Светлана Серебренникова
Эссе «Музыка моего сердца»
▼ Скачать + Заказать документы
Эссе «Моя педагогическая философия»
Музыка моего сердца….
…Вода бежала, спотыкаясь о камни, бессильно падала в пропасть, выкарабкивалась и снова бежала, – маленький горный ручей, каждой каплей стремящийся к океану.
Я спросил у ручья, как дойти мне до океана, не потеряться в пути!
Ручей захлебнулся в узкой гранитной расщелине, вышел из камней и сказал:
– Ступай за мной! Только помни: путь мой дальний и не лёгкий, не на весёлую прогулку я тебя зову.
Я часто вспоминаю эту притчу…
Публикация «Эссе „Музыка моего сердца“» размещена в разделах
Жажда новых знаний отличительная черта «Человека Разумного». Возникает вопрос: для чего тебе, человече это надо знать? Я, как и все, думала над этим, а ответ нашла в раннем детстве. Тогда, «когда деревья были большими», а ручейки маленькими беспокойными и несмелыми, но упорно пробивавшие себе русло. Проводниками в этот мир для нас являлись родители и учителя. Древние говорили, что вода – это символ рождения, символ жизни. Природная честность, строгость и принципиальность моего отца, которая сочетала в себе огромную любовь и ответственность за своих детей (в семье нас было пять, неиссякаемый поток душевной теплоты, удивительной кротости и доброты моей милой мамочки явило миру такое создание как я. Неугомонное, неукротимое, подобное горному ручью (именно такой я была в детстве). Благодаря моим дорогим педагогам Лизуновой Лидии Васильевне (преподаватель фортепиано в ДШИ, Кукушкиной Алле Михайловне (преподаватель по классу хоровое дирижирование в музыкальном училище, которая впервые посмотрев на мои руки (будущего хорового дирижера, произнесла фразу «Светлана, у вас же крестьянские руки!».
Тебя, Всевышний, я благодарю,
Что жизнь мне подарил…
Родителям скажу сто раз «спасибо»-
Что жизнелюбием меня с рождения наградили.
Спасибо Боже, за детей,
Что счастье составляют день за днем.
Ты подсказал счастливую стезю
В профессии озвученной моей,
Работе по душе верна всю жизнь,
И гордо говорю: «Люблю»
За все тебя, Всевышний, я благодарю!
Прошли годы, и теперь «чудеса» я творю сама. Ведь моя профессия самая замечательная, самая необыкновенная и благородная. Моя профессия – музыкальный руководитель. Звучит сухо, бездушно, однолико… Однако, посмотрите на линию горизонта и вы узнаете, что в этих двух словах кроется истина. «Музыкальный» - прекрасный, чувственный, ласковый, игривый. «Руководитель» - подающий руку незнающему, боящемуся, и ведущий в новое, неизведанное, прекрасное… Мы дарим свет. Учим любить, понимать, сопереживать, чувствовать Я счастлива тем, что моя профессия и моё хобби- единое целое. Это дело всей моей жизни. И прав тот мудрец, который сказал, что нельзя привить любовь к тому, чего не любишь сам.
. Путь познания – подобен пути ручья. И мое предназначение, как педагога – помочь детям пройти отрезок этого пути, научить достойно, встречать преграды и преодолевать их, научить распознавать опасности и уметь себя защитить, через приобщение к шедеврам классической музыки.
Вся моя творческая и педагогическая жизнь неразрывно связана с детьми и с музыкой. Мне кажется, что предназначение человека, решившего посвятить себя формированию будущего поколения, заключается в том, чтобы помочь своим воспитанникам пройти трудный путь, даже узенькую и труднопроходимую тропу; не тянуть за руку на гору, находясь на ее вершине, а помочь преодолеть ее, вовремя подставив плечо. А еще каждый день общаться с детьми, такими разными и неугомонными через самый прекрасный, поющий и танцующий, свистящий, шумящий родник, под названием «музыка». Находить в этом радость и удовлетворение. Думать о них. Сопереживать успехам и неудачам. Нести ответственность. Любить.
Любить ребенка легко, он умиляет своей беззащитностью, милыми детскими чертами, а вот увидеть в нем личность, помочь развиться музыкально и творчески – задача педагога музыканта.
Теперь с уверенностью могу сказать, что в процессе работы оттачивается то, что дано природой. Как тот ручей, который, пробивая свое русло, вынужден бурлить и разливаться, чтобы дать «жизнь» себе. Течение вод светлое, звонкое, чистое…
И если машут рукой на кого-то:
«Да медведь отдавил ему уши!»
Возразить оппоненту охота-
ПОСТРАДАЛИ СКОРЕЕ ЗДЕСЬ ДУШИ!
Неспособных детей не бывает,
Музыкальность - нам дар всем от Бога,
Но не всем благодать выпадает
Встретить с буквы большой Педагога.
Педагог – мы все знаем, кто это. И знаем, чем он ежедневно занимается. Но сейчас, все чаще, мы слышим, что педагогическая профессия – это миссия.
Считаю, что миссия педагога - музыканта – быть проводником в мир искусства, не навредить здоровью, психике, стремлению к творчеству воспитанника; мотивировать целостное восприятие мира ребёнком.
В Древней Греции раб, приставленный к ученику, функциями которого были сопровождение его в школу, прислуживание на занятиях, назывался педагогом. Педагог – производное от греческих слов "пейда " – ребенок, "гогес" вести, буквально "детоводитель". Мир, окружающий человека - это мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Моё главное предназначение в том, чтобы донести эту красоту до каждого малыша, чтобы он смог увидеть, понять и почувствовать всю прелесть этого удивительного тонкого мира, мира кристальной чистоты и свежести - музыки. Воспитание красотой облагораживает души, утончает чувства ребёнка настолько, что он становится восприимчивым к слову, живописи, музыкальному языку… Иногда это происходит не сразу, но надо ждать, верить в ребёнка, и тогда он обязательно полюбит прекрасное.
Я, как добрая волшебница, приоткрываю дверцу в загадочный и таинственный мир музыки, завораживая воображение детей новыми ослепительными красками.
«Музыка подобна дождю, капля за каплей стих
просачивается в сердце и оживляет его»
Ж. Жозеф
Какое счастье видеть восторженные глаза детей, когда они впервые в своей жизни начинают понимать язык музыки, его речь, интонацию… Вскоре понятия: тембр, ритм, форма, жанр… для них становятся близкими и простыми, а это значит, что каждый ребёнок постепенно становится образованным, интеллектуально развитым и культурным человеком. Когда-то великий педагог В. Сухомлинский сказал: «Верьте в талант и творческие силы каждого воспитанника!»
И я верю, помогая ему раскрыться.
Музыкант, сценарист, постановщик, дизайнер, декоратор, костюмер доктор и конечно педагог - вот как бы я определила свою прекрасную, уникальную и универсальную профессию. Посвящая себя воспитанию и обучению детей я не перестаю самосовершенствоваться, изучая и применяя различные инновационные технологии и методики. По крупицам собираю всё самое лучшее и интересное, чтобы затем отдать эти знания нашим детям. А ещё я учусь… у ребят душевной чистоте. Ведь они как «батарейки» дарят столько позитивной энергии и невероятной душевной чистоты, подобной капле Байкальской воды.
Я, музыкальный руководитель, педагог, который выбрал эту профессию не случайно, а по зову сердца. Каждый день на меня с любовью и преданностью смотрят десятки пар сияющих детских глаз, мне навстречу открыто множество горящих детских сердец.
Иногда ловлю себя на мысли, что недовольна собой (анализ присутствует постоянно). Я считаю, что быть недовольным собой – это величайший стимул самоосмысления и совершенствования, огромная ежедневная работа над собой, внутри себя. Но именно эта работа в системе, способна вывести из плена страха и иллюзий, заставить работать все клетки организма, сделать жизнь полной, творить и созидать.
Будь беспокойным!
Не считай отрадой благополучья собственного рай!
Дерзай! Работай! Ошибайся, падай!
И снова все сначала начинай!
Нельзя жить прошлыми заслугами: каждый раз сначала. И после шумного выпускного, сдержанных слез, которые вызывают болевой спазм в горле, от осознания того, что таких детей уже не будет, каждый из них неповторим… И вновь новая группа, доверчивые глазки смотрят с надеждой и с восхищением, завороженные первыми звуками пианино. И вновь вместе с детьми в вихрь ритма и звуков, танца и великой поэзии в безбрежный океан музыки.
Я хочу научить детей понимать мир, в котором они живут, осознавать себя в этом мире. Каждый день ко мне приходят дети, и я стараюсь помочь им открывать что-то новое, ранее неизвестное, открыть им двери в прекрасный музыкальный терем, где звуки мелодии, как вологодские кружева, хитро сплетаясь дарят радость и удовольствие от творчества и игры. И если когда нибудь, ребенок, услышав «Утро Э. Грига», скажет: «Это мы слушали в садике», значит все не зря… Я горжусь детьми, которые нашли себя в музыке. Горжусь выпускниками, учениками детской школы искусств, которые представляли нашу республику на олимпиаде «Сочи-2014», в составе хора России на церемонии закрытия. Теперь это их победы. Так рождаются новые ручейки…
Размышляя о своем жизненном пути, я не могу понять – кто я! Я «ручей» или я - «путь»? Не могу провести грань, когда заканчивается моя работа начинается личная жизни? Эти две тропы, два понятия, уже не отделимы! Наверное, это и есть стержень моей жизни, моя главная дорога, мой путь, зовущий к счастью педагогического труда, к бесконечной жизни в душах наших детей. Свое эссе хотела бы закончить словами известного педагога, музыковеда, Михаила Кизиника: «Если вы хотите, чтобы ваши дети сделали первый возможный шаг к Нобелевской премии, начинайте с ними не с химии, а с музыки. Ибо абсолютно большинство Нобелевских лауреатов в детстве были окружены музыкой. Ибо - музыка пища для мозга, в структурах музыки скрыты все последующие научные открытия. И Энштейн со скрипкой, и Планк у рояля не случайность, не прихоть, а Божественная необходимость».