Мадина Турунтаева
Эссе «Я — воспитатель»
▼ Скачать + Заказать документы
Эссе «Я — воспитатель»
Свое повествование хочется начать с замечательных слов великого писателя, педагога-гуманиста Льва Николаевича Толстого: «Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным. Эта уверенность встречается редко и может быть доказана только жертвами, которые человек приносит своему призванию».
Моя педагогическая мудрость, как личностная характеристика, приобретается в процессе социокультурного опыта и знаний и определяется нравственными установками и духовно-ценностными ориентациями.
Публикация «Эссе „Я — воспитатель“» размещена в разделах
Как известно, в развитии детей ведущая роль принадлежит взрослому. Я стараюсь обеспечивать все условия, необходимые для всестороннего развития и комфортного пребывания детей в детском саду. Доброжелательный тон, спокойное, ровное к ним отношение является залогом воспитательного успеха. Общаясь с детьми, мы вместе несем тепло, ласку и информацию, которая необходима для развития ума и души ребенка. Мне близка философия воспитания Дорис Нод Ноула «Если ребенок окружен критицизмом, он учится обвинять. Если ребенок видит враждебность, он учится драться. Если ребенок окружен терпимостью, он учится быть терпимым. Если ребенка поддерживают, он учится уверенности. Если над ребенком насмехаются, он учится быть робким. Если ребенка постоянно стыдят, он учится быть виноватым. Если ребенка одобряют, он учится, нравиться самому себе. Если ребенка принимают и обращаются с ним дружелюбно, он учится находить ЛЮБОВЬ в этом мире». Цитированная педагогическая мудрость для меня является актуальной и практико-ориентированной в моем призвании.
Видение своей профессии вырабатывается опытом практической деятельности. Конечно, значимость воспитания нельзя переоценить. Восточная мудрость гласит «Талант того, кто рос без воспитания, бывает обречен на увяданье». На первый план в воспитательной деятельности я выдвигаю важную задачу - формирование души ребенка, поиск нужных ключей, которые оформят и разовьют прекрасные способности воспитанника, его духовные и нравственные силы. В подтверждение этого звучат замечательные слова С. И. Тессена «Образование человека есть путешествие. Это путешествие в страну духа, в мир человеческой культуры…». Находя необходимые способы и подходы, стараюсь вместе с детьми проникать в толерантно - ориентированную общечеловеческую культуру, так как каждый человек уникален не зависимо от расы, национальной принадлежности. Каждый ребенок это неповторимая индивидуальность! Правильно организованная мной воспитательно – образовательная деятельность доставляет ребенку удовольствие, позволяет мне вместе с детьми проникать в самые невероятные пространства, пробовать свои силы в различных ситуациях, примерять на себе самые разнообразные роли, поступки и заставляет поверить в собственные силы.
Я стремлюсь к тому, чтобы внутренний мир ребенка стал ярче. Стремление к этому побуждает меня к поиску эффективных методов воспитания подрастающего поколения через призму духовно-нравственной культуры. У каждого ребенка - своя «радуга» индивидуальности. Я стараюсь понимать и любить всех детей, не разделяя на способных и менее способных, слабых и сильных, активных и пассивных, раскрывая и формируя в них те скрытые качества, которые позволят им в жизни достойно самореализоваться, а самое главное вырасти - человеколюбивыми, отзывчивыми, милосердными. Всегда стараюсь поддерживать в детях самостоятельность, активность, самоутверждение. Давно известно, что одно из условий, обеспечивающее полноценное развитие детей - это хорошее самочувствие. Порой случается, что ребенок, будучи всегда веселым, вдруг грустит. Чувствование детей мне позволяет решить проблему его временной не комфортности. При этом, привлекая всех детей к нуждающемуся в помощи ребенку, мы вместе с детьми помогаем ему преодолеть внутренние переживания.
В воспитании детей стараюсь учитывать психологические особенности каждого ребенка, так как у детей с разным типом нервной деятельности предел работоспособности неодинаков. Одни утомляются быстрее, и им чаще требуется смена деятельности во время игр подвижных и малоподвижных, чем остальным. Во избежание конфликтных ситуаций между детьми, вызванных различными причинами, чаще всего прибегаю к добродушному юмору и созданию дружелюбной атмосферы с привлечением всей группы детей. И мы вместе преодолеваем возникшую проблему. Я стараюсь научить каждого ребенка контролировать свои эмоции и адекватно реагировать на возникшую ситуацию. Всегда хвалю ребенка даже за незначительные хорошие поступки. Глядя на это, дети начинают доброжелательнее относиться друг к другу, стремятся вызвать интерес и сочувствие.
«Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить». А. Дистервег. Опираясь на мнение А. Дистерверга, я выделяю из всех способностей воспитателя самую главную – творческую способность к организации и мотивированию детей к поиску истины, вовлекая и интригуя. Но для развития в себе этой способности, необходим труд с постоянным поиском элементов нового, с подключением фантазии и воображения к любому процессу, деятельности. Одним из главных условий в развитии творческой способности в моей деятельности являются слова В. Вильсона «Мы должны сами верить в то, чему учим наших детей».
Моё стремление к саморазвитию и к самосовершенствованию обусловлено современными реалиями жизни, прогрессом и развитием образовательной системы, новыми тенденциями, подходами и взглядами на педагогическую деятельность.
Начинается наш путь по бесконечной, но интересной дороге. Смена одного поколения детей другими наталкивает на постоянный поиск путей и способов реализации воспитательных задач. Смысл моей педагогической деятельности заключается в том, чтобы помочь ребенку понять себя и раскрыться для себя, для окружающих его людей, для человечества в целом. Еще великий философ Платон писал: «Учитель держит в руках душу ребенка. Значит в его же руках наше общество, наше будущее». Мысль о том, что я вкладываю свою частичку в организацию жизни будущего, накладывает на меня огромную ответственность.
В заключение своего повествования, обобщая все вышесказанное, следует отметить главные тенденции моего призвания «Воспитатель». Вся моя педагогическая деятельность пронизана большой любовью к детям и формируется с учетом индивидуальных особенностей детей, с признанием каждого ребенка, как неповторимой и уникальной личности в рамках личностно-ориентированного подхода, доброжелательного отношения и глубокого проникновения. Вовлечение воспитанников в этот процесс позволяет нам вместе отправиться в творческий поиск, в мир познания окружающей действительности, приобретая толерантно-ориентированную культуру через призму духовного и нравственного восприятия, с искренней верой в то, что у нас все получится. Тем самым кредо моей профессиональной деятельности - «Любить, учить, искать, творить, расти и развиваться».