Ольга Викторовна Мухортова
Эмоциональное благополучие ребенка дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Эмоциональное благополучие является одним из фундаментальных качеств жизни человека. Его фундамент закладывается в детском возрасте, а следовательно, зависит от окружающих ребенка взрослых, их отношений и реакций на его поведение.
Под эмоциональным благополучием Г. А. Урунтаевой понимается чувство уверенности, защищенности, способствующие нормальному развитию личности ребенка, выработке у него положительных качеств, доброжелательного отношения к другим людям.
Публикация «Эмоциональное благополучие ребенка дошкольного возраста» размещена в разделах
Таким образом, можно сделать заключение, что психологически благополучный ребёнок – это, прежде всего, ребёнок спонтанный и творческий, жизнерадостный и весёлый, открытый, познающий себя и окружающий мир не только разумом, но и чувствами, интуицией. Он полностью принимает самого себя и при этом принимает ценность и уникальность окружающих его людей.
Эмоциональное благополучие выражается в следующих чертах поведения и чувств ребенка : наличии чувства доверия к миру;
-способности проявлять гуманные чувства;
-способности сопереживать и чувствовать состояние другого;
-наличии положительных эмоций и чувства юмора;
-способности и потребности в телесном контакте;
-чувстве удивления;
-способности к осознанию особенностей собственного поведения в соответствии с возрастом.
Эмоциональное благополучие ребенка свидетельствует, что представления взрослых о том, что необходимо и интересно ребенку, соответствует его реальным потребностям. В противоположность этому эмоциональное неблагополучие, как правило, говорит о дисбалансе между этими факторами.
Эмоциональное неблагополучие может иметь различные причины:
-биологические - врожденные особенности психофизического развития ребенка, особенности его темперамента и характера и т. д.
-психосоциальные - особенности воспитания в семье; ценностные ориентации родителей; наличие конфликтных отношений между членами семьи, включая взрослых и детей, и т. д.
Эмоциональное неблагополучие ребенка складывается постепенно и проявляется в виде личностных реакций на поведение окружающих.
Основные условия эффективности собственного поведения взрослых, позволяющие свести к минимуму возможность возникновения эмоционального неблагополучия ребенка, следующие:
- принятие ребенка в единстве его позитивных и негативных качеств;
- создание в семье атмосферы положительных эмоций;
- создание в семье атмосферы безопасности для ребенка;
- поощрение и стимуляция развития всех способностей ребенка.
Эмоциональная сфера является ведущей в психическом развитии ребенка дошкольного возраста и поэтому является основой для осознания ребенком себя.
Эмоциональное развитие дошкольника связано, прежде всего, с появлением у него новых интересов, мотивов и потребностей. Воспитание эмоций сохраняет ведущее значение на протяжении всего детства.
Эмоция представляет собой сложный психологический механизм, прижизненно формирующийся в процессе деятельности ребенка и являющийся важным регулятором поведения и деятельности в соответствии потребностям и интересам детской личности. Одна из главных функций эмоций заключается в том, что они помогают ориентироваться в окружающей действительности, оценивать предметы и явления с точки зрения их желательности, полезности или вредности.
Эмоции ребенка многообразны, открыты и часто сменяемы, подвижны, импульсивны, неосознанны. Они связаны с выражением своих возможностей. Они ситуативны и во многом зависят от процессов возбуждения, которые преобладают над процессами торможения.
Семья предоставляет ребенку не только оптимальные возможности для формирования его личности, но также естественно вводит его в постоянно расширяющиеся социальные отношения, способствует созданию предпосылок для его социализации. У ребенка осуществляется процесс формирования эмоционального поведения в отношении самого себя и других членов семьи, он учится эмоционально реагировать на постоянно изменяющиеся ситуации взаимодействия. Глубокие контакты с родителями создают у детей устойчивое жизненное состояние, ощущение уверенности и надежности, формируют предпосылки для эмоционального благополучия. Дети, которые растут в атмосфере любви и понимания, имеют меньше проблем, связанных со здоровьем, общением со сверстниками. Нарушение детско-родительских отношений зачастую становится источником формирования различных психологических проблем.
К сожалению, современные родители, не осознавая всей ответственности за развитие личности ребенка, недооценивают роль детско-родительских отношений. В такой ситуации ребенок может некритично усваивать предъявляемые ему нормы и образцы поведения. Родителям необходимо помнить о том, что заложенный в дошкольном возрасте фундамент положительного самовосприятия обеспечит благоприятное личностное развитие. Родительская позиция – один из важных факторов, оказывающих влияние на формирование образа «Я» ребенка. Отталкиваемый и отвергаемый дошкольник чувствует себя ненужным, лишним, отодвинутым в семье на второй план. Соответственно, образ «Я» у него будет формироваться негативный (возникает самоопределение «Я – плохой»).
Таким же лишним ребенок чувствует себя тогда, когда родители уклоняются от общения с ним, не участвуют в играх, почти не замечают его, постоянно заняты своими делами. Свое разрушительное влияние также оказывает сниженный эмоциональный тонус отца и матери, негибкость отношений к ребенку, эмоциональная «глухота», концентрация на собственных переживаниях. Это создает у ребенка чувства недоверия к взрослым, собственной ненужности, формирует конфликтный тип личности.
Стоит подчеркнуть, что эмоциональная атмосфера семьи, оказывая значимое влияние на формирование здоровья ребенка, складывается из педагогической компетентности членов семьи и качества их взаимоотношений. Семья сегодня испытывает дефицит компетентности по вопросам формирования у детей позитивных социальных установок. В связи с этим требуется помочь семье обрести педагогическую компетентность – в этом заключается одно из направлений работы педагогов по поддержке здоровья детей.
Таким образом, семья, несомненно, играет огромную роль в процессе развития личности дошкольника. Родители обязаны обеспечить эмоциональное благополучие каждого ребенка, сохранить и укрепить его эмоциональное здоровье, способствовать становлению позитивного образа «Я»; формировать базовые качества личности, обеспечивающие успешную социализацию ребенка; воспитывать понимание представление своей роли в ближайшем социокультурном пространстве.
Уважаемые родители, помните, для того, чтобы воспитать психологически здорового ребенка, нужно приложить немало трудов и усилий, а именно:
• Старайтесь больше времени уделять сыну или дочери;
• Гуляйте, играйте дома, на свежем воздухе в семейные игры;
• Читайте книги вместе, вместе обсуждайте их героев;
• На своем примере показывайте значимость своей семьи;
• Доверяйте своему малышу свои «секреты», переживания;
• Учите сопереживать человеку, попавшему в беду, тому у кого неприятность, горе;
• Учите находить выход из трудностей, согласно правилу «Не навреди»;
• Формируйте адекватную самооценку;
• Постарайтесь стать самым близким другом;
• Учите дорожить друзьями;
• Учите ребенка быть внимательным к окружению;
• Старайтесь ограничить ребенка от внутрисемейных конфликтов;
• Ограничьте общение с семьями, ведущих асоциальный образ жизни!
Помните, что ребенку нужна забота, ласка, понимание, а не порицание и ваша усталость после трудного рабочего дня!