Ольга Попова
Эссе «Менять нельзя работать как прежде. Где поставит запятую педагог нового стандарта?»
▼ Скачать + Заказать документы
В последние несколько лет российская система образования претерпевает значительные изменения. На федеральном и региональном уровнях принимается ряд новых документов, регламентирующих деятельность в сфере образования. Федеральным законом «Об образовании в РФ» дошкольное образование выделено в самостоятельный уровень общего образования. Современному педагогу, самому воспитанному и получившему образование в более раннее время совершенно по другой системе, становится необходимо подчиниться новой системе, принять новые правила. Современное образование направлено на решение задач, поставленных обществом, диктуемых действительностью, которая говорит о том, что государству необходимы высокообразованные, целеустремлённые, инициативные, эрудированные, духовно и физически здоровые личности, способные занять достойное место в обществе, очень много сейчас уделяют внимания воспитанию нравственно-патриотических качеств. А для воспитания такого нового поколения необходимо применение особенных технологий и методов, способствующих поддержке инициативы, развитию мышления, формированию личностных качеств. Одной из ключевых фигур, на которую государством и обществом возложена ответственность в воспитании и обучении нового поколения, является, конечно педагог – педагог «нового стандарта».
Публикация «Эссе „Менять нельзя работать как прежде, Где поставит запятую педагог нового стандарта?“» размещена в разделах
Первый стандарт, мысль о котором приходит в голову, это, конечно же, Федеральный государственный стандарт дошкольного образования, вступивший в силу в сентябре 2014 года. Возможно, сегодня его нельзя назвать «новым стандартом». Но это основной действующий и по сей день вызывающий много разных мнений документ, который определил требования к педагогическим кадрам, заключающиеся в условиях, которые педагог обязан обеспечить при организации своей работы. Нет смысла, думаю, цитировать документ, но, в общем, смысл требований заключается в ориентации педагога на личность каждого ребенка, индивидуальный подход, исходя из потребностей детей, как моральных, так и физических; работа с разными детьми (в том числе детьми с ограниченными возможностями здоровья, а так же одаренными) в одной группе – инклюзия; создание условий для проявления самостоятельности, детской инициативы, одновременно с приобщением к нормам и правилам поведения, принятым в обществе, воспитание толерантности, сострадания и т. п. Огромный фактор развития личности ребенка в условиях детского сада – это знакомство и взаимодействие с семьей воспитанника, включение родителей в образовательный процесс в качестве непосредственных участников. Достижение поставленных требований в воспитании нового поколения невозможно без применения современных технологий, техники, электронных ресурсов и т. д., которыми захвачены современные дети с довольно раннего возраста. Задача педагога – уметь применить в своей профессиональной деятельности такие методы работы, чтобы современные технологии стали в его руках орудием получения образования современным ребенком. Все, о чем я сказала выше, безусловно, вот уже на протяжении двух с половиной лет внедряется в мою педагогическую практику. Могу сказать, что со всем тем, что требует от меня как от педагога стандарт дошкольного образования, я согласна. И, на мой взгляд, довольно продуктивно в своей работе я использую ряд современных образовательных технологий и методов работы – проектная деятельность, коллекционирование, интерактивные формы работы с детьми (групповой сбор, конференции и пр.) и их родителями (круглые столы, клуб, электронные ресурсы); организация совместных детско-родительских образовательных мероприятий, Lego-проектирование и основы робототехники, технологии раннего развития и другие. Опираясь на принципы ФГОС дошкольного образования, я строю свою деятельность таким образом, чтобы каждый ребёнок почувствовал свою уникальность. В образовательной деятельности я иду от интересов, возможностей, способностей детей. Именно такой приём пробуждает активность ребёнка, способствует развитию самостоятельности и самовыражению.
Помимо ФГОС дошкольного образования, предъявляющего требования к педагогу в рамках создания определенных условий для образования детей, как о «новом стандарте» нужно говорить о нашумевшем Профессиональном стандарте педагога, который утвержден Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ №544н от 18 октября 2013 г. Этот документ вызывает много споров и волнений в педагогическом сообществе, наверняка, именно поэтому в третий раз отложено его применение. Ключевая идея профессионального стандарта заключается в умении работать с разными категориями детей – одаренными, инвалидами, с детьми, оказавшимися в сложной жизненной ситуации, сиротами и т. д. Одним из основных критериев оценивания профессиональной деятельности педагога является на сегодняшний день успехи и достижения обучающихся. А с новым стандартом необходимо будет перестраиваться и начинать оценивать его по работе не только с успешными, но и с детьми «особой» категории. Таким образом, согласно профессиональному стандарту педагог должен овладеть следующими новыми компетенциями: технологиями работы с одаренными, технологиями работы в условиях реализации программы инклюзивного образования, уметь работать с детьми, имеющими проблемы в развитии, с социально запущенными детьми, в том числе имеющими отклонения в поведении. И множество других требований к профессионализму педагога предъявляет стандарт. Он повышает ответственность педагога за результаты своего труда, соответственно – и качество образования, обязывает повышать профессиональную подготовку, следовательно, постоянно профессионально расти. А качество системы образования, как известно, не может быть выше качества работающих в нем людей : выше профессионализм педагогов – выше качество образования. Отодвигая сроки начала применения профессионального стандарта, государство дает возможность педагогу по максимуму овладеть теми компетенциями, которые требует стандарт, повысить квалификацию, профессиональный уровень. Одним из эффективных способов овладения новыми компетенциями является самообразование. Я и мои коллеги по образовательному учреждению часто используем возможности сети интернет и становимся слушателями онлайн-семинаров и вебинаров, в частности которые организует ФГАУ ФИРО совместно с журналом по дошкольному образованию «Обруч», выезжаем на всевозможные семинары и конференции в г. Екатеринбург и по области, организуем брифинги и круглые столы для обсуждения и анализа определенной информации, семинары; пользуемся различными электронными сервисами, делимся своим опытом, публикуя свои методические разработки, участвуем в профессиональных конкурсах и т. д. На данный момент я, имея среднее профессиональное образование, являясь студентом педагогического ВУЗа, получаю высшее образование.
Приближаясь к завершению своих рассуждений, хотелось бы обратиться к определению, что же означает слово Стандарт - (от англ. standard — норма, образец) это в широком смысле слова — образец, эталон, модель, принимаемые за исходные для сопоставления с ними др. подобных объектов. То есть тот или иной стандарт, определяющий требования к работе педагога, по моему мнению, побуждает самого педагога, следуя указанным требованиям, становиться и быть эталоном, образцом для себя самого, своих коллег, воспитанников и их родителей, повышая таким образом престиж своей профессии, вызывая уважение к ней и к каждому педагогу.
Подводя итог, хочу сказать: качество дошкольного образования и воспитания определяется характером взаимодействия педагога с ребёнком. Педагог не может оставаться главным в процессе обучения и воспитания, не имеет права быть простым носителем знаний. Ему нужно научить детей совершенно новым компетенциям – умению учиться, общаться со сверстниками и жить в поликультурном пространстве. Если педагог действительно любит своих воспитанников, если он с интересом познаёт всё новое, тогда он будет стараться сделать жизнь в детском саду разнообразной и интересной для каждого своего воспитанника, он никогда не будет «над ребёнком», он всегда будет рядом, вместе с ним!
А на вопрос «Где поставит запятую педагог нового стандарта?» мой ответ: «Менять, нельзя работать как прежде», а вернее, я бы поставила даже не запятую, а восклицательный знак: «Менять! Нельзя работать как прежде!».