Самойлова Татьяна
Эссе «Я — педагог!»
▼ Скачать + Заказать документы
Эссе : «Я – педагог!»
Творим и дерзаем
И снова творим.
Наверное, жить интересней хотим!
Воспитатель – не профессия. Это «болезнь».
Мелодия жизни. И танец. И песнь.
Кириллова Л.
На свете есть много различных профессий
И в каждой есть прелесть своя
Но нет благородней, нужней и чудесней
Чем та, кем работаю я.
Публикация «Эссе „Я — педагог!“» размещена в разделах
Быстро и стремительно летит время, перемещая нас из беззаботного весёлого детства во взрослую жизнь. Но, если хорошо подумать, то детство никуда от меня не улетело, а осталось со мной навсегда, потому что я работаю воспитателем в детском саду. За всю жизнь каждый из нас задаё т себе вопрос: «Не жалею ли о своём выборе профессии? Воспитатель - что это? Профессия? Каждодневно встречающееся понятие? Почему человек выбирает эту специальность, что им движет, когда он делает выбор? Профессия это или призванье? Почему я стала воспитателем? Что меня держит в детском саду? Это вопросы, на которые я хочу дать себе ответ. Размышляя над ними, мне вспоминается высказывание Д. И. Менделеева: «К педагогическому делу надо призывать, как к делу морскому, медицинскому или тому подобным, не тех, которые стремятся только обеспечить свою жизнь, а тех, которые чувствуют к этому делу и к науке сознательное призвание и предчувствуют в нем свое удовлетворение, понимая общую народную надобность». Ёмкое высказывание, лучше и не скажешь. Именно сознательное призвание держит и не отпускает меня из профессии - воспитатель! Я – воспитатель! И горжусь своим выбором!
Я хорошо помню, что повлияло на мой выбор. Он был сделан в раннем детстве. Я была ребёнком, ходила в детский сад, воспитателем у меня была Елена Ивановна Середина. Будучи сейчас взрослым человеком, я хорошо помню каждый день, проведённый в обществе этого чудного педагога. Расставанье с детским садом для меня было болезненным. Мне хотелось вернуться. По окончании школы, я не задумывалась куда пойти учиться, и поступила в Кузнецкое педагогическое училище. В 1992 году окончила данное заведение, но по специальности устроится не получилась, были трудные времена, сокращались рабочие места в детских садах. В своё время, я занималась спортом, и мне предложили поработать учителем физкультуры в школе. Так началась моя педагогическая деятельность. Более 14 лет проработала в школе, но по воле рока или судьбы оказалась в детском саду. И тогда я поняла это моё. Моя мечта осуществилась, спустя многие годы.
Уже много лет я прихожу в детский сад, где каждое утро встречаю детей, которые с распахнутой душой ждут от меня понимания, любви, ласки, доброты и чуда. Да, именно чуда! Воспитатель - профессия особенная, в которой нельзя достичь полного совершенства. Настоящий воспитатель профессионально развивается на протяжении всей педагогической деятельности. Он всегда в поиске нового, интересного, чтобы увлечь за собой детей. Духовный мир педагога должен быть открыт. Ребёнок - натура тонкая, на искренность он ответит искренностью, на доброту – добром, на любовь – любовью.
Для меня быть воспитателем – это жить жизнью своих воспитанников. Каждый день я вижу восторженные, любящие глаза своих детей, в которых можно прочитать неподдельный интерес к тебе, которые еще не умеют лгать и фальшивить, которые ждут от тебя материнского тепла и радости общения. И именно в такие минуты ты понимаешь, что ты нужна детям, что они нуждаются в тебе, а ты в них. И как можно не любить таких малышей, когда они каждое утро забираются к тебе на колени, и открывают «самую страшную» тайну своей маленькой жизни. А когда слышишь слова: «А ты останешься снами после сна? А ты придешь завтра? Не уходи…», в душе все переворачивается и ты понимаешь, что эта самая высшая награда за твой труд. Еще очень важно для меня лишний раз похвалить ребенка, даже тогда, когда его успехи очень скромны. Это воспитывает у детей уверенность в себе, вызывает желание сделать следующий щаг.
