наталья Гужова
Эссе «Мои размышления о воспитателе-современнике»
▼ Скачать + Заказать документы
«Воспитатель-это волшебник, который
открывает детям дверь в мир взрослых»
К. А. Гельвеций
Современный мир – это понятие звучит повсеместно. Так же и другие понятия, такие как современные ценности, современные технологии, современный человек…. И все эти понятия объединены одним словом «современный». А кто же такой современный воспитатель? Каким он должен быть? Красиво и модно одет? Всесторонне развит? Или любим детьми? С этим вопросом я обратилась к своим ребятам, к родителям. Долго думала, рассуждала, и вот к какому выводу пришла…
Публикация «Эссе „Мои размышления о воспитателе-современнике“» размещена в разделах
А каким должен быть воспитатель, чтобы, с одной стороны, не отстать от современной жизни, а, с другой стороны, воспитывать детей, способных жить в этом мире и приносить пользу? Скажете: «Тоже современным». Не знаю, возможно, вы будете правы, но я, честно говоря, вообще не употребляла бы понятие «современный» вместе со словом «педагог», и тем более со словом «воспитатель». С одной стороны, нельзя не понимать, что времена меняются и воспитателю необходимо неизменно идти в ногу со временем: знать компьютер, современные педагогические технологии, уметь пользоваться интернетом. С другой стороны, современность воспитателя своеобразна. Быть современным для него не значит одеваться по последней моде, употреблять слова из «модного» лексикона, выбирать только престижную высокооплачиваемую работу. Нет, с этой точки зрения, профессия воспитателя была и будет несовременной. Не будет он гнаться за славой, за выгодой, за показным результатом. Может быть, поэтому и не все выпускники педагогических училищ и университетов связывают свою жизнь с педагогикой. Не каждый может работать с детьми. Многие уходят из педагогики из-за небольшой, по их мнению, небольшой зарплаты, возникающих трудностей с детьми, из-за большой ответственности.
Единственное, что необходимо воспитателю помнить во все времена – не следует сводить все общение с ребенком только к сухому процессу передачи знаний. Главная задача воспитателя – помочь ребенку стать личностью. В. А. Сухомлинский писал: «Очень важно стремиться стать хорошим инженером, врачом, продавцом. Но стремиться стать хорошим человеком это еще важнее. Инженером можно стать за пять лет, учиться же на человека надо всю жизнь».
Каждый воспитатель должен стремиться развить в ребенке ту неповторимость, которая будет выделять его среди окружающих, научить ребенка быть воспитанным, ответственным, уметь считаться с другими, иметь человеческое достоинство, уважать самого себя, быть ответственным.
В. А. Сухомлинский писал: «Без уважения к себе немыслима человеческая культура, немыслима и нетерпимость ко всему, что унижает человека. Нет смысла упрекать ребенка в том, что он бесчувственный и бессовестный; надо терпеливо, прилагая дополнительные усилия, развивать его чувства и его совесть, ту тонкость чувств, которая одна только и позволяет воспитателю воспитывать. Воспитание чувств – самое трудное в работе педагога».
Воспитателю очень важно, прежде чем развивать личность ребенка, самому стать личностью. Януш Корчак писал: «Познай и воспитай самого себя, прежде чем воспитывать детей». Поэтому после окончания педагогического училища или университета воспитателю предстоит еще долгая и кропотливая работа над собой. Я не имею в виду, что воспитатель должен быть идеальным во всем, но его должны уважать дети и стремиться быть похожим на него.
Настоящий воспитатель должен быть Человеком. Современный воспитатель, как и во все другие времена - Человек с богатым внутренним миром и большой душой, видящий лучшее в другом человеке, способный возрождать души детей, наделённый Разумом, Добротой и Любовью.
Вот тогда можно будет сказать, что это - настоящий Воспитатель прошлого, настоящего и будущего.