Елена Муравьёва
Эссе «Я — педагог»
▼ Скачать + Заказать документы
«Одобряйте и окрыляйте, воодушевляйте творческие начинания…
Чтобы потрясать, надо самому быть потрясенным
и сердце свое держать высоко».
А. Довженко
Я – педагог, воспитатель в детском саду. И осознание этого вызывает во мне противоречивые чувства. С одной стороны – моя профессия предполагает строгие обязательства перед детьми, родителями, обществом. То есть – это напряжение, ответственность, долг.
Темочки:
С другой стороны меня не покидает чувство радости, удовольствия, когда я нахожусь среди моих воспитанников. Я внутренне соглашаюсь с выражением, приписываемым Конфуцию: «Выбери себе работу по душе и тебе не придётся работать ни одного дня в своей жизни».
Попробую объяснить свои ощущения некоторыми примерами.
Модернизация системы образования нашей страны планомерно привела к появлению в дошкольном образовании федеральных государственных образовательных стандартов. А ведь они представляют собой «совокупность обязательных требований к дошкольному образованию», среди которых есть и такое: «Создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками».
Я же воспринимаю эти требования, как одобрение моего внутреннего посыла к действию, моего стремления следовать словам В. А. Сухомлинского: «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества». Вспоминаю, что в детстве я хотела стать художником. До сих пор сохранился мой рисунок из детского сада на тему «Кем ты хочешь стать», где я нарисовала художника, мольберт и краски. Эта детская мечта подтолкнула меня к выбору темы по самообразованию «Нетрадиционные техники рисования».
Или другой пример. Цитирую фрагмент из Федерального закона об образовании (ст. 48) «Педагогические работники обязаны… систематически повышать свой профессиональный уровень». «Обязаны»! Какое принудительное, жесткое, тяжеловесное слово. Вероятно, есть и те, для кого эта норма затруднительна! А вот еще. Чтобы повысить престиж педагогической профессии, распространить педагогический опыт проводится конкурс "Педагог года в дошкольном образовании". Однако, мало кто самостоятельно решается участвовать в нем.
Для меня же узнавать новое, полезное для моего развития, для развития воспитанников не является обязанностью. Для меня – это удовольствие, хобби, если хотите, море открывающихся возможностей. Конкурс «Педагог года» - это просто подарок для моего профессионального роста. Открыть что-то новое, обобщить свои знания, посмотреть и услышать из первых уст, чем «живут и дышат» коллеги – это здорово! Глядя на тех, кто уже участвовал в этом конкурсе, я замечаю, как качественно меняются люди. Они становятся более уверенными, целеустремленными, профессионально грамотными. Я тоже так хочу!
Мне очень нравятся слова немецкого педагога-демократа А. Дистверга «Без стремления к научной работе учитель… попадет во власть трех демонов: механистичности, рутинности, банальности. Он деревенеет, каменеет, опускается». Повышение своего педагогического мастерства – это та самая необходимая научная работа.
Но еще немного о противоречиях в восприятии профессии.
Ответственное отношение к работе двигает мной всегда. Я тщательно готовлюсь к занятиям с детьми, стараюсь заинтересовать, использую сюрпризные моменты, проблемные ситуации, творческий подход. То есть исполняю обязанности.
Но ведь я сама люблю показывать сказки, перевоплощаться в сказочных героев, мне нравится выступать на утренниках в роли «Бабы-Яги», «Снегурочки», «Осени» и других персонажей, видеть улыбки и реакцию детей, слышать детский смех. Обожаю кататься на горных лыжах, дышать свежим, горным воздухом. В детском саду с ребятами ходим на прогулку, играем, бегаем, двигаемся, хорошее настроение всегда с нами. Но, если время от времени не останавливаться и не мечтать, не воображать и не фантазировать, то можно пропустить всё своё детство. Если не ощущать лёгкое дуновение ветерка, не слышать шелеста трав, пения птиц, не делать наблюдений с детьми, то можно пропустить всю красоту нашей природы. Я думаю, что нужно обязательно останавливаться, прислушиваться ко всему, что нас окружает, встречать рассвет, провожать закат, чтобы не пропустить всю нашу интересную жизнь. Нужно каждый день стремиться познавать неизведанное и необычное в самых обычных моментах жизни.
Подводя итог, хочу сказать, что противоречивые составляющие моей профессии являются тем самым «двигателем развития», рождающим истину. Это основа, позволяющая взрастить настоящего воспитателя. В моем представлении воспитатель - это человек широкого кругозора, обладающий необходимыми знаниями в области педагогики, психологии, методики, компьютерных технологий, хорошо разбирающийся в проблемах воспитания и обучения детей. Человек, способный проявлять инициативность, самостоятельность в постоянно меняющихся педагогических ситуациях и креативность в организации образовательного процесса.
И, несмотря на все противоречия, я стремлюсь быть настоящим профессионалом!