстанции, к которой прибегает человек, определяя свое поведение. Нравственная добродетель Локка ассоциируется с полезностью, честью и благопристойностью, тактом, вежливостью, честностью. Основными воспитательными средствами нравственного воспитания по Локку, являются примеры, среда и обстановка. Из всех людей, с которыми мы встречаемся, девять десятых являются тем, что они есть — добрыми или злыми, полезными или нет—благодаря своему воспитанию, утверждал, Локк. Роль воспитания огромна. Локк хотел воспитывать не простого человека, а джентльмена, умеющего “вести свои дела толково и предусмотрительно”, для чего должен обладать качествами буржуазного дельца и отличаться “утонченностью в обращении”. Выделяя в качестве приоритетных задач физическое и нравственное воспитание, Дж. Локк видит цель образования не в «создании ученых людей», а в воспитании практически образованного делового человека. Для Локка важно, чтобы в процессе образования молодой человек был не только подготовлен к успешному ведению практических дел, но и сознавал свою гражданскую ответственность, был приспособлен к «добродетельной жизни», проявлял интерес к изучению того, в чем он сможет быть полезен своей стране. Джентльмен должен получить физическое, нравственное и умственное воспитание, но не в школе, ибо школа, по мнению Локка, это учреждение, где собрана «пестрая толпа дурно воспитанных порочных мальчиков всякого состояния». Настоящий джентльмен получает воспитание дома, ибо «даже недостатки домашнего воспитания несравненно полезнее приобретаемых в школе знаний и умений». Поэтому Локк, исходя из практики аристократических семейств, рекомендовал поручить все дело воспитания джентльмена хорошо подготовленному, солидному воспитателю. Выработка характера, развитие воли, нравственное дисциплинирование — важнейшие задачи воспитания. Нельзя потворствовать ребенку, но нельзя и не удовлетворять его законных пожеланий. Сначала «страх и уважение» должны дать власть воспитателю над поведением ребенка, а в более зрелые годы эту власть будут поддерживать «любовь и дружба». А поскольку цель жизни, а следовательно и воспитания заключается в обеспечении счастья индивида, которое, по Дж. Локку, возможно выразить формулой «здоровый дух в здоровом теле», становится понятным, почему английский мыслитель столь огромное внимание уделяет закаливанию организма человека, выработке выносливости и умеренности. Но главными воспитательными средствами всегда будут являться не рассуждения, а пример, среда, окружение ребенка. «Примите за несомненную истину, — говорит Локк, — что какие бы наставления ни давали ребенку и какими бы мудрыми уроками благовоспитанности ни пичкали его ежедневно, наибольшее влияние на его поведение будет все-таки оказывать компания, в которой он находится, и образ действий тех, кто ходит за ним». А воспитание привычек должно начинаться с самого раннего возраста. Нельзя добиться положительных результатов грубостью, насилием, необходимый результат дадут ласковые слова, кроткое, как бы случайное внушение, сделанное в форме напоминания о том, что дети забыли. Нельзя прививать несколько привычек одновременно. Задача воспитателя заключается в том, чтобы закрепить сначала одну привычку, а затем уже перейти к воспитанию другой. Философ, педагог, юрист, Локк внес огромный вклад во многие сферы научной мысли человечества.
На мой взгляд, учение Локка актуально в наше время по нескольким причинам.
Во-первых, одним из главных условий воспитания личности философ называл созидательную силу личного примера педагога. В настоящее время ни у кого не вызывает сомнения идея о том, что прежде, чем воспитывать в ребенке различные добродетели, надо самому их обрести. В противном случае – это не воспитание, а лицемерие. Педагог должен быть целеустремлен, принципиален, активен и самокритичен.
Во-вторых, воспитание в концепции Локка предполагает подготовку ребенка к реальной жизни через привлечение его к общественно-полезному труду, приобщение к созданию материальных благ.
Источник информации:
1. Буторина, Т. С. История педагогики и образования / Т. С. Буторина, З. И. Васильева, Н. В. Седова. - М. : Academia, 2016. - 384 c.
2. Джуринский, А. Н. История педагогики и образования : Учебник / А. Н. Джуринский. - М. : КДУ, Владос-Пр., 2013. - 400 c.
3. Капранова, В. А. История педагогики : Учебное пособие / В. А. Капранова. - М. : Инфра-М, 2017. - 512 c.
4. Князев, Е. А. История педагогики и образования : Учебник и практикум для академического бакалавриата / Е. А. Князев. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 505 c.
5. Латышина, Д. И. История отечественной педагогики и образования : Учебник для академического бакалавриата / Д. И. Латышина. - Люберцы: Юрайт, 2015. - 260 c.
6. Пискунов, А. И. История педагогики и образования от зарождения воспитания в первобыт. обществе до конца ХХ в. / А. И. Пискунов. - М. : ТЦ Сфера, 2009. - 496 c.
7. Попов, В. А. История педагогики и образования : Учебник / В. А. Попов. - М. : Academia, 2017. - 80 c.
8. Смирнов, В. И. История образования и педагогической мысли. Часть 1. История зарубежого образования и педагогики : учебное пособие / В. И. Смирнов, Е. В. Южанинова. – Нижний Тагил : Нижнетагильская государственная социально-педагогическая академия, 2012. – 454 с.
9. Титов, В. А. ВПС: История педагогики. Конспект лекций / В. А. Титов. - М. : Приор, 2003. - 240 c.