Елена Иванова
Эссе «Я без детей ничего не значу!»
▼ Скачать + Заказать документы
«Я БЕЗ ДЕТЕЙ НИЧЕГО
НЕ ЗНАЧУ!»
ИВАНОВОЙ ЕЛЕНЫ
МИХАЙЛОВНЫ
Вы говорите: дети меня утомляют. Вы правы.
Вы поясняете: надо опускаться до их понятий.
Опускаться, наклоняться, сгибаться, сжиматься.
Ошибаетесь. Не от того мы устаем, а от того,
что надо подниматься до их чувств.
Подниматься, становиться на цыпочки, тянуться.
Чтобы не обидеть…
Я. Корчак
Публикация «Эссе „Я без детей ничего не значу!“» размещена в разделах
Вспоминаю свой первый рабочий день в детском саду. Один из самых важных и волнующих дней моей жизни. Я - воспитатель! Я встречаю своих первых воспитанников – дошколят! Я очень волнуюсь. Передо мной милые, красивые, доверчивые и осторожные лица детей и полные тревоги глаза родителей. «Глаза - зеркало души», - гласит народная мудрость. И через это зеркало мы впервые пытаемся понять друг друга. Устанавливается внутренний диалог. Вижу глаза мамы:
- Почему тревога в Вашем взгляде?
- Волнуюсь за свою девочку. Она еще совсем маленькая, а сегодня ей впервые предстоит остаться без меня на весь день…
- Не волнуйтесь, не тревожьтесь, я помогу ей привыкнуть к новой жизни, я постараюсь стать ей «дневной» мамой.
Смотрю в глаза папы. Строгий взгляд предупреждает:
- Мой сын - моя гордость! Он замечательный. Он – лучший. Ему нужно много внимания!
- Обещаю, я научусь любить и уважать не только Вашего сына, но и каждого ребенка нашей группы. Верьте мне. Я смогу достойно воспитывать НАШИХ детей.
А потом начались рабочие будни, с их удачами и неудачами, радостями и огорчениями. С тех пор меня зовут Воспитатель. Мой корабль – это мой детский сад, а бесконечный океан, окружающий меня все эти годы – моя профессия. Имя этому океану – Педагогика.
Путешествия не бывают легкими, они часто таят в себе множество опасностей и неожиданностей. Но возможно ли отказаться от своей идеи и повернуть назад? Нет, такого права я не имею. Ведь со мной мои помощники, моя замечательная команда, с которой я делю все тяготы и радости этого путешествия – мои дошколята. Мой детский сад «Родничок» – моя жизнь, мое призвание.
В. А. Сухомлинский писал, что детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш.
Именно воспитатель ведет ребенка «за руку в детские годы». Чтобы быть хорошим воспитателем, необходимо не только обладать многими достоинствами и добродетелями, но и оставаться в душе ребенком. Иначе дети не примут, не впустят в свой мир.
Общение с детьми – каждый раз своего рода экзамен. Маленькие мудрые учителя и проверяют тебя на прочность, и одновременно любят тебя всепоглощающей любовью, в которой можно раствориться без остатка. Секрет их чистой любви прост: они открыты и простодушны.
Работая с дошкольниками, не перестаю удивляться, насколько они разные, непредсказуемые, интересные, забавные, удивительно умные, умеющие своими рассуждениями, умозаключениями, поступками поставить задачу передо мной или любым взрослым. Детский коллектив можно, и вправду, сравнить с родничком, льющимся ручейком - динамичным, постоянно изменяющимся и… беззащитным.
В современном мире ребенок подвержен различным влияниям извне, он беззащитен перед обществом, у него нет фильтра, который мог бы пропустить все полезное и благоприятное и отсеять все чуждое и негативное. А ведь то, что будет заложено в детском возрасте, останется с человеком на всю жизнь. Именно поэтому таким фильтром должен стать взрослый человек - наставник, воспитатель. Я каждую минуту помню об этом, ежеминутно помню, что влияние, которое я как воспитатель оказываю на ребенка, должно носить созидательный характер. Все вокруг маленького человечка должно быть прекрасно. Все, что его окружает, должно нести позитивный заряд и положительные эмоции. Позитивное, наполненное радостью созидательное общение с детьми - главная цель воспитателя, моя цель. Ведь жизненная философия, философия радости и созидания, от воспитателя перейдет к воспитаннику. С ней он пойдет по жизни, будет совершать маленькие и большие дела и открытия, передаст ее своим детям. Значит, моя миссия - отфильтровать влияние, которое оказывается на ребенка, изъять все вредоносное, дурное, не отрывая маленького человека при этом от действительности, пропустить влияние внешнего через призму любви и добра.
Быть воспитателем – огромная ответственность, но и огромное счастье. Счастье - слышать от четырехлетних малышей, «звонящих» солнышку, что их воспитательница «самая добрая и не ругательная»; счастье - видеть, как малыш прикладывает ушко к груди своего друга, чтобы услышать, как бьется его счастливое сердце, потому что он сказал ему доброе слово - пожелал здоровья; счастье - учить рисовать букет для любимой мамы и чувствовать аромат радости. Я знаю, что для многих педагогов, и для меня в том числе, счастье - говорить ребенку, как хорошо быть добрым, честным, отзывчивым и быть действительно счастливым от того, что предоставляешь своим воспитанникам возможность почувствовать себя такими «здесь и сейчас». Ведь суть профессии воспитателя детского сада – дарить… Дарить ребенку этот красочный мир, удивлять прекрасным.
Мне нравится утром встречать ребят, когда они доверчиво вкладывают свою ладошку в мою руку и идут в мир, который я для них создала. А вечером слышать: «Я еще к тебе приду». Мне нравится сидеть с детьми у самовара и рассказывать им о России, о ее традициях и обычаях нашего народа, нравится рисовать с детьми природу родного края, создавать композиции по сюжетам народных сказок. Я каждый раз расту вместе с моими детьми. И сама каждый раз учусь у них многому.
Я часто спрашиваю себя: что еще я могу сделать для того, чтобы в этих непростых и нестабильных условиях сохранить в ребёнке то ценное, что изначально заложено природой : доброту, сострадание к ближнему, умение выслушать товарища и желание помочь ему? Кого и что призвать в помощники? Родителей? Безусловно! Но нередко приходится объяснять и родителям, что даже при нынешних темпах жизни, всеобщей занятости и необходимости выживать в кризисе просмотр мультфильмов по телевизору не может заменить чтение сказки на ночь и мамин поцелуй, и даже самые интересные компьютерные игры не сравняться с живым общением. Медиа-масскультура? Отнюдь! Современные информационные потоки настолько далеки от культуры, что зачастую просто несовместимы с детством.
В тяжелые, смутные, переломные времена человечество всегда возвращается к истокам. Я считаю, что знание истоков, влияние родного фольклора помогает понять, объяснить и избежать многих ошибок воспитания. Одной из своих задач я считаю приобретение дошколятами за короткий период нахождения в детском саду основ духовных ценностей, которые созданы народом. Я уверена, что, воспринимаемая ребенком через материнский фольклор, народная культура закладывает фундамент межличностных отношений, доносит в приемлемой форме нормы и правила социального поведения, стимулирует проявление начальных социальных эмоций, дает первые импульсы к формированию личности.
Но это лишь толика вопросов, которые стоят передо мной как перед воспитателем. Я понимаю, что деятельность воспитателя по своей природе есть не что иное, как процесс решения неисчислимого множества задач различных типов, классов и уровней. И специфической особенностью этих задач является то, что их решения практически никогда не лежат на поверхности. Они нередко требуют напряженной работы мысли, анализа множества факторов, условий и обстоятельств. А еще творчества. Ведь детская душа желает приобщиться к чуду. Моя же роль – творить и помогать обнаруживать эти чудеса.
За годы работы в детском саду я поняла, что для меня самое главное, чтобы ребенок, уходя домой, желал встретиться со мной вновь. И каждый день он должен уходить домой с победой. Если моя детвора с нетерпением ждет завтрашнего дня – это показатель моего труда.
Влияние воспитателя детского сада незаметно с первого взгляда, скрыто оно и при более глубоком рассмотрении. Я знаю, что маленькие дети редко запоминают своих воспитателей. Таковы уж особенности детской психологии. Я понимаю, что плоды моей работы взойдут не сразу, проявятся лишь спустя годы и годы. Но я уверена, что это будут самые важные, самые прекрасные, самые сладкие плоды. Я – воспитатель, я – сильный и терпеливый человек. Я готова с надеждой ждать, пока плоды моей работы, моих стараний взойдут.
А пока… приходят новые дети, и я снова пытаюсь приподняться, дотянуться до них. Я расту, меняюсь, познаю мир вместе с ними. По сути, проживаю вместе с ними их маленькую дошкольную жизнь. И мне снова от 3 до 7.
Я без детей не значу ничего!
Когда смеюсь, когда грущу и плачу.
Живу для них я, видно, оттого,
Что без детей я ничего не значу!
Кручусь, вращаюсь в собственных делах,
Встречаю за удачей неудачу.
Но каждый день мой полон мыслями о них -
Ведь без детей я ничего не значу!