Елена Астахова
Эссе «Моя педагогическая философия».
Автор: Астахова Елена Михайловна
"Музыка не только доставляет нам удовольствие. Она многому учит. Она, как книга, делает нас лучше, умнее, добрее. "
Д. Б. Кабалевский.
Я с благодарностью вспоминаю своих первых учителей, которые помогли открыть мне мир музыки и танца: Костырину Т. В., Сошникову Л. П., Нагорную В. Т.
Для меня важно приобщить детей к музыке, и этого я добиваюсь посредством доступных и интересных упражнений, музыкальных игр, танцев.
Публикация «Эссе „Моя педагогическая философия“,» размещена в разделах
Использование различных методических приемов, владение фортепиано, выразительное исполнение вокальных произведений, танцевальных движений позволяют мне заинтересовать и увлечь детей, вызвать у них желание заниматься, а также способствует развитию музыкального творчества, раскрытию личности каждого ребенка.
Большое внимание в своей работе я уделяю одаренным детям. Постоянный поиск новых педагогических идей, индивидуальный подход к детям дают эффективный результат.
Мои воспитанники неоднократно становились призерами, победителями, получали звание лауреатов районного музыкального конкурса юных талантов «Дин-Дон». Выпускники продолжают музыкально-эстетическое развитие в детской школе искусств и в хореографических коллективах.
Яркие, интересные занятия, театрализованные представления, наполненные музыкой и весельем, излучающим тепло, дают детям ощущение радости и счастья.
Значительное внимание я уделяю театрализованной деятельности. Ведь её возможности широки. Участвуя в театрализованной деятельности, дети учатся думать, делать выводы обобщения.
С умственным развитием тесно связно совершенствование речи, её выразительность. У детей повышается интерес к занятиям, пробуждаются мысли, фантазии, детские эмоции.
Утренники в детском саду – это праздники не только для детей, но и для сотрудников. Наш коллектив участвует в музыкальных сказках, театрализованных представлениях. Мы вместе создаем теплую, уютную обстановку для детей.
Наиболее интересна форма организации развлекательных мероприятий, где участвуют взрослые наравне с детьми. Это воспитывает уважение к людям.
Особенно хорошо, когда в праздниках участвуют дети разного возраста. В результате дошкольники становятся более общительными, совместные переживания сплачивают ребят, воспитывается чувство ответственности.
Во время подготовки к праздникам в оформлении помещения активно участвуют не только педагоги, но и дети, и их родители. Они создают элементы декораций, детали костюмов. В этом процессе дети участвуют с удовольствием.
Через театрализованную и музыкальную деятельность я стараюсь приобщить детей к русскому народному творчеству. Воспитание на народных традициях несет дошкольникам радость, эмоциональный, творческий подъем.
Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребенка, воспитывающие в нем чувство красоты, любознательность, должны быть национальными. Я знакомлю детей с народной вышивкой, предметами быта, русским народным костюмом, народно-прикладным искусством: городецкой росписью, дымкой, хохломой. Это помогает детям с самого раннего возраста понять, что они – часть великого русского народа.
В песенном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, представления о доброте, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности.
Особый интерес дети проявляют к инсценированию песни. Инсценировка песни – работа ответственная и нелегкая. Нужно подобрать не только песенный материал, но и элементы костюмов, различные бытовые предметы, детские музыкальные инструменты. Инсценировка песни – украшение любого праздника и развлечения.
Я всегда стараюсь устроить детям праздник, даю возможность погрузиться в мир русского быта, русской культуры.
Кроме исполнения народных песен и танцев, детям очень нравятся веселые, задорные русские игры. Самые любимые из них: «Гори ясно», «Русские забавы», «Чей кружок быстрее соберется» с использованием русских народных инструментов: трещотками. Во время подготовки к представлению я стараюсь быть с детьми максимально близко, передавая им свои чувства и умения. Дети включаются в игру, получая от этого радость, удовольствие и выплескивая свои эмоции на зрителей. Ведь фольклорное искусство предполагает обязательный эмоциональный и энергетический обмен.
Я систематически обучаю детей игре на музыкальных инструментах, используя колокольчики, трещотки, ложки, румбу, металлофоны. Это больше всего развивает чувство ритма. Тембры детских музыкальных инструментов я использую в отдельных произведениях, предназначенных для слушания. Детский оркестр поддерживает особенности ритмического рисунка песни или украшает проигрыш к ней, иногда выделяет ритмический рисунок в танце.
Большое внимание в своей работе я уделяю обучению детей танцам. Несколько лет я занималась в танцевальном коллективе «Задоринка» под руководством Сошниковой Л. П. Мне с детства очень нравится это занятие. А теперь и сама хочу привить любовь детей к танцам.
Зачастую итогом музыкально-ритмических занятий становятся хореографические композиции. Сначала я учу детей отдельным элементам танца и наиболее сложным по исполнению танцевальным движениям. Хореографическое искусство обладает редкой возможностью воздействия на мировоззрение ребенка. Очень важно понять его внутренний мир, открыть малышу красоту танца, музыки. Кроме требовательности к детям, я требовательна к самой себе. И здесь имеет значение моя интонация, взгляд, настроение и даже внешний вид. Дети активно, благодарно откликаются на мои слова. И я чувствую, что они видят во мне старшего друга. А я в свою очередь ценю и поощряю настойчивость своих воспитанников, целеустремленность в желании постигать тайны танцевального искусства. От такого хореографического диалога зависит успех совместного труда.
Я всегда желаю детям никогда не расставаться с музыкой, искусством как бы не сложилась их жизнь. Ведь творчество облагораживает человека, благодаря ему люди становятся добрее, тоньше, эмоциональнее.