Ребёнок, как мелодия, у каждого свой звук, звучащий на свой мотив. Настройтесь на этот звук, и детское сердце отзовётся на ваше слово прекрасной музыкой. Кто же на самом деле воспитатель? Музыкант, дирижёр, или настройщик? Скорее, полноценный участник детского оркестра, знающий каждую ноту, умеющий настроиться и подыграть. Вот уже много лет я участник детского оркестра.
В старой притче, «Царство Сердца» Шалва Амонашвили поведал о молодом царе:
«Царь увидел сон, и ангел обещал ему выполнить одну его просьбу.
Созвал царь утром своих трех советников.
- Какое царство нужно моим подданным, чтобы они жили счастливо?
- Царство желаний! – воскликнул один, не задумываясь.
- Царство разума! – произнес другой, почесав затылок.
Молодой царь был умен и терпелив, потому обратился к третьему советнику:
- А ты что скажешь?
- Царство Сердца! – сказал тот.
Молодой царь закрыл глаза и вызвал ангела.
- Сделай мое царство Царством Сердца.
Ангел замешкался.
- Бог уже дал каждому свое Сердце, надо зажечь его.
- Так зажигай…
Ангел опечалился.
- Не могу. Бог велит людям самим зажигать свои Сердца и помогать друг другу!
- Тогда скажи, как зажигать?
- Воспитанием… – и ангел исчез.
Царь открыл глаза.
Советники ждали, что он скажет.
- Займемся воспитанием Сердца! - сказал царь и назначил третьего советника попечителем воспитания Сердца - Учителем!»
Настоящий педагог и есть попечитель воспитания детских Сердец. Я стараюсь дарить детям тепло своего сердца, чтобы от него вспыхнула искорка прекрасного в юной душе, а затем разгорелся огонёк лучших качеств, помогающих стать настоящим человеком.
Дошкольный период уникален - это великая пора жизни, когда закладывается основа нравственности человека. Личность ребенка - главная ценность. Основная цель воспитания остаётся неизменной - формирование гармонично развитой личности.
В современных условиях воспитатель должен быть компетентным, методически грамотным, ориентироваться в современных технологиях, знать, чем живут современные дети. В реализуемых мной программах современного образования, на первый план выдвигается развивающая функция образования, которая позволяет обеспечить становление личности ребёнка, раскрытие индивидуальных особенностей. Важно привить детям умение ориентироваться в стремительном потоке информации, научить самостоятельно, получать знания, сделать его способным развиваться дальше без помощи педагога.
Мои основные принципы и подходы к образованию, заключаются: в эмоциональном благополучии, создании гуманного и доброжелательного отношения, креативности процесса воспитания и обучения, уважительном отношении к детям.
Времена и требования меняются. Но основные нравственные и этические качества педагога во все времена неизменны! Он должен оставаться Человеком с большой буквы. Ведь основная миссия воспитателя – помочь каждому ребёнку максимально раскрыться в дошкольный период, сформировать лучшие человеческие качества: доброту, честность, ответственность, милосердие и чуткость сердца.
Цель моего педагогического пути, сопровождая воспитанников по стране под названием «Детство», сделать их счастливыми, духовно и нравственно богатыми. Важно научить их честно жить и стать достойными гражданами своей Родины!
Как оценить свой педагогический путь? Сложно сказать. Недавно я встретила своего 14 летнего выпускника, в компании сверстников. Увидев меня, он подошё л ко мне обнял и сказал: «Здравствуйте, Татьяна Викторовна, как я рад Вас видеть! Вы самый лучший воспитатель!» Эти слова тронули меня. Ради таких слов стоит работать воспитателем! Я рада, что оставляю добрый след в душах своих воспитанников